Слайд 1МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего образования
«Мурманский арктический государственный университет»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
теория детской игры
Льва Семеновича Выготского
Выполнила:
Ахадилова Вероника Сырдашевна
направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование»,
Направленность (профиль)
«Дошкольное образование», Дополнительное образование «Инклюзивное образование»,
очной формы обучения
Проверила:
Тишулина Светлана Глебовна,
канд. пед. наук, доцент
г. Мурманск
2020 г.
Слайд 2Определение
Психологическое: «Игра – деятельность в условной ситуации, направленная на воссоздание
и усвоение общественного опыта».
Дидактическое: «Игра – форма образовательной деятельности, имитирующая
те или иные практические ситуации и имеющая двуплановый характер: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и регламентирующими обстоятельствами».
Слайд 3Впервые задачу создания теории детской игры в нашей науке поставил
выдающийся ученый, создатель культурно-исторической концепции Лев Семенович Выготский (1899—1936).
Слайд 4Взгляд на игру
Взгляд на ролевую игру как на ведущий вид
деятельности в дошкольном возрасте был сформулирован Л. С. Выготским в
лекции 1933 г., опубликованной в 1966 г.
Выготский указывает, что для понимания игры необходимо увидеть новые потребности и мотивы, которые возникают в дошкольном возрасте.
В отличие от этого, после трех лет у ребенка возникают противоречивые тенденции: с одной стороны, у него появляется ряд желаний нового качества, своеобразие которых в том, что они не требуют немедленной реализации, не обязательно связаны с текущей ситуацией и не исчезают в результате ее изменения; с другой стороны — у него почти целиком сохраняется тенденция к немедленной реализации желаний.
Слайд 5Отсюда и возникает игра, которая может быть понята как воображаемая,
иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Игра теснейшим образом связана с эмоциональной
сферой, с появлением ярких нереализуемых желаний. Но суть в том, что эти желания не предполагают немедленной реализации. Желание ребенка-дошкольника приобретает обобщенную форму, поэтому оно уже не требует немедленной реализации, это своего рода замещающая реализация, когда он изображает привлекательное действие и в обобщенной форме переживает соответствующие эмоции. Игра есть, таким образом, исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов — в этом, согласно Выготскому, еще одно отличие дошкольника от ребенка раннего возраста.
Слайд 6Концепция Л. С. Выготского
Согласно концепции Выготского, человеческое поведение опосредствовано знаками.
Основная функция знаковых средств заключается в объективации собственного поведения, в
превращении его в особый предмет. Это поведение перестает «совпадать» с субъектом активности, в результате чего становится возможным отношение к нему и его осознание.
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральная линия развития сознания ребенка, по Выготскому, — это развитие речевого опосредствования. Однако речь — не единственное средство осознания своего поведения. Действия ребенка становятся осознанными и произвольными, когда они опосредствованы представлением о том, как «нужно действовать». Этот образ поведения может быть задан не только в форме обобщенного правила, но и в форме игровой роли или образа действия человека. Важно, чтобы этот образ выступал как регулятор поведения, чтобы он стал образцом, с которым ребенок сравнивает свое поведение.
Слайд 7Это сравнение с образцом, которое всегда происходит в игре, и
есть осознание своего поведения и отношение к нему. Осознанность собственного
поведения предполагает его опосредованность, т.е. наличие некоторого средства (в случае игры — представления о правильном ролевом поведении), с помощью которого человек может выйти за пределы непосредственной ситуации и отнестись к себе и своему поведению как бы со стороны, с точки зрения этого средства (образца, правила, игровой роли и т.п.). Это делает его свободным от непосредственной ситуации и позволяет овладеть собой и своим поведением. Игровая роль, таким образом, служит средством осознания и овладения собой, в результате чего поведение становится осознанным и произвольным.
Слайд 8Критерий выделения игры
За критерий выделения игры Выготский предлагает принять создание
мнимой ситуации. Мнимая ситуация, по мысли Выготского, тесно связана с
правилами и всегда содержит в себе правило. Далеко не всегда это правило осознается и формулируется, оно как бы «спрятано в роли»: чтобы исполнить роль в игре, нужно знать, что нужно, а что нельзя делать.
Всякая мнимая ситуация содержит в скрытом виде правила и всякая игра с правилом содержит в себе в скрытом виде мнимую ситуацию. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от явной мнимой ситуации и скрытых правил к игре с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией
Слайд 9Роль игры для развития ребенка
Огромная роль игры для развития ребенка
связана с тем, что деятельность в мнимой ситуации освобождает ребенка
от связанности воспринимаемой ситуацией. В игре ребенок научается действовать в мыслимой, т.е. воображаемой, придуманной, а не в видимой ситуации.
Известно, что в раннем возрасте поведение и переживания ребенка определяются воспринимаемой ситуацией. После трех лет в развитых формах игровой деятельности тип поведения ребенка резко меняется. Ребенок начинает действовать не в воспринимаемой, а в мыслимой, воображаемой ситуации.
В игре ребенок освобождается от связанности не только внешней ситуацией, но и от своих импульсивных побуждений: подчиняясь правилам, дети отказываются от того, что им хочется в данный момент. Но все дело в том, что эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию. Более того, именно это подчинение принятому правилу доставляет ребенку максимальное удовольствие.
Слайд 10По словам Л. С. Выготского, игра — это «правило, ставшее
аффектом», или «понятие, превратившееся в страсть».
Обычно ребенок, подчиняясь правилу, отказывается
от того, что ему хочется. В игре же подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удовольствие. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Выготский полагал, что игра дает ребенку «новую форму желания». В игре он начинает соотносить свои желания с идеей, с образом идеального взрослого. Если такого соответствия нет, если правила игры часто нарушаются, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку.
Слайд 11Точка зрения Л. С. Выготского
Игра, с точки зрения Выготского, не
является преобладающей деятельностью в дошкольном возрасте. В основных жизненных ситуациях
ребенок ведет себя диаметрально противоположно тому, как он ведет себя в игре. Но игра создает зону ближайшего развития ребенка. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, выше самого себя, это как бы «девятый вал» развития. Поэтому игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Выготский подчеркивает двойной план аффективного течения в игре: изображаемые переживания ролевого персонажа могут быть противоположны реальным переживаниям ребенка (он плачет, как пациент, и радуется, как играющий).
Слайд 12Вывод
Игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с
тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации
желаний. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов.
Центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществление ее в создаваемой самим ребенком игровой обстановке.
Всякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и всякая игра с правилами есть игра с «мнимой» ситуацией. Правила в игре есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения.
Слайд 13В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь
на реальные действия. В игре все внутренние процессы даны во
внешнем действии.
Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.
Игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра- источник развития и создает зоны ближайшего развития.
Слайд 14Список литературы
Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом
развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии.
– № 6. – 1966.
Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры : учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 223 с. – URL: https://studme.org/127019/psihologiya/teoriya_igry_otechestvennoy_psihologii (дата обращения: 17.06.2020).