Разделы презентаций


Министерство образования и науки РФ ФГБОУ Башкирский государственный

Содержание

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»Институт праваКафедра государственного праваУФА-2014г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»
Институт права
Кафедра государственного

права
УФА-2014г.
Управление Федеральной
антимонопольной службы по Республике Башкортостан

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»Институт праваКафедра государственного праваУФА-2014г. Управление Федеральной антимонопольной службы по

Слайд 2Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»
Институт права
Кафедра государственного

права
УФА-2014г.
Управление Федеральной
антимонопольной службы по Республике Башкортостан

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»Институт праваКафедра государственного праваУФА-2014г. Управление Федеральной антимонопольной службы по

Слайд 3Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»
Институт права
Кафедра государственного

права
УФА-2014г.
Управление Федеральной
антимонопольной службы по Республике Башкортостан

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»Институт праваКафедра государственного праваУФА-2014г. Управление Федеральной антимонопольной службы по

Слайд 4Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»
Институт права
Кафедра государственного

права
УФА-2014г.
Управление Федеральной
антимонопольной службы по Республике Башкортостан

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»Институт праваКафедра государственного праваУФА-2014г. Управление Федеральной антимонопольной службы по

Слайд 5Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»
Институт права
Кафедра государственного

права
УФА-2014г.
Управление Федеральной
антимонопольной службы по Республике Башкортостан

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»Институт праваКафедра государственного праваУФА-2014г. Управление Федеральной антимонопольной службы по

Слайд 6Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»
Институт права
Кафедра государственного

права
УФА-2014г.
Управление Федеральной
антимонопольной службы по Республике Башкортостан

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»Институт праваКафедра государственного праваУФА-2014г. Управление Федеральной антимонопольной службы по

Слайд 9Экономисты XX века часто представляли конкуренцию механизмом, аналогичным дарвиновскому механизму

естественного отбора.

Глубокое замечание по поводу использования экономистами такой аналогии сделал

крупнейший экономист рубежа XIX–XX веков А. Маршалл:

 «Закон естественного отбора… часто интерпретируют таким образом, будто тенденцией к выживанию наделены те организмы, которые наилучшим образом приспособлены извлекать выгоду из окружающей среды. Но такое понимание неверно. Закон устанавливает, что тенденцией к выживанию наделены те организмы, которые наилучшим образом приспособлены использовать окружающую среду в своих собственных целях».


Экономисты XX века часто представляли конкуренцию механизмом, аналогичным дарвиновскому механизму естественного отбора.Глубокое замечание по поводу использования экономистами

Слайд 10Цели законодательства о защите конкуренции по-разному определяются в различных национальных

правовых системах.

В антитрестовом законодательстве США свободная конкуренция является самоцелью, так

как именно свободная конкуренция лежит в основе «эффективности распределения ресурсов».

В Европейском комминитарном праве конкуренцию воспринимают не как самоцель, а как способ достижения более высоких целей, свойственных европейской модели государства .
(ст. 3 Договора о создании Европейского Союза)

Конкурентная политика не должна проводиться в отрыве от других социальных целей, таких как, например, достижение высокого качества жизни, процветания и свободы.


Цели законодательства о защите конкуренции по-разному определяются в различных национальных правовых системах.В антитрестовом законодательстве США свободная конкуренция

Слайд 11«Конкуренция» от лат. «concurentia» - сталкиваться.






Конкуренция -
соперничество хозяйствующих субъектов, при

котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность

каждого из них в одностороннем порядке воздействовать
на общие условия обращения товаров
на соответствующем товарном рынке
(п. 7 ст 4 Закона о защите конкуренции)
«Конкуренция» от лат. «concurentia» - сталкиваться.Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается

Слайд 12Признаки понятия «конкуренция»
Состязательность (борьба) или соперничество на рынке между хозяйствующими

субъектами
Состязательность или соперничество выражается в активном поведении предпринимателей
Результат состязательности

или соперничества -ограничение предпринимателей в возможности односторонне влиять на цены и другие условия сделок
Признаки понятия «конкуренция»Состязательность (борьба) или соперничество на рынке между хозяйствующими субъектами Состязательность или соперничество выражается в активном

Слайд 13Выделяются два самостоятельных аспекта конкуренции:







Структурный

производный от структуры товарного рынка

Поведенческий

производный от поведения действующих на нем продавцов и покупателей.

Выделяются два самостоятельных аспекта конкуренции: Структурныйпроизводный от структуры товарного рынкаПоведенческий производный от поведения действующих на нем продавцов

Слайд 14Аспекты конкуренции

«Структурный» аспект конкуренции близок к определению «совершенной конкуренции». 

Необходимые характеристики товарного рынка,

для поддержания конкуренции:

атомистичность рынка 
(наличие достаточно большого количества продавцов, каждый из

которых настолько мал, что его действия не оказывают существенного влияния на конкурентов)

однородность товара
(полная взаимозаменяемость товара, поставляемого на рынок разными продавцами)

информированность
участников рынка о ценах, установленных всеми фирмами

 равнодоступность
производственных технологий для всех участников рынка;
 
свобода входа на рынок
(любой участник может беспрепятственно войти на рынок или уйти с него)
Аспекты конкуренции«Структурный» аспект конкуренции близок к определению «совершенной конкуренции». Необходимые характеристики товарного рынка, для поддержания конкуренции:атомистичность рынка (наличие достаточно большого количества

Слайд 15Аспекты конкуренции

«Поведенческий» аспект конкуренции выводит на первый план особенности рыночной

стратегии участников, свидетельствующие об их соперничестве друг с другом и

с потенциальными конкурентами:


инновационная активность участников рынка;

ценовая стратегия;

продуктовая стратегия и реклама;

инвестиции в расширение производства.


Оба аспекта конкуренции не исключают друг друга
и могут одновременно использоваться для характеристики конкретного рынка.
Аспекты конкуренции«Поведенческий» аспект конкуренции выводит на первый план особенности рыночной стратегии участников, свидетельствующие об их соперничестве друг

Слайд 16Конкурентное (антимонопольное) право – комплексная отрасль законодательства, регулирующая экономические отношения

в сфере конкуренции и монополии.

Общественные отношения, регулируемые конкурентным правом –

это отношения, в которых могут участвовать:

физические лица
юридические лица
органы государственной власти
органы местного самоуправления,
объединения физических и юридических лиц.

Конкурентное право НЕ ЯВЛЯЕТСЯ отраслью права!

НО!
Конкурентное право образует самостоятельную область правовой науки и относится к правовым дисциплинам.
Конкурентное (антимонопольное) право – комплексная отрасль законодательства, регулирующая экономические отношения в сфере конкуренции и монополии.Общественные отношения, регулируемые

Слайд 17Предмет конкурентного права
составляют:
- нормативные правовые акты, регулирующие отношения

в сфере конкуренции и монополии,
- административная и судебная

практика в данной области,
- история развития конкурентного права в России и за рубежом, - отечественная и зарубежная правовая доктрины в области конкурентного регулирования,
- зарубежное конкурентное законодательство,
- отечественный и зарубежный опыт правового регулирования конкуренции и монополии,
- экономические знания в сфере конкурентного регулирования.

Специфика предмета обусловлена:

Наличием важного значения экономической теории в построении и функционировании системы конкурентного права.

2. Применением сравнительно-правового метода исследования.

Предмет конкурентного права составляют: - нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере конкуренции и монополии, - административная

Слайд 18Цель правового регулирования конкуренции и монополии

обеспечение эффективности рыночной экономики

и предпринимательства на основе конкуренции (как публичного блага или публичного

интереса государства)

защита частных экономических интересов участников рынка – их прав в процессе осуществления предпринимательской деятельности


защита прав и интересов потребителей продукции.

Цель правового регулирования конкуренции и монополии обеспечение эффективности рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции (как публичного

Слайд 20Задачи правового регулирования
конкуренции и монополии - государственная поддержка и защита

конкуренции, осуществляемая посредством следующих правовых способов:

создания необходимых условий для существования

и развития экономической состязательности на рынке (конкурентных отношений);

признания за субъектом предпринимательства права на конкуренцию и защиты этого права;

контроля за монополизацией предпринимательской деятельности (за доминирующим положением, концентрацией капиталов);

предупреждения и преследования правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, противоправных антиконкурентных действий (бездействий), актов органов власти и должностных лиц) и пр.
Задачи правового регулированияконкуренции и монополии - государственная поддержка и защита конкуренции, осуществляемая посредством следующих правовых способов:создания необходимых

Слайд 21Экономическое и правовое содержание понятия «монополия». Монополия как тип рынка.




Монополия – ситуация на рынке, противоположная конкуренции.

Монополия – от греч.

«один, единый» и «продаю».
единственный на рынке продавец

Монопсония - от греч. «один», «единый» и «покупаю».
единственный возможный покупатель на рынке

Экономическое и правовое содержание понятия «монополия». Монополия как тип рынка. Монополия – ситуация на рынке, противоположная конкуренции.Монополия

Слайд 22
Виды монополий







Виды монополий

Слайд 23Виды монополий
Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором:

- удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции

в силу технологических особенностей производства,
+
- товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами,

в связи с чем

спрос на товары, субъектов естественных монополий в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар,
чем
спрос на другие товары
(*то есть при отсутствии естественной монополии).


Виды монополийЕстественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором: - удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее

Слайд 24Виды монополий

Государственная монополия – создается в сферах, в которых выгодно

с точки зрения развития экономики иметь конкурентные рынки, однако, необходимость

обеспечения публичных интересов, таких как стратегические интересы экономической, военной безопасности и иные, требуют сохранения или выделения определенных сфер экономической деятельности в монопольное ведение государства.

Цель создания государственных монополий:

Защита экономических интересов государства и потребителей;

Укрепление внешнеторговых, военно-политических позиций государства

В рамках государственных монополий осуществляется, в частности, - эмиссия наличных денег,
- военно-техническое сотрудничество,
- определенные сегменты внешнеторговой деятельности и оборота драгметаллов.


Виды монополийГосударственная монополия – создается в сферах, в которых выгодно с точки зрения развития экономики иметь конкурентные

Слайд 25Виды монополий

Дополнительно выделяют такой вид монополии, как

Фактическая монополия –

монополия, на рынке хозяйствующего субъекта, не обладающего какими-либо специальными правами

на свое монопольное положение.

Российское законодательство не знает легального определения фактической монополии.

Законодательством не предусмотрена какая-либо специальная юридическая защита фактической монополии. Они возникают вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательской деятельности.

Фактическая монополия = доминирующее положение на рынке!

Пониманию фактической монополии соответствует легальное понятие доминирующего положения.


Виды монополийДополнительно выделяют такой вид монополии, как Фактическая монополия – монополия, на рынке хозяйствующего субъекта, не обладающего

Слайд 26Общие принципы правового регулирования конкуренции и монополии в Российской Федерации


Свобода

экономической деятельности
законность
Государственное регулирование рыночных отношений
К

Общие принципы правового регулирования конкуренции и монополии в Российской ФедерацииСвобода экономической деятельностизаконностьГосударственное регулирование рыночных отношенийК

Слайд 27Принципы правового регулирования конкуренции и монополии в Российской Федерации


Принцип свободы

экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности – комплексная категория, включающая в себя

предусмотренные и гарантированные законом права:

право субъекта экономической деятельности начинать, вести и прекращать ее в любой не запрещенной законом сфере и форме;
право получать, использовать и передавать достоверную экономическую информацию;
свободу от принудительной и юридически необоснованной деятельности как со стороны других хозяйствующих субъектов, так и со стороны государства в лице его органов;
право на защиту интересов экономически слабой стороны в ходе хозяйственной деятельности;
право любого субъекта экономической деятельности на обжалование действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и должностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению данной свободы.
Принципы правового регулирования конкуренции и монополии в Российской ФедерацииПринцип свободы экономической деятельности.Свобода экономической деятельности – комплексная категория,

Слайд 28Принципы правового регулирования конкуренции и монополии в Российской Федерации


Принцип государственного

регулирования рыночных отношений.

Государственное регулирование экономики – это осуществляемая на

основании и в пределах, допускаемых федеральными законами, целенаправленная деятельность органов государственной власти по планированию (программированию), организации, стимулированию, учету, контролю и управлению различными видами экономической активности хозяйствующих субъектов и хозяйственной системы в целом.

Государственное регулирование рыночных отношений охватывает нормативную, индивидуально-регулятивную и организационную деятельность государства в лице уполномоченных органов, осуществляемую для защиты публичных интересов.

Необходимость государственного воздействия на экономику определяется требованиями защиты публичных интересов, в том числе обеспечением государственных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии, формированием государственного бюджета
Принципы правового регулирования конкуренции и монополии в Российской ФедерацииПринцип государственного регулирования рыночных отношений. Государственное регулирование экономики –

Слайд 29Принципы правового регулирования конкуренции и монополии в Российской Федерации


Принцип законности.

В основе этого общеотраслевого принципа применительно к конкурентному праву лежит

правило «разрешено все, кроме того, что запрещено законом» .

В литературе его относят к общедозволительному типу регулирования. Этим правилом в своей предпринимательской деятельности руководствуются хозяйствующие субъекты. Данный принцип применятся прежде всего в частноправовых отраслях, в частности, в гражданском праве.

Принципы правового регулирования конкуренции и монополии в Российской ФедерацииПринцип законности. В основе этого общеотраслевого принципа применительно к

Слайд 30Принципы правового регулирования конкуренции и монополии в Российской Федерации


Принципы правового регулирования конкуренции и монополии в Российской Федерации

Слайд 31

История, функции и полномочия ФАС России

 
Федеральная антимонопольная служба

создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004.
Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г.

ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.


ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
 
История, функции и полномочия ФАС

Слайд 32
ФАС России – сетевой орган, представлен 84 территориальными управлениями во

всех субъектах РФ, в каждом их которых реализуется:


• эффективное выполнение


задач по всем направлениям;


• значительная экономия
бюджетных средств.
ФАС России – сетевой орган, представлен 84 территориальными управлениями во всех субъектах РФ, в каждом их которых

Слайд 33 Основные направления деятельности
ФАС России:

Антимонопольный контроль и надзор;

Контроль деятельности естественных

монополий;

Контроль рекламной деятельности;

Контроль в сфере осуществления закупок отдельными видами юридических

лиц ;

Контроль за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

Контроль и надзор в сфере торговли;

Контроль в сфере электроэнергетики.

 Основные направления деятельности ФАС России:Антимонопольный контроль и надзор;Контроль деятельности естественных монополий;Контроль рекламной деятельности;Контроль в сфере осуществления закупок

Слайд 34Классический функционал антимонопольного органа:

обеспечение государственного

контроля за соблюдением конкурентного законодательства хозяйствующими субъектами.


Функционал ФАС России:


обеспечение государственного контроля за соблюдением конкурентного законодательства хозяйствующими субъектами;
соблюдением правил конкуренции органами власти;
осуществлением государственных закупок, в т.ч. в сфере обороны;
деятельностью естественных монополий;
распределением на конкурентной основе собственности, ресурсов, прав;
соблюдением законодательства в сфере рекламы.
Классический функционал антимонопольного органа:    обеспечение государственного контроля за соблюдением конкурентного законодательства хозяйствующими субъектами. Функционал

Слайд 35Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»
Институт права
Кафедра государственного

права
УФА-2014г.
Управление Федеральной
антимонопольной службы по Республике Башкортостан

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»Институт праваКафедра государственного праваУФА-2014г. Управление Федеральной антимонопольной службы по

Слайд 36 История существования антимонопольных органов в России


1990 г. образован Государственный

комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур

в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР».

1992 г. утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена.

март 1997 г. Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

22 сентября 1998 г. Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе России, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

Руководителем ФАС России с 10 марта 2004г. является Игорь Юрьевич Артемьев
История существования антимонопольных органов в России1990 г. образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке

Слайд 37 История антимонопольного ведомства России


История антимонопольного ведомства России

Слайд 38Источники конкурентного права
Конституция Российской Федерации.

Положение п. 1 ст. 8 Конституции

РФ, провозглашающее принцип государственной поддержки конкуренции…

По Конституции РФ «не

допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ).

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принятие конкурентного законодательства является «исключительной прерогативой Российской Федерации», так как в исключительном ведении Российской Федерации находятся вопросы установления правовых основ единого рынка (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).
Источники конкурентного праваКонституция Российской Федерации.Положение п. 1 ст. 8 Конституции РФ, провозглашающее принцип государственной поддержки конкуренции… По

Слайд 39Источники конкурентного права
Международные нормативно-правовые акты:

• Парижская конвенция по охране промышленной

собственности 1883г.

• Мадридские соглашения о пресечении ложных или вводящих в

заблуждение указаний о месте происхождения на товарах и о международной регистрации товарных знаков 1891 г. и Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков
(Мадрид, 1989 г.).

• Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной
собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г. в ред. от 2 октября 1979 г.).

• Всемирная конвенция об авторском праве (в ред.1952 г.).

• Конвенция о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники 1974 г.
Источники конкурентного праваМеждународные нормативно-правовые акты:• Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883г.• Мадридские соглашения о пресечении ложных

Слайд 40Источники конкурентного права
Международные нормативно-правовые акты (продолжение):

• Всемирная конвенция об авторском

праве в ред. 1971 г.

• Бернская конвенция об охране литературных

и художественных произведений (Парижский акт 1971 г.).

• Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 1971 г.).

• Ниццкое соглашении о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (Женева, 1977 г., с доп. 1979 г.).

• Будапештский договор о международном признании депонирования
микроорганизмов для целей патентной процедуры (1977 г., с изм. 1980 г.).

• Договор о патентной кооперации (Вашингтон, 1970 г., с доп. и изм. 1979
и 1984 гг.)
Источники конкурентного праваМеждународные нормативно-правовые акты (продолжение):• Всемирная конвенция об авторском праве в ред. 1971 г.• Бернская конвенция

Слайд 41Источники конкурентного права
Международные межведомственные акты –
международные договоры, заключаемые Федеральной

антимонопольной службой:

• Меморандум о сотрудничестве в области конкурентной политики между
Межгосударственным

советом по антимонопольной политике, Советом по
конкуренции Республики Латвия, Советом по конкуренции Румынии и Комиссией по справедливой торговле Республики Корея
(Санкт-Петербург, 17 сентября 2003 г.).

• Соглашение об углублении интеграции в области антимонопольной политики и защиты прав потребителей между антимонопольными ведомствами России, Беларуси, Казахстана, Киргизии
(Алма-Ата, 5 сентября 1996 г.).

• Соглашение между Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Советом по конкуренции Латвийской Республики о сотрудничестве в области антимонопольной политики
(Санкт-Петербург, 18 сентября 2003 г.).
Источники конкурентного праваМеждународные межведомственные акты – международные договоры, заключаемые Федеральной антимонопольной службой:• Меморандум о сотрудничестве в области

Слайд 42Источники конкурентного права
Международные межведомственные акты (продолжение):
• Меморандум о сотрудничестве между

Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и

Комиссией по справедливой торговле Республики Корея
(Сеул, 7 декабря 1999 г.).

• Соглашение о сотрудничестве между Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и Советом по конкуренции Румынии
(Москва, 14 ноября 1997 г.).

• Меморандум о сотрудничестве между Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и Ведомством по экономической конкуренции Венгерской Республики
(Будапешт, 29 августа 1997 г.).

• Соглашение о сотрудничестве между Государственным Комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Ведомством по защите экономической конкуренции Чешской Республики (Москва, 24 января 1997 г.).


Источники конкурентного праваМеждународные межведомственные акты (продолжение):• Меморандум о сотрудничестве между Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и

Слайд 43Источники конкурентного права
Федеральные конституционные законы (общие)

Некоторые законы, напрямую не регулируют

процессы конкуренции и монополии, тем не менее косвенным образом влияют

на реализацию конкурентной политики государства.

К таким ФКЗ относятся:

«Об арбитражных судах в Российской Федерации»,

«О судебной системе Российской Федерации».

Источники конкурентного праваФедеральные конституционные законы (общие)Некоторые законы, напрямую не регулируют процессы конкуренции и монополии, тем не менее

Слайд 44Источники конкурентного права
Кодексы и федеральные законы

Гражданский кодекс РФ (особая роль!),



Гражданский процессуальный кодекс РФ,

Арбитражный процессуальный кодекс РФ,

Уголовный кодекс

РФ,

Уголовно-процессуальный кодекс РФ,

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,

Лесной кодекс,

Водный кодекс, и др.
Источники конкурентного праваКодексы и федеральные законыГражданский кодекс РФ (особая роль!), Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс

Слайд 45Источники конкурентного права
Гражданский кодекс РФ (особая роль!)

Нормы ст.1 ГК

РФ :
- о признании равенства участников гражданского оборота,
о принципе

свободы договора,
о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела,
о свободном перемещении товаров, услуг, и финансовых средств по территории РФ,

Нормы ст. 10 ГК РФ:
- о запрете участникам гражданского оборота использовать свои права в целях ограничения конкуренции,
- о запрете участникам гражданского оборота злоупотреблять доминирующим положением на рынке,


Часть 4 ГК РФ. Интеллектуальная собственность
Источники конкурентного праваГражданский кодекс РФ (особая роль!) Нормы ст.1 ГК РФ :- о признании равенства участников гражданского

Слайд 461991г. Принят Закон РСФСР № 948-I «О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках».
2003г. Принят Федеральный закон № 35-ФЗ

«Об электроэнергетике».
2005 г. Принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», регламентирующий порядок размещения заказов на поставки товаров, услуг и работ для государственных нужд, заключение контрактов и их закрытие.
2006 г. Принята действующая редакция Федерального закона № «О рекламе».
2006 г. Вступил в силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ( первый антимонопольный пакет поправок).
2009 г. Принят Федеральный закон № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
2011 г. Вступил в силу Федеральный закон № 223-ФЗ «о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон регламентирует порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц (госкорпорации, естественные монополии и др.)




Развитие законодательства

1991г. Принят Закон РСФСР № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».2003г. Принят Федеральный

Слайд 47На сегодняшний день разработан и внесен на рассмотрение проект
«Четвертого

антимонопольного пакета»

На сегодняшний день разработан и внесен на рассмотрение проект «Четвертого антимонопольного пакета»

Слайд 48Первый антимонопольный пакет

В рамках «Первого антимонопольного пакета» приняты следующие законы:

Первый антимонопольный пакетВ рамках «Первого антимонопольного пакета» приняты следующие законы:

Слайд 49Первый антимонопольный пакет

Первый антимонопольный пакет

Слайд 50Первый антимонопольный пакет

Первый антимонопольный пакет

Слайд 51Первый антимонопольный пакет

Первый антимонопольный пакет

Слайд 52Первый антимонопольный пакет

Первый антимонопольный пакет

Слайд 53Первый антимонопольный пакет

Первый антимонопольный пакет

Слайд 54Второй антимонопольный пакет
В рамках второго пакета одним из приоритетных направлений

явилась -
борьба с картелями!

Второй антимонопольный пакетВ рамках второго пакета одним из приоритетных направлений явилась -  борьба с картелями!

Слайд 55Второй антимонопольный пакет

Второй антимонопольный пакет

Слайд 56Второй антимонопольный пакет

Второй антимонопольный пакет

Слайд 57Основные цели третьего антимонопольного
пакета:
развитие конкуренции на товарных

рынках;
совершенствование принципов контроля деятельности монополий;
- минимизации правовых рисков

бизнеса.


Третий антимонопольный пакет

Основные цели третьего антимонопольного пакета: 	 развитие конкуренции на товарных рынках; совершенствование принципов контроля деятельности  монополий;-

Слайд 58уточняется порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за

пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на конкуренцию в

России:
четко определяется круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом (критерий – объем товарооборота на территории РФ, 1 млрд. руб.)
уточняется понятие координации экономической деятельности (она возможна только лицом, не осуществляющим деятельности на том товарном рынке, на котором осуществляется координация;

Третий антимонопольный пакет

уточняется порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние

Слайд 59
Устанавливаются дополнительные критерии, которые должны быть включены в правила недискриминационного

доступа на рынки, а также к товарам/услугам естественных монополий. Они

направлены на:
повышение уровня доступности информации для потребителей;
определение условий доступа к товарам и услугам естественных монополий;
применение типовых договоров.

Правила недискриминационного доступа уже действуют на:
рынке услуг аэропортов;
рынке присоединения к электросетям.

Третий антимонопольный пакет

Устанавливаются дополнительные критерии, которые должны быть включены в правила недискриминационного доступа на рынки, а также к товарам/услугам

Слайд 60
Устанавливаются безусловные запреты (per se) только на горизонтальные соглашения (картели).

Всего три типа соглашений признаются незаконными по существу (per se):
соглашения

о ценах, в том числе на торгах;
соглашения о разделе территории;
соглашения о бойкотировании.
 



Сокращается количество запретов «per se».

Третий антимонопольный пакет

Устанавливаются безусловные запреты (per se) только на горизонтальные соглашения (картели). Всего три типа соглашений признаются незаконными по

Слайд 61Третий антимонопольный пакет

Третий антимонопольный пакет

Слайд 62Третий антимонопольный пакет

Третий антимонопольный пакет

Слайд 63Третий антимонопольный пакет

Третий антимонопольный пакет

Слайд 64Четвертый антимонопольный пакет

*Предусматривает существенное сокращение административных барьеров для бизнеса,

*Снижение

участия государства в экономике,

*Повышение ответственности должностных лиц органов власти за

антиконкурентные действия.

Предлагается:
исключить из сферы антимонопольного регулирования действия доминирующих хозяйствующих субъектов, связанные с ущемлением интересов граждан и организаций, в случаях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
закрепить возможность установления Правительством РФ правил недискриминационного доступа к товарам, производимым или реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии;
признать картелем соглашения, заключенные между хозяйствующими субъектами-покупателями;


Четвертый антимонопольный пакет*Предусматривает существенное сокращение административных барьеров для бизнеса, *Снижение участия государства в экономике,*Повышение ответственности должностных лиц

Слайд 65Четвертый антимонопольный пакет
Предлагается:

установить запрет на соглашения между организаторами торгов

или заказчиками с участниками таких торгов, если такие соглашения имеют

целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции или созданию преимущественных условий для каких-либо участников;

сократить виды финансовых услуг, для получения которых органам власти требуется проводить открытый конкурс или аукцион, а также установить возможность использования рейтинга российских и международных рейтинговых агентств только в случае, если не удается установить финансовую устойчивость финансовой организации иными способами;

предусмотреть необходимость получения предварительного согласования федерального антимонопольного органа на случаи заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашений о совместной деятельности при суммарной стоимости их активов более 7 млрд руб. или суммарной выручке от реализации товаров за год, предшествующий году заключения соглашения, более 10 млрд руб.;

запретить создание государственных и муниципальных унитарных предприятий без предварительного согласования с антимонопольным органом и т. д.



Четвертый антимонопольный пакетПредлагается: установить запрет на соглашения между организаторами торгов или заказчиками с участниками таких торгов, если

Слайд 66Четвертый антимонопольный пакет
Предполагается расширить круг лиц, которым могут быть направлены

предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

Планируется включить должностных лиц

федеральных органов исполнительной власти, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов, которым антимонопольный орган может давать предупреждения и предостережения.

Также планируется ввести наказание в виде дисквалификации за повторное нарушение должностными лицами органов власти положений антимонопольного
законодательства.

Четвертый антимонопольный пакетПредполагается расширить круг лиц, которым могут быть направлены предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. Планируется

Слайд 79Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»
Институт права
Кафедра государственного

права
УФА-2014г.
Управление Федеральной
антимонопольной службы по Республике Башкортостан

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ «Башкирский государственный университет»Институт праваКафедра государственного праваУФА-2014г. Управление Федеральной антимонопольной службы по

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика