Слайд 1Международная торговля лицензиями и ноу-хау
Работу выполнила:
Студентка группы ФЭФ 19-12
Гаврилова Анастасия
Слайд 2Основные понятия
Лицензионная торговля – основная форма международной торговли технологиями, включающая сделки с
«ноу-хау», патентами и лицензиями на изобретения.
Лицензия – это разрешение продавца (лицензиара) на
использование другим лицом-покупателем лицензии (лицензиатом) – изобретения, технологии, технологических знаний, производственного опыта, секретов производства, торговой марки, которые необходимы для производства коммерческой и иной информации, в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.
Ноу-хау (англ. «know-how») - знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой.
Слайд 3Патентная и беспатентная лицензия
В классическом понимании лицензия является патентной, т.е.
представляет собой право на использование патента
Беспатентная лицензия – лицензия ,
выдаваемая на техническое достижение, которое по каким-либо причинам еще не запатентовано или вообще не подлежит (по действующему законодательству) патентной защите
Слайд 4
Классификация лицензий:
Исключительная-лицензиар предоставляет лицензиату исключительное право на использование объекта промышленной
собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за собой права
на его использование в части, не передаваемой лицензиату.
Неисключительная(простая)-лицензиар предоставляет лицензиату право на использование объектов промышленной собственности на оговоренных условиях, сохраняет за собой все вытекающие из патента права, в т.ч право на передачу лицензии третьим лицам.
Полная-лицензиар по договору передаёт другому лицу все права, вытекающие из патента на весь срок его действия.
Сублицензия-лицензиар передаёт лицензиату полномочия представлять право использования охраняемого патентом объекта промышленной собственности третьим лицам в пределах прав, оговоренных лицензиаром.
Слайд 5Лицензионные соглашения могут оплачиваться в различных формах:
Слайд 6Цена лицензии:
PL=N*T*B*BL
PL-расчётная цена лицензии;
N-средний годовой объём выпуска продукции за весь
срок действия соглашения;
T-срок действия соглашения;
B-дополнительная прибыль лицензиата от реализации лицензии;
BL-доля
лицензиара в дополнительной прибыли лицензиата
Слайд 7Лицензионная торговля
Лидирующее положение в экспорте лицензий занимают США, на долю
которых приходится более 65% поступлений капиталистических стран от экспорта лицензий;
на втором месте – страны Западной Европы; Япония пока остается нетто-импортером.
Слайд 8Ноу-хау могут включать:
Предметы – образцы изделий, незапатентованные промышленные образцы, машины,
проборы, запасные части, инструменты, приспособления и т.д.;
Техническую документацию – формулы,
расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.;
Инструкции – пояснения, касающиеся конструкции производства или применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения об организации работы и данные, помогающие в решении экономических вопросов.
Слайд 9Выгоды торговли лицензиями мировой экономике и экономикам отдельных стран:
приобретение
лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий страны
на 7–8 лет;
каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3–6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии – 16 долларов;
экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.
Слайд 11Современное состояние лицензионной торговли
1. Промышленно развитые страны с доминирующим
экспортом лицензий – США
2. Промышленно развитие страны с преобладающим экспортом
лицензий – Великобритания и Швейцария
3. Промышленно развитые страны с преобладающим импортом лицензий – Германия, Япония
4. Развивающиеся страны с импортно-экспортной направленностью лицензионной торговли - Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция и Россия
5. Развивающиеся страны с импортной направленностью лицензионной торговли - Таиланд, Алжир, Панама
6. Развивающиеся страны с эпизодическим характером лицензионной торговли – страны центральной и южной Африки