Слайд 1Международно-правовые ограничения для применения силы
Профессор кафедры международного и гуманитарного
права
С.В. Коростелев
intlaw@szags.ru
Слайд 2Ответ на вопрос «почему применялась сила» находится в области международных
отношений;
ответ на вопрос «как применялась сила» находится в области
военного искусства; и только
ответ на вопрос «правомерно ли применялась сила» может быть найден в международном праве.
Слайд 3Учебные вопросы:
Необходимость применения силы (Jus ad bellum)
2. Соразмерность применения силы
Слайд 4Обязательная литература:
Y. Dinstein …..
Дополнительная литература:
Устав ООН.
Текст проектов статей
об ответственности государств. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/intorg_responsibility.pdf.
Статут Международного уголовного суда. URL: http://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf.
Слайд 5Необходимость / Соразмерность
Военные и правовые аспекты
1й учебный вопрос
Слайд 6Правовое регулирование применения силы в международных отношениях:
Право государств применять силу
jus ad bellum
Правила поведения в ходе боевых
действий jus in bello
Слайд 7Правовое регулирование применения силы в Уставе ООН
В механизмах управления
ООН фактически устранён (без декларативного объявления об этом) принцип суверенного
равенства государств: Устав ООН возложил особую ответственность за поддержание мира на ведущие мировые державы того времени, составившие постоянное ядро Совета Безопасности ООН.
В международном договоре была признана реальная модель организации мирового сообщества: Уставом ООН определено, что реальный баланс интересов и относительное обеспечение мирного сосуществования обеспечиваются противостоянием интересов только ведущих держав.
Слайд 8Ядром современного jus ad bellum, то есть права на применение
силы, являются Статьи 2(п.4, п.7), 39, 42 и 51 Устава
ООН.
Слайд 9Статья 2(п. 4)
Запрет на применение силы
Статья 2(п. 7)
Запрет на вмешательство
во внутренние дела, в том числе для ООН
Слайд 10Статья 39:
Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения
мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о
том, какие меры следует предпринять …. для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Слайд 11Статья 42
Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье
41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается
предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации.
Слайд 12Статья 51:
Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого
права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдёт вооружённое нападение
на Члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности…
Слайд 14Статья 2 (Общая для ЖК 1949)
….настоящая Конвенция будет применяться
в случае
объявленной войны или
всякого другого вооруженного конфликта, возникающего
между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны.
..во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.
Если одна из находящихся в конфликте держав не является участницей настоящей Конвенции, участвующие в ней державы останутся тем не менее связанными ею в своих взаимоотношениях. Кроме того, они будут связаны Конвенцией в отношении вышеуказанной державы, если последняя принимает и применяет ее положения.
Слайд 15Статья 1 (I ДП1977)
… 3. Настоящий Протокол, дополняющий Женевские конвенции
от 12 августа 1949 года о защите жертв войны, применяется
при ситуациях, упомянутых в статье 2, общей для этих Конвенций.
4. Ситуации, упомянутые в предшествующем пункте, включают
вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и
против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
Слайд 16Статья 1 (II ДП1977)
Настоящий Протокол … применяется ко всем вооруженным
конфликтам, не подпадающим под действие статьи 1 Дополнительного протокола к
Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, …происходящим на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол.
2. Настоящий Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.
Слайд 17Создатели Устава ООН преднамеренно не дали ясных юридических определений для
терминов «война», «мир», «угроза миру», «нарушение мира», «акт агрессии»
Приблизительное содержание
этих терминов может быть выведено только из практики СБ ООН
Слайд 21В настоящее время существует лишь относительный консенсус в определении того,
что является справедливой причиной для начала военных действий– это применение
физической силы против территориальной неприкосновенности государства первым.
Все иные способы применения силы до настоящего времени не получали оценки как агрессия и, таким образом, не являются справедливой причиной для проведения силовых ответных мер. Самооборона против физической агрессии, предполагается единственной достаточной причиной для справедливой войны.
Слайд 22Определение агрессии
Статья 1
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета,
территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим
образом, несовместимым с Уставом ООН…
Слайд 23Определение агрессии
Статья 1
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета,
территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим
образом, несовместимым с Уставом ООН…
Слайд 24Статья 3 Федерального конституционного закона РФ N 1-ФКЗ «О военном
положении» (2002):
«… в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного
права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН».
Слайд 25Статья 3 Федерального конституционного закона РФ «О военном положении»:
«угроза агрессии»:
«… непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия
иностранного государства (группы государств):
совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и
непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации».
Слайд 26Статья 18 Федерального закона N 61-ФЗ (1996) "Об обороне»
«Состояние
войны»
1. Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения
на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.
2. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Слайд 27Мировое сообщество не перестало с принятием Устава ООН обращаться к
индивидуальным и коллективным мерам самозащиты.
Обращение к силе в этих
ситуациях позволяет вывести обычные правила поведения, следование которым обеспечивает соблюдение общих интересов.
Такие обычные правила провозглашаются государствами как законные, если их военные, и политические возможности (либо даже исключительно политические) позволяют обеспечивать свои национальные интересы,
Слайд 29Сопоставление упреждающих и превентивных действий объектам применения силы и соответствующие
правовые обоснования
Слайд 30Соразмерность применения силы
Обычное международное право требует, чтобы сила применялась в
соответствии с требованиями соразмерности и необходимости и запрещает использование силы
для возмездия и наказания.
Международное право предъявляет требование соразмерности к масштабу и интенсивности для тех действий, которые оправданы как необходимые, чтобы обеспечить соответствие целей применения силы понятиям правомерности.
Принцип соразмерности устанавливает соотношение между необходимостью нанесения удара по военным объектам с сопутствующим ущербом и человеческими страданиям, которые могут быть причинены гражданской собственности и гражданским лицам.
Соразмерность ни в коем случае не накладывает каких-либо ограничений на применение силы между комбатантами при отсутствии вероятности воздействия на гражданские объекты и лица.
Слайд 31Для заключения и сохранения мира необходима воля двух государств, а
для развязывания войны необходимо лишь желание одного государства.
Необходимо проводить отличие
между военными целями войны и скрытыми мотивами войны, которые могут быть стратегическими, политическими, экономическими, религиозными, идеологическими, культурными.
Война может иметь скрытую повестку, которая выходит за рамки ожидаемых материальных или очевидных выигрышей.
Слайд 32Квалификация военных действий как войны, либо ВДНВХ, зависит лишь от
того, как противники оценивают ситуацию. До того момента, пока стороны
предполагают инцидент как ВДНВХ, который должен вскоре прекратиться, то .....
В тот момент, когда одна из сторон примет решение о переходе к войне, противник не имеет возможности изменить ход событий.
Сторона, желающая вести войну может опубликовать декларацию об объявлении войны, давая таким образом начало войне в формально-юридическом смысле.
Так же, государство может увеличить уровень применения вооружённого насилия, с тем чтобы война началась фактически.
Слайд 33Когда одно государство ведет фактические боевые действия против другого, оно
не может предъявлять претензии другому в связи с, как ему
представляется, неадекватными по масштабу, продолжительности и интенсивности ответными действиями.
Даже, если государство-жертва нападения не оказывает какого-либо сопротивления, война фактически имеет место в связи лишь с действиями вооружённых сил нападающего государства.
Слайд 34Соразмерность (военный аспект)
Сила применяется соразмерно угрозе, если она применяется:
в необходимом
пространственном масштабе;
в течение необходимого периода времени;
с необходимым количеством применяемых сил
и средств поражения;
с необходимым качеством поражения противника.
Слайд 35Соразмерность (гуманитарный аспект)
Зачастую принцип соразмерности неверно понимается как ограничивающий применение
силы, которая может быть использована для уничтожения военной цели средствами
поражения обязательно соразмерными огневой мощи данного объекта, - или каким-либо образом ограничивающий применение силы между воюющими. На самом деле речь не идёт о каком-либо равенстве силы.
Соразмерность является единственно лишь ограничением применения силы против военной цели в таких масштабах, когда её применение вызывает побочный ущерб гражданской собственности и приводит к излишним страданиям гражданских лиц.
Принцип соразмерности устанавливает соотношение между необходимостью нанесения удара по военным объектам с сопутствующим ущербом и человеческими страданиям, которые могут быть причинены гражданской собственности и гражданским лицам. Соразмерность ни в коем случае не накладывает каких-либо ограничений на применение силы между комбатантами при отсутствии вероятности воздействия на гражданские объекты и лица.
Слайд 36Защита сограждан на территории зарубежных государств
Требования соразмерности:
Существование неизбежной угрозы гражданам
Неспособность
суверена защитить иностранных граждан на своей территории
Мероприятия строго ограничиваются целью
защиты
Любое вмешательство на территорию государства должно прекращаться немедленно, после решения задачи по оказанию помощи
Слайд 37Соразмерность при самообороне
НЕТ необходимости квалификации НЕОБХОДИМОСТИ (ответные меры правомерны)
«Реакция на
месте происшествия». Необходимо ли соизмерять применяемую силу и ответные меры,
в том числе по количеству жертв и разрушений, по территории, …?
Только отражение нападения, либо ведение действий для искоренения причин нападения, недопущения повторения в будущем?
Слайд 38Симметрия целей войны
Цели войны не всегда симметричны. Один из противников
пытается решить ограниченные задачи в войне, а другой в то
же самое время может попытаться разрешить проблему раз и навсегда, то есть обращается к тотальной войне.
Слайд 39Не всякая война нацелена на достижение полной победы. Чаще всего,
в ходе войн решаются ограниченные задачи:
уничтожение определённых систем государственного
или военного управления,
захват частей территории государства противника,
принуждение правительства противника к изменению политики в определённой сфере, и т.д.
Очень сложно провести разграничение войн, предназначенных для решения ограниченного круга задач, от масштабных ВДНВХ.
Для проведения разграничения возникает необходимость проведения сравнения конфликтов по временной продолжительности, пространственному размаху, количеству и качеству применяемых сил и используемых средств, и т.д.
Слайд 40Применение силы не должно быть ограниченным для того, чтобы быть
необходимым и соразмерным
Нельзя соотносить термин «неограниченное применение силы» с определением
«тотальная война»
Слайд 41Определение «тотальной войны»
Война может быть определена как «тотальная (абсолютная)», даже
если в ней не ставится задача завоевания государства противника:
Применяемые средства
для достижения даже ограниченных задач являются по своим свойствам «абсолютными», когда объем привлекаемых для достижения победы ресурсов, как человеческих, так и материальных, таков, что он должен обеспечить победу любой ценой.
Однако победа любой ценой не должна смешиваться с абсолютной победой.
В большинстве случаев государства в полной мере мобилизуют свои ресурсы только в случае, когда:
перед ними стоит цель полной победы, либо
для достижения ограниченных целей, например, для прекращения пограничных споров, если это имеет для нации судьбоносное смысловое, идеологическое значение.
Слайд 42В противоположность ограниченной войне (ВДНВХ), ведущейся без ограничения средств и
методов, можно выделить также тотальную (абсолютную) войну, которая ведётся без
полной мобилизации доступных ресурсов.
В данном случае воюющий ведёт войну для достижения своих абсолютных целей без использования особенно разрушительных средств ведения войны, которые имеются в его распоряжении (и применение которых «запрещено/не запрещено» международным правом.
Определение «тотальной войны»
Слайд 43Противник в войне
Правовой режим войны характеризуется намерением создать состояние войны
с избранным конкретным противником (animus belligerendi). Данное предпочтение обычно заявляется
в декларации об объявлении войны. Это условие не является обязательным для определения состояния войны.
Слайд 44STATUS MIXTUS
Ранее существовала возможность разделения режимов мирного времени и военного времени.
В
настоящее время в рамках установленного Уставом ООН правового режима возможно
говорить о лишь существовании т.н. status mixtus - состояния промежуточного между войной и миром, когда одновременно в различных целях применяются как законы и обычаи войны, так и нормы мирного времени.
Слайд 45Обязанность защищать
Итоговый документ Всемирного саммита 2005г. был принят Генеральной Ассамблеей
в резолюции 60/1.
В пункте 4 резолюции 1674 (2006) по
вопросу о защите гражданского населения в условиях вооруженного конфликта Совет Безопасности подтвердил положения пунктов 138 и 139 Итогового документа Саммита, касающиеся защиты населения от геноцида, военных преступлений, этнической чистки и преступлений против человечности.
Слайд 46Основополагающий принцип концепции «обязанность защищать»:
«Каждое государство обязано защищать свое население
от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности.
Эта обязанность влечет за собой необходимость предотвращения таких преступлений, в том числе подстрекательств к ним, путем принятия соответствующих и необходимых мер. Мы признаем нашу ответственность в этом отношении и будем действовать в соответствии с ней».
Слайд 47Ливия: необходимость/соразмерность
Процесс принятия решения - www.svobodanews.ru/content/transcript/2332283.html
«Обязанность защищать»
S/2011/95
Резолюция 1970 (2011)
- впервые Совет Безопасности единогласно принял решение о передаче ситуации
в области прав человека на рассмотрение Международного уголовного суда.