Слайд 1Мифология как форма культуры
Слайд 2Мышление первобытного человека имело свои особенности. Среди них – эмоциональность,
антропоморфизм, т. е. уподобление мира человеку, слитность образа вещи с самой
вещью (синкретичность), неразличие «я » и «мы », отсутствие осознания своей самобытности (саморефлексии). Центральное место в мировоззрении человека первобытного общества занимали мифы.
Слайд 4Исследователи отмечают множество трактовок как понятия «мифология», так и собственно
понятия «миф». Например, мифология понимается как форма творчества, фигурирующая в
сфере литературы или идеологии, а мифы – литературные памятники, вариант фольклора или идеологемы. Дж. Фрэзер представлял миф как слепок магического ритуала. Наконец, мифологию можно рассматривать как форму постижения бытия.
Слайд 6Постижение – это не только получение знаний, но и психологическое
их восприятие. Поэтому и миф – не просто жанр, мировоззрение,
но и мирочувствование, некоторая цельность восприятия. Мифология не была результатом познания как особой рефлексивной деятельности.
Слайд 8Мифология – это, прежде всего, нормативное творчество, демонстрация тех образцов
поведения человека, которые носят характер обязательности. Миф конституирует образ жизни
локального коллектива в качестве мирового жизнеустройства.
Слайд 10Для первобытного человека мифология являлась выражением и пониманием объективной действительности.
Мир мифологии – это деяния: деяния богов, героев и людей.
Боги, а точнее мир их бытия, не образуют сверхъестественной реальности. Понятие «сверхъестественное» вообще применительно к мифу как надреальности – бессмысленно.
Слайд 11В древних типах общества мифология выполняла регулятивные функции и выступала
главным организующим средством мобилизации исторического опыта для его актуального использования:
она должна была сформировать мир идеальных норм, образцов поведения, определенных идеалов. Усвоение мифов каждым членом общества гарантировало его принадлежность к групповому целому.
Слайд 12Вместе с тем можно говорить и о познавательном значении мифа.
Это накопленный эмпирический опыт, который находил свое отражение в мифах.
И кроме того, мифологическое знание – это знание ценностное. Оно предстает как знание запретов, норм поведения человека этого общества. Данное знание в своей основе символическое. Оно выражается в мифе в форме художественного образа, который наполнен определенным смыслом, являясь образом-символом.
Слайд 13Вопрос об истине или ложности знаний в самой мифологии не
поднимался, так как для этого была необходима рефлексия над знаниями,
а она в то время отсутствовала. Восприятие мифологических знаний рождало чувство, что миф – это скорее сама жизнь, нежели объяснительные схемы.
Слайд 14Итак, на ранних стадиях развития общества мифология была единственно возможным
универсальным способом постижения мира и синкретически соединяла реалистические знания, художественные
образы, религиозные верования, социальные нормы и образцы поведения. Среди функций мифа выделяют:
• аксиологическую (миф формирует систему оценок, представление о ценностях);
• телеологическую (в мифе дается понимание цели и смысла истории, человеческого существования);
• праксиологическую (миф раскрывается в прогностическом, магическом и творческо-преобразовательном планах);
• коммуникативную;
• познавательную и объяснительную;
• компенсаторную (удовлетворение тех потребностей в воображении, которые, как правило, не осуществимы в жизни).
Слайд 15Древняя культура характеризуется единством обрядов, ритуалов и мифов. «Тесная связь
и непосредственное совпадение словесной, или мыслительной стороны жизни, закрепленной в
мифах и преданиях, с ее действенной стороной, существующей как обряды и ритуалы, представляет собой культ». Культ означает «почитание». Вера в действительное совершение описанных в мифе событий, в присутствие мифологических персонажей, идентификация с ними была основой культа, определяя его содержание
Слайд 16. С этой точки зрения культ может быть охарактеризован как
драматизация религиозного мифа. Человек должен был поступать так, как поступали
герои мифов. Культ возвышал человека над обыденностью бытия. Духовность, возникающая в культовом процессе, есть первоисточник всякой духовности. И в этом смысле культ – начало культуры.
Полищук В. И. Культурология. С.151.
Слайд 17Самым древним объектом культа, вероятно, был огонь, что связано с
его огромной значимостью в жизни древнего человека.
В дальнейшем миф перестает
быть универсальным и единственным способом объяснения действительности. Появляются религия, мораль, право и пр. Одни мифологические сюжеты дают начало народному эпосу и сказке, другие входят в содержание религиозных представлений, третьи обыгрываются в искусстве. Однако сам по себе миф не исчезает.
Слайд 18Механизмы мифологического сознания воспроизводятся и на последующих этапах истории, особенно
на обыденном уровне. Позже предпринимались и предпринимаются попытки рационально истолковать
мифы. Софисты, стоики видели в них аллегории, поучения, уподобления. К. Юнг представлял миф как архетип, организующий восприятие людьми внешнего мира. Структуралистская теория мифа, согласно которой миф дает концентрированное, сжатое представление о мире, отражающее структуру бытия, была разработана К. Леви-Строссом.
Слайд 19В работах Вяч. Иванова и В. Топорова отражен опыт реконструкции древних
балто-славянских и индоевропейских мифов как знаковых систем, для чего ими
были использованы методы семиотики. Современные ученые констатируют, что порой мифологическое сознание угадывало раньше и глубже то, что впоследствии доказывала наука, а идеи ряда научных открытий были предвосхищены мифологией.