Разделы презентаций


МГУ имени М.В.Ломоносова Экономический факультет Отделение МЕНЕДЖМЕНТ

Содержание

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
МГУ имени М.В.Ломоносова Экономический факультет

Отделение «МЕНЕДЖМЕНТ» Бакалавриат
Учебный курс

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Лектор и составитель д.э.н., проф. кафедры управления ЭФ

МГУ им. М.В. Ломоносова МАРШЕВ Вадим Иванович
vmarshev@mail.ru
Осень-2011
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)МГУ имени М.В.Ломоносова  Экономический факультет   Отделение «МЕНЕДЖМЕНТ» БакалавриатУчебный курсТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИЛектор

Слайд 2проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)

Слайд 3проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Темы курса

Тема 1. Организация: трактовки, атрибуты,

характеристики, виды, модели. Эволюция взглядов на организацию
Тема 2. Атрибуты организация-I:

Человек, Цели
Тема 3. Атрибуты организация-II: Структура (Роли, Оргструктура)
Тема 4. Среда жизнедеятельности организации
Тема 5. Внутриорганизационные процессы
Тема 6. Жизненный цикл организации
Тема 7. Образы организации
Тема 8. Организация как функция, организационная деятельность. Организационное развитие
Тема 9. Эволюция теорий организации



проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Темы курсаТема 1. Организация: трактовки, атрибуты, характеристики, виды, модели. Эволюция взглядов на организациюТема

Слайд 4 Учебные материалы (УМ)
Р. Дафт. Менеджмент. СПб., ПИТЕР, 2000
Б.З.Мильнер. Теории

Организации. М., 2003
Р. Дафт. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006


Г.Морган. Образы организации. М., МИ&Ф, 2008
А.М.Смолкин. Менеджмент: Основы организации. М., 1999
Ли Дж.Болмэн, Теренс Е. Дилл. Рефрейминг организаций. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005
Э.Кемерон, М.Грин. Управление изменениями. М., Добрая книга. 2006
Теория организации. Хрестоматия. СПб, ВШМ, 2009
Электронные сайты

Учебные материалы (УМ) Р. Дафт. Менеджмент. СПб., ПИТЕР, 2000 Б.З.Мильнер. Теории Организации. М., 2003 Р. Дафт.

Слайд 5проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)


Тема 9. Эволюция теорий организации

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Тема 9. Эволюция теорий организации

Слайд 6проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ключевые теории организации -1
Системные теории организации

(Берталанфи)
Теория Гештальт (Gestalt Theory)
Теория механистических и органических систем (Theory

of Mechanistic and Organic Systems)
Структурные теории организации
Теории X и Y (Д.МакГрегора)
Теория Z (У.Оучи)


проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Ключевые теории организации -1Системные теории организации (Берталанфи) Теория Гештальт (Gestalt Theory)Теория механистических и

Слайд 7проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ключевые

теории организации - 2
7. Теория роста фирмы (Э.Пенроуз)
8. Ресурсная теория

фирмы (Resource Based View – RBV)
9. Теория хаоса (Chaos Theory)
10. Теория катастроф (Catastrophe Theory)
11. Теория обстоятельств (Contingency Theory)

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)  Ключевые теории организации - 2 7. Теория

Слайд 8проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Теория X (Д.МакГрегора)-1
Предположения
Людям свойственно

недолюбливать работу и пытаться избежать ее
В связи с этим, их

необходимо заставлять или контролировать и угрожать им, чтобы они работали достаточно усердно
Рядовые сотрудники хотят, чтобы ими руководили
Люди не любят ответственность
Люди просты и недвусмысленны и хотят чувствовать безопасность на работе
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)  Теория X (Д.МакГрегора)-1   Предположения Людям свойственно недолюбливать работу и

Слайд 9проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Теория X (Д.МакГрегора)-2
Применение
Производственное помещение, массовое

производство. Рабочие
Способствует
Эффективной операционной деятельности крупного масштаба
Стиль управления


Авторитарный, жесткий менеджмент

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Теория X (Д.МакГрегора)-2Применение Производственное помещение, массовое производство. РабочиеСпособствует Эффективной операционной деятельности крупного масштаба

Слайд 10проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Теория Y (Д.МакГрегора)-1
Предположения
Люди рассматривают работу

как естественную деятельность. Люди используют такое же количество физического и

умственного усилия в работе, как в частной жизни
При условии мотивирования людей, они придут к самоуправлению, согласно целям организации. Контроль и наказание не единственные механизмы мотивации людей
Удовлетворенность работой - ключ к вовлечению сотрудников и обеспечения их приверженности
Люди учатся признавать ответственность и изыскивать ответственность. Обычные люди, при подходящих условиях, не только принимают, но и естественно добиваются ответственности
Люди оригинальны и креативны. Их одаренность должна использоваться в разрешении проблем на работе

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Теория Y (Д.МакГрегора)-1Предположения Люди рассматривают работу как естественную деятельность. Люди используют такое же

Слайд 11проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Теория Y (Д.МакГрегора)-2
Применение
Профессиональные услуги, cпециалисты в

области анализа и обработки информации. Менеджеры и сотрудники
Способствует
Менеджмент сотрудников, решение

сложных проблем с участием персонала
Стиль управления
С участием персонала, нежесткий менеджмент

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Теория Y (Д.МакГрегора)-2ПрименениеПрофессиональные услуги, cпециалисты в области анализа и обработки информации. Менеджеры и

Слайд 12проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Теория Z (У.Оучи) - 1


Предположения
Человек –

активная основа любой организации
От человека, в первую очередь, зависит успех

организации


проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Теория Z (У.Оучи) - 1ПредположенияЧеловек – активная основа любой организацииОт человека, в первую

Слайд 13проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Теория Z (У.Оучи) - 2
Принципы управления

персоналом:
Долгосрочная занятость
Коллективное принятие решений
Индивидуальная ответственность
Медленные оценка кадров и их

продвижение
Неопределенный, неофициальный контроль с очевидными, формализованными измерениями
Неспециализированная служебное продвижение
Всесторонняя забота о работниках

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Теория Z (У.Оучи) - 2Принципы управления персоналом:Долгосрочная занятостьКоллективное принятие решенийИндивидуальная ответственность Медленные оценка

Слайд 14проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ресурсная теория фирмы-1 (Resource Based View

– RBV)
Получение устойчивой сверх-нормальной прибыли посредством превосходящих ресурсов
Edith Penrose (1959г.):

«Фирма больше чем административная единица; она также является собранием производительных ресурсов, расход которых между различными пользователями и с течением времени определяется организационным решением. Когда мы рассматриваем функцию частной фирмы с этой точки зрения, то размер фирмы наилучшим образом измеряется некоторым показателем используемых производительных ресурсов».
Birger Wernerfelt придумал термин RBV в 1984г.
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Ресурсная теория фирмы-1  (Resource Based View – RBV)Получение устойчивой сверх-нормальной прибыли посредством превосходящих

Слайд 15проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ресурсная теория фирмы - 2
Jay

Barney – «отец» современной RBV.
Существуют различия на корпоративном уровне среди

фирм, которые позволяют некоторым из них сохранять конкурентное преимущество. Поэтому, RBV подчеркивает стратегический выбор, поручая менеджменту фирмы важные задачи по определению, развитию и внедрению ключевых ресурсов для максимизации прибыли.
Barney (1991: "Firm resources and sustained competitive advantage")
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Ресурсная теория фирмы - 2  Jay Barney – «отец» современной RBV.

Слайд 16проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ресурсная теория фирмы - 3
Barney:

Сверх-нормальные ренты можно заработать благодаря ресурсам в той степени, в какой

они обладают свойствами VRIN:
1. Ценность (Valuable) - когда они позволяют фирме начать или внедрить стратегии, повышающие ее эффективность
2. Редкость (Rare) - ценные ресурсы компании, которые есть у большого количества конкурирующих фирм, не могут быть источниками конкурентного преимущества или устойчивого конкурентного преимущества
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Ресурсная теория фирмы - 3  Barney: Сверх-нормальные ренты можно заработать благодаря

Слайд 17проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ресурсная теория фирмы - 4
Barney:


3. Несовершенная воспроизводимость (Imperfectly imitable) - благодаря сочетанию 3 свойств (причин):

уникальные исторические условия,  неоднозначная причинно-следственная связь, социальный комплекс
4. Незаменимость (Non-substitutable) - не должно быть стратегически сопоставимых ценных ресурсов
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Ресурсная теория фирмы - 4  Barney: 3. Несовершенная воспроизводимость (Imperfectly imitable) -

Слайд 18проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ресурсная теория фирмы - 5
Теория

динамических возможностей (Dynamic Capability Perspective) расширила RBV на сферу эволюционирующих

возможностей (Evolving capabilities).
Путем развития возможностей на основании последовательности совокупного обучения, фирма может оставить позади своих подражателей и продолжить зарабатывать превосходящие прибыли (Dierickx, 1991; Teece et al., 1997).
У большинства фирм есть возможность реализовать кривую обучения (Learning Curve), которая не позволит конкурентам обойти их.
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Ресурсная теория фирмы - 5  Теория динамических возможностей (Dynamic Capability Perspective)

Слайд 19проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ресурсная теория фирмы - 6
Для этого

они должны выбрать оптимальную траекторию развития возможности, которая
(a) зависит только от

последовательности поддержания преимущества первой компании
(б) незаменима сопоставимой эффективной траекторией. Условия ограниченной рациональности могут помешать цели, условиям эквифинальности
Исследование нескольких фирм показывает, как некоторые из них смогли достичь успеха не столько за счет ресурсов и возможностей, сколько асимметрий. Асимметриями являются, как правило, навыки, процессы или активы, которых нет у конкурентов фирмы, которые они не могут скопировать с разумными затратами (Danny Miller)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ) Ресурсная теория фирмы - 6  Для этого они должны выбрать оптимальную траекторию

Слайд 20Теория хаоса - 1
Сторонники теории хаоса утверждают, что они нашли

скрытые источники неправильности. В соответствии с теорией хаоса ее причиной

является феномен, называемый нелинейностью. Нелинейность означает, что результаты не пропорциональны причине.
Теория хаоса – это качественное изучение неустойчивого апериодического поведения в детерминистических нелинейных динамичных системах (Kellert, 1993)


Теория хаоса - 1Сторонники теории хаоса утверждают, что они нашли скрытые источники неправильности. В соответствии с теорией

Слайд 21Теория хаоса - 2
Порядок и равновесие. Теории описывают, как правило,

способы сохранения организационного порядка и сохранение внутреннего и внешнего равновесия.


Небольшие действия приводят к достаточно большим последствиям, создавая хаотичную атмосферу
Бабочка, хлопая своими крыльями в Гонконге, может изменить закономерности торнадо в Техасе
Теория хаоса - 2Порядок и равновесие. Теории описывают, как правило, способы сохранения организационного порядка и сохранение внутреннего

Слайд 22Теория хаоса - 3
Порядок, основанный на колебаниях. В противовес этим

теориям недавно появились модели, которые излагают роль неопределенности и хаоса:


«Внутри организации, внутри порядка должны иметь место хаотичные процессы, так как они лучше отвечают хаотичной природе окружающей среды. Мы можем понять, что необходимо делать, только посредством экспериментов, то есть каких-либо действий» (Карл Вейх)
Создание знаний информации. Самоорганизованная система формирует порядок посредством колебаний, избирательно реагируя на информацию из окружающей Среды

Теория хаоса - 3Порядок, основанный на колебаниях. В противовес этим теориям недавно появились модели, которые излагают роль

Слайд 23Теория хаоса - 4
Суть создания «организованности в организации» - в

создании информационного поля в организации!
Распространение колебаний: взгляд на противоречия.

Второй этап создания информации - расширение колебаний или хаоса и акцентирование внимания на противоречиях. Недостаточно просто создать колебания; необходимо их распространение. Не может быть формирования нового порядка, если мы не нарушим сложившегося равновесия, иначе все отклонения возвращаются по инерции в нормальное русло. Для внедрения инноваций компания должна приковать внимание к разрешению проблем, возникающих в результате целенаправленного формирования хаоса. Именно эти противоречия делают возможным планирование новых перспектив компании.
Теория хаоса - 4Суть создания «организованности в организации» - в создании информационного поля в организации! Распространение колебаний:

Слайд 24Теория катастроф



График:
Множеству значений X соответствует одно значение У

Теория катастрофГрафик:Множеству значений X соответствует одно значение У

Слайд 25Перспективы теории организации - 1
В середине 1970-х гг. было разработано

множество парадигм изучения организаций:
Теория трансакционных издержек (transaction cost economics),


Концепция ресурсной зависимости (resource dependence theory),
Организационная экология (organizational ecology)
Новая институциональная теория (new institutional theory)
Агентская теория (agency theory)
Эти подходы отражали ключевые тенденции развития крупных корпораций того периода: возрастающую концентрацию, диверсификацию и бюрократизацию.
Парадигмально-ориентированные концепции
Перспективы теории организации - 1В середине 1970-х гг. было разработано множество парадигм изучения организаций: Теория трансакционных издержек

Слайд 26Перспективы теории организации - 2
В конце 1980-х гг. в рамках

теории организации произошел сдвиг от paradigm-driven к problem-driven work
Причина:

изменения организационных границ, растущая популярность альянсов и сетевых форм организации и усиливающееся влияние финансовых рынков на ППР. Плодотворность традиционных paradigm-driven научных методов снизилась
В условиях масштабных экономических изменений наиболее адекватны исследования конкретных проблем с использованием теории механизмов (mechanism-based theorizing), рассматривающие в качестве единицы анализа не организацию (organization), а поле организаций (field).

Перспективы теории организации - 2В конце 1980-х гг. в рамках теории организации произошел сдвиг от paradigm-driven к

Слайд 27проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Современные теории организации
1. Positive Organizational Behavior

(Fred Luthans)
2. Competing Values Framework (Концепция конкурирующих ценностей Бодди&Пэйтон)
2.1.

Внутренняя среда vs. Внешняя среда
2.2. Стабильность/Контроль vs. Гибкость/Изменения
3. Business modeling of alliances (Raynair, Southwest Air)
Организация & Менеджмент
4. T-Shape Mgt
5. White Space Mgt

проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)Современные теории организации1. Positive Organizational Behavior (Fred Luthans) 2. Competing Values Framework (Концепция

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика