Слайд 1проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
МГУ имени М.В.Ломоносова
Экономический факультет
Отделение «МЕНЕДЖМЕНТ»
Бакалавриат
Учебный курс
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Лектор и составитель
д.э.н., проф. кафедры управления
ЭФ
МГУ им. М.В. Ломоносова
МАРШЕВ Вадим Иванович
vmarshev@mail.ru
Осень-2011
Слайд 3проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Темы курса
Тема 1. Организация: трактовки, атрибуты,
характеристики, виды, модели. Эволюция взглядов на организацию
Тема 2. Атрибуты организация-I:
Человек, Цели
Тема 3. Атрибуты организация-II: Структура (Роли, Оргструктура)
Тема 4. Среда жизнедеятельности организации
Тема 5. Внутриорганизационные процессы
Тема 6. Жизненный цикл организации
Тема 7. Образы организации
Тема 8. Организация как функция, организационная деятельность. Организационное развитие
Тема 9. Эволюция теорий организации
Слайд 4
Учебные материалы (УМ)
Р. Дафт. Менеджмент. СПб., ПИТЕР, 2000
Б.З.Мильнер. Теории
Организации. М., 2003
Р. Дафт. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006
Г.Морган. Образы организации. М., МИ&Ф, 2008
А.М.Смолкин. Менеджмент: Основы организации. М., 1999
Ли Дж.Болмэн, Теренс Е. Дилл. Рефрейминг организаций. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005
Э.Кемерон, М.Грин. Управление изменениями. М., Добрая книга. 2006
Теория организации. Хрестоматия. СПб, ВШМ, 2009
Электронные сайты
Слайд 5проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Тема 9. Эволюция теорий организации
Слайд 6проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ключевые теории организации -1
Системные теории организации
(Берталанфи)
Теория Гештальт (Gestalt Theory)
Теория механистических и органических систем (Theory
of Mechanistic and Organic Systems)
Структурные теории организации
Теории X и Y (Д.МакГрегора)
Теория Z (У.Оучи)
Слайд 7проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ключевые
теории организации - 2
7. Теория роста фирмы (Э.Пенроуз)
8. Ресурсная теория
фирмы
(Resource Based View – RBV)
9. Теория хаоса (Chaos Theory)
10. Теория катастроф (Catastrophe Theory)
11. Теория обстоятельств (Contingency Theory)
Слайд 8проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Теория X (Д.МакГрегора)-1
Предположения
Людям свойственно
недолюбливать работу и пытаться избежать ее
В связи с этим, их
необходимо заставлять или контролировать и угрожать им, чтобы они работали достаточно усердно
Рядовые сотрудники хотят, чтобы ими руководили
Люди не любят ответственность
Люди просты и недвусмысленны и хотят чувствовать безопасность на работе
Слайд 9проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Теория X (Д.МакГрегора)-2
Применение
Производственное помещение, массовое
производство. Рабочие
Способствует
Эффективной операционной деятельности крупного масштаба
Стиль управления
Авторитарный, жесткий менеджмент
Слайд 10проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Теория Y (Д.МакГрегора)-1
Предположения
Люди рассматривают работу
как естественную деятельность. Люди используют такое же количество физического и
умственного усилия в работе, как в частной жизни
При условии мотивирования людей, они придут к самоуправлению, согласно целям организации. Контроль и наказание не единственные механизмы мотивации людей
Удовлетворенность работой - ключ к вовлечению сотрудников и обеспечения их приверженности
Люди учатся признавать ответственность и изыскивать ответственность. Обычные люди, при подходящих условиях, не только принимают, но и естественно добиваются ответственности
Люди оригинальны и креативны. Их одаренность должна использоваться в разрешении проблем на работе
Слайд 11проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Теория Y (Д.МакГрегора)-2
Применение
Профессиональные услуги, cпециалисты в
области анализа и обработки информации. Менеджеры и сотрудники
Способствует
Менеджмент сотрудников, решение
сложных проблем с участием персонала
Стиль управления
С участием персонала, нежесткий менеджмент
Слайд 12проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Теория Z (У.Оучи) - 1
Предположения
Человек –
активная основа любой организации
От человека, в первую очередь, зависит успех
организации
Слайд 13проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Теория Z (У.Оучи) - 2
Принципы управления
персоналом:
Долгосрочная занятость
Коллективное принятие решений
Индивидуальная ответственность
Медленные оценка кадров и их
продвижение
Неопределенный, неофициальный контроль с очевидными, формализованными измерениями
Неспециализированная служебное продвижение
Всесторонняя забота о работниках
Слайд 14проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ресурсная теория фирмы-1
(Resource Based View
– RBV)
Получение устойчивой сверх-нормальной прибыли посредством превосходящих ресурсов
Edith Penrose (1959г.):
«Фирма больше чем административная единица; она также является собранием производительных ресурсов, расход которых между различными пользователями и с течением времени определяется организационным решением. Когда мы рассматриваем функцию частной фирмы с этой точки зрения, то размер фирмы наилучшим образом измеряется некоторым показателем используемых производительных ресурсов».
Birger Wernerfelt придумал термин RBV в 1984г.
Слайд 15проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ресурсная теория фирмы - 2
Jay
Barney – «отец» современной RBV.
Существуют различия на корпоративном уровне среди
фирм, которые позволяют некоторым из них сохранять конкурентное преимущество. Поэтому, RBV подчеркивает стратегический выбор, поручая менеджменту фирмы важные задачи по определению, развитию и внедрению ключевых ресурсов для максимизации прибыли.
Barney (1991: "Firm resources and sustained competitive advantage")
Слайд 16проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ресурсная теория фирмы - 3
Barney:
Сверх-нормальные ренты можно заработать благодаря ресурсам в той степени, в какой
они обладают свойствами VRIN:
1. Ценность (Valuable) - когда они позволяют фирме начать или внедрить стратегии, повышающие ее эффективность
2. Редкость (Rare) - ценные ресурсы компании, которые есть у большого количества конкурирующих фирм, не могут быть источниками конкурентного преимущества или устойчивого конкурентного преимущества
Слайд 17проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ресурсная теория фирмы - 4
Barney:
3. Несовершенная воспроизводимость (Imperfectly imitable) - благодаря сочетанию 3 свойств (причин):
уникальные исторические условия, неоднозначная причинно-следственная связь, социальный комплекс
4. Незаменимость (Non-substitutable) - не должно быть стратегически сопоставимых ценных ресурсов
Слайд 18проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ресурсная теория фирмы - 5
Теория
динамических возможностей (Dynamic Capability Perspective) расширила RBV на сферу эволюционирующих
возможностей (Evolving capabilities).
Путем развития возможностей на основании последовательности совокупного обучения, фирма может оставить позади своих подражателей и продолжить зарабатывать превосходящие прибыли (Dierickx, 1991; Teece et al., 1997).
У большинства фирм есть возможность реализовать кривую обучения (Learning Curve), которая не позволит конкурентам обойти их.
Слайд 19проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Ресурсная теория фирмы - 6
Для этого
они должны выбрать оптимальную траекторию развития возможности, которая
(a) зависит только от
последовательности поддержания преимущества первой компании
(б) незаменима сопоставимой эффективной траекторией. Условия ограниченной рациональности могут помешать цели, условиям эквифинальности
Исследование нескольких фирм показывает, как некоторые из них смогли достичь успеха не столько за счет ресурсов и возможностей, сколько асимметрий. Асимметриями являются, как правило, навыки, процессы или активы, которых нет у конкурентов фирмы, которые они не могут скопировать с разумными затратами (Danny Miller)
Слайд 20Теория хаоса - 1
Сторонники теории хаоса утверждают, что они нашли
скрытые источники неправильности. В соответствии с теорией хаоса ее причиной
является феномен, называемый нелинейностью. Нелинейность означает, что результаты не пропорциональны причине.
Теория хаоса – это качественное изучение неустойчивого апериодического поведения в детерминистических нелинейных динамичных системах (Kellert, 1993)
Слайд 21Теория хаоса - 2
Порядок и равновесие. Теории описывают, как правило,
способы сохранения организационного порядка и сохранение внутреннего и внешнего равновесия.
Небольшие действия приводят к достаточно большим последствиям, создавая хаотичную атмосферу
Бабочка, хлопая своими крыльями в Гонконге, может изменить закономерности торнадо в Техасе
Слайд 22Теория хаоса - 3
Порядок, основанный на колебаниях. В противовес этим
теориям недавно появились модели, которые излагают роль неопределенности и хаоса:
«Внутри организации, внутри порядка должны иметь место хаотичные процессы, так как они лучше отвечают хаотичной природе окружающей среды. Мы можем понять, что необходимо делать, только посредством экспериментов, то есть каких-либо действий» (Карл Вейх)
Создание знаний информации. Самоорганизованная система формирует порядок посредством колебаний, избирательно реагируя на информацию из окружающей Среды
Слайд 23Теория хаоса - 4
Суть создания «организованности в организации» - в
создании информационного поля в организации!
Распространение колебаний: взгляд на противоречия.
Второй этап создания информации - расширение колебаний или хаоса и акцентирование внимания на противоречиях. Недостаточно просто создать колебания; необходимо их распространение. Не может быть формирования нового порядка, если мы не нарушим сложившегося равновесия, иначе все отклонения возвращаются по инерции в нормальное русло. Для внедрения инноваций компания должна приковать внимание к разрешению проблем, возникающих в результате целенаправленного формирования хаоса. Именно эти противоречия делают возможным планирование новых перспектив компании.
Слайд 24Теория катастроф
График:
Множеству значений X соответствует одно значение У
Слайд 25Перспективы теории организации - 1
В середине 1970-х гг. было разработано
множество парадигм изучения организаций:
Теория трансакционных издержек (transaction cost economics),
Концепция ресурсной зависимости (resource dependence theory),
Организационная экология (organizational ecology)
Новая институциональная теория (new institutional theory)
Агентская теория (agency theory)
Эти подходы отражали ключевые тенденции развития крупных корпораций того периода: возрастающую концентрацию, диверсификацию и бюрократизацию.
Парадигмально-ориентированные концепции
Слайд 26Перспективы теории организации - 2
В конце 1980-х гг. в рамках
теории организации произошел сдвиг от paradigm-driven к problem-driven work
Причина:
изменения организационных границ, растущая популярность альянсов и сетевых форм организации и усиливающееся влияние финансовых рынков на ППР. Плодотворность традиционных paradigm-driven научных методов снизилась
В условиях масштабных экономических изменений наиболее адекватны исследования конкретных проблем с использованием теории механизмов (mechanism-based theorizing), рассматривающие в качестве единицы анализа не организацию (organization), а поле организаций (field).
Слайд 27проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Современные теории организации
1. Positive Organizational Behavior
(Fred Luthans)
2. Competing Values Framework (Концепция конкурирующих ценностей Бодди&Пэйтон)
2.1.
Внутренняя среда vs. Внешняя среда
2.2. Стабильность/Контроль vs. Гибкость/Изменения
3. Business modeling of alliances (Raynair, Southwest Air)
Организация & Менеджмент
4. T-Shape Mgt
5. White Space Mgt