Слайд 1
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД
Слайд 2
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (1) Д–3.ІНСТР 3.1
Значение общения
Часто получатель информации только слышит, что сказал человек
и нет никакой гарантии, что он понял или будет руководствоваться сказанным.
Свыше 70 % нашей активной жизни тратится на получение сообщений и, хотя мы хорошо умеем воспроизводить речевые сообщения, только некоторые из нас могут научиться как воспринимать их.
Слайд 3МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (2) Д–3.ІНСТР 3.1
Общение - это
процесс передачи и восприятия информации от одного или нескольких людей
другим.
Иначе говоря, один человек передает информацию другому. Понимание - это единственная проверка успешного восприятия сообщения. Если сообщение было понято, то можно сказать, что общение было успешным. Если же нет, то общение не удалось.
Слайд 4Мы считаем, что если мы общаемся достаточно быстро, то являемся
специалистами в этом процессе. Однако на самом деле мы имеем
склонность концентрироваться на процессе передачи информации (общении) больше чем на процессе ее получения (слушание и восприятие).
Слайд 5МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (3) Д–3.ІНСТР 3.1
Смысл находится внутри
нас
Сколько раз вы кого-то спрашивали «Что вы под этим подразумеваете?»
Сколько раз вам приходилось отвечать на этот вопрос самому себе? Большинство людей, которые сталкивались с этим вопросом, собираются с мыслями и пытаются передать свое сообщение, используя при этом различные слова. Смысл не меняется, а вот слова да. Смысл заключен в нас самих, а не в словах, которые мы используем для выражения этого значения.
Слайд 6Смысл - это то, что должно быть понято. Всегда является
субъективным. Пример: слово «хороший» может означать 100 различных значений для
100 разных людей. Оно также может значить несколько разных понятий для одного и того же человека при разных обстоятельствах.
Слайд 7МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (4)
Д–3.ІНСТР 3.1
Субъективное значение
слова - это личный смысл, который есть у каждого индивидуума.
Каждое слово, которое мы употребляем, имеет разное интеллектуальное и эмоциональное значение для каждого из нас. Даже наиболее простые, повседневные словосочетания приобретают удивительное многообразие, если это значение связано с каким-либо предметом или жизненным опытом, который является личным для человека.
Слайд 8Чем больше наши сообщения относятся или частично затрагивают психологический, эмоциональный
или интеллектуальный жизненный опыт человека, тем эффективнее мы можем общаться
с этим человеком.
Слайд 9МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (5)
Д–3.ІНСТР 3.1
Тем не
менее, смысл понятий постоянно изменяется и никогда не бывает фиксированным.
Так, например два отдельно взятых человека никогда не смогут дать одно и то же определение чему-либо (словесно), ведь слова сами по себе имеют разные значения, поэтому для понимания какого-либо значения слова необходимо уделять столько же внимания говорящему человеку, сколько и произносимым словам. Тембр голоса, мимика и пантомимика участвуют в процессе общения, при этом их значение является довольно значимым, иногда больше самих слов.
Слайд 10МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (6)
Д–3.ІНСТР 3.1
Процесс общения
Мы
можем рассматривать простой процесс общения со стороны отправителя в качестве
передачи сообщения, и со стороны получателя – когда в качестве канала выступает произнесенное слово. Это идеально подходящий способ понять, что происходит, когда мы хотим передать простую порцию информации.
Простая форма коммуникации:
отправитель
получатель
канал
(Произнесенное слово)
Слайд 11МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (7)
Д–3.ІНСТР 3.1
Тем не
менее, мы часто хотим передать намного более сложную информацию и
при этом мы передаем идею, созревшую у нас в уме (отправителя), в подобную идею в уме слушателя (получателя).
Более сложная форма коммуникации:
Разум
отправителя
Идея
То, что
он пытается
сказать
Что он
думал, что
он сказал
Что он
действительно
сказал
Разум
получателя
Идея
Что он
понял из того
что он думал,
что он
услышал
Что он
думал, что
он услышал
Что он
действительно
услышал
Слайд 12МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (8)
Д–3.ІНСТР 3.1
Когда мы
разбиваем межличностное общение на этапы, представленные в схеме, становится очевидным,
что существует много потенциальных препятствий на пути к эффективному и понятному речевому общению. Это может быть искажение языка или семантики, самозащита, шум, недоверие и другие эмоциональные реакции человека. Например, инструктор может сказать своему студенту следующее: «Я бы хотел уделить время обсуждению выполнения твоего задания». Вероятнее всего, инструктор имеет в виду намерение обсудить дальнейший этап в программе подготовки или
« Куда мы дальше будем двигаться?».
Студент со своей стороны может интерпретировать это следующим образом: «Он собирается ругать меня за плохое выполнение задания».
Если мы хотим улучшать наши навыки общения, то мы должны знать об этих препятствиях, чтобы избежать их в будущем. Вот некоторые из этих препятствий.
Слайд 13МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (9)
Д–3.ІНСТР 3.1
ПРЕПЯТСТВИЯ ОБЩЕНИЯ
Искажение
Существует большое количество искажений в процессе общения. Общие вопросы,
текущие требования и даже процессы нашего мышления приводят к созданию определенных трудностей, которые могут изменять смысл и, следовательно, искажать процесс общения.
Стереотипность - это еще один вид искажения. У нас часто существуют идеи и мысли на уровне предчувствия о людях, ситуациях и культурах, которые считаются нами правильными. Часто наше сознание работает следующим образом: мы замечаем и слышим только то, что хотим услышать.
Слайд 14МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (10)
Д–3.ІНСТР 3.1
Язык или
Семантика
Представляет большой соблазн верить, что получатель сообщения и его отправитель
говорят на одном и том же языке, это уже само по себе является основой для взаимопонимания. Все из нас были в ситуации, связанной со сбоями в общении из-за проблем, относящихся к использованию слов, возможно из-за недостаточной точности со стороны отправителя.
Слайд 15Любая профессия имеет свой специализированный язык, который является довольно широко
распространенным, особенно в профессии диспетчера УВД. Например, представьте трудности, которые
будут испытывать доктора, если не смогут использовать медицинские термины, непонятные для непрофессионалов, для общения друг с другом. Однако бессознательное использование специализированного языка может привести к непониманию в процессе общения. Нам необходимо использовать только те слова, которые, как мы верим, получатель сообщения сможет понять.
Слайд 16МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (11)
Д–3.ІНСТР 3.1
Эмоции
Скорее всего,
наиболее важным эмоциональным фактором в общении является желание. Если желание
понимать себя и остальных является довольно сильным, то результатом будет хорошее понимание. Однако одним из самых больших препятствий к эффективному общению является то, что мы, как человеческие существа, не отделяем себя от наших эмоций. Фактически, мы идентифицируем себя с ними и становимся их заложниками. Часто интенсивность наших чувств придает окраску всему, о чем мы думаем и говорим. Когда мы говорим о проблеме, мы не можем помочь увидеть ее в рамках прошлого опыта и чувств на настоящий момент.
Слайд 17Большое количество слов тоже может создать препятствие к пониманию. Мы
никогда не должны забывать о том, что люди чувствуют так
же хорошо, как и думают. Любое послание должно производить своего рода эмоциональный и интеллектуальный отклик в сознании, как получателя сообщения, так и его отправителя.
Слайд 18МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (12)
Д–3.ІНСТР 3.1
Очень важным
фактором в общении является то, как люди видят друг друга.
Восприятие – это индивидуальный взгляд на факты и эмоции, это способ, с помощью которого мы интерпретируем обстоятельства, происходящие точно или искаженно. Наши системы ценностей также влияют в довольно значительной мере на видимое или слышимое нами. Другими словами, мы часто видим и слышим то, что наши чувства заставляют нас воспринимать. Например, если мы верим, что люди с сильным провинциальным акцентом являются менее образованными, то нам будет сложно воспринимать такого человека в качестве эксперта в своей области.
Слайд 19МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (13)
Д–3.ІНСТР 3.1
Прошлый опыт
и «история» оказывают похожее влияние на процесс общения. Если кто-то
показал себя не правым в прошлом, то мы можем сомневаться в том, что он сейчас нам говорит.
Одним из основных препятствий к общению является страх. Существует страх неизвестного – до тех пор, пока мы не узнаем кого-то, мы можем относиться к нему с предубеждением, недоверием или подозрением. Существует также страх выглядеть глупым – люди могут не согласиться с тем, что вы хотите сказать – и это не дает вам возможность высказаться, даже если это весьма ценная информация. Относительные статусы отправителя и получателя сообщений также играют важную роль в эффективности процесса общения в целом.
Слайд 20МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (14)
Д–3.ІНСТР 3.1
Скрытое намерение
Это
определение относится к скрытым целям в сознании отправителя в отношении
сообщений, связанных с процессом общения. Это определяется наличием человеческих ценностей и соответствующих отношений к ним. Одним из элементов, часто оказывающимся в области скрытого намерения, является синдром «выигрыша-проигрыша».
Следует отметить, что общение иногда сводится к конфликту: «Если ты согласишься с тем, что я скажу, то я выиграл, если нет – то проиграл». В результате возникает конфликт, при этом желание победить аргументацией происходит в результате общения. У всех нас есть свои скрытые намерения в процессе общения и мы должны знать как можно больше о его природе, чтобы оно не привело нас в конце концов к несправедливому прекращению общения.
Слайд 21МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (15)
Д–3.ІНСТР 3.1
Ситуация и
шум
Хорошее общение требует времени. Если получатель или отправитель спешат или
не готовы уделить общению необходимое время, то этим последнему будет нанесен значительный вред.
Физические факторы могут также влиять на процесс общения. Часто отправитель должен разобраться с другими стимулами (отрицательными и положительными), чтобы донести информацию до получателя; ими могут быть физический шум или другие внешне создаваемые раздражители. Шум является одним из многих источников сбоев, а следовательно и препятствием к эффективному общению. Отвлекающие факторы только ухудшают процесс общения, например: кто-то произносит речь на митинге и в это время будут раздавать кофе.
Слайд 22МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОВД (16)
Д–3.ІНСТР 3.1
Самораскрытие
Когда люди
общаются друг с другом, особенно лицом к лицу, то их
эмоциональное состояние также оказывает большое влияние на процесс общения. Это необходимо учитывать, т.к. в общении часто применяется «маскировка». Чем больше мы будем открываться друг другу, тем лучше будем понимать друг друга.
Когда люди хотят открыться друг другу, они охотно говорят о личных делах, об отношении к работе, тревогах, беспокойствах, опасениях, взаимоотношениях с другими людьми. Конечно, для этого необходима атмосфера доверия и благожелательности, иначе наши многочисленные системы самозащиты активизируют автоматические защитные барьеры, тем самым, препятствуя общению.