Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
“НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Технология педагогики сотрудничества
Выполнил студент группы 2014- ППДО-301
Мищенко Екатерина Викторовна
Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и педагогика дошкольного образования
Форма обучения: заочная
Руководитель:Л.С. Немчинова.
Новосибирск 2019
Слайд 2Исторический аспект:
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с
внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической
деятельности.
Этимологически древнегреческое слово “Techne” («техне») означает «искусство», мастерство, умение, ремесло, конкретно-предметное знание, проявляющееся в профессиональных умениях. Т.е. искусство, которым владел мастер-ремесленник в изготовлении вещей, достигая его под руководством наставника благодаря своему усердию и природным данным.
Следовательно, если исходить из этимологического значения этого слова, педагогическая технология означает науку о педагогическом мастерстве, которым владеет мастер-педагог и которое является его личным достоянием, будучи уникальным сплавом опыта и личностных особенностей.
Другая версия “техне” берет свое начало от античности, от Сократа и Платона. Под этим словом они понимали не только профессиональные умения и навыки, но и понимание того, почему данное “техне” оказывается эффективным в тех или иных конкретных условиях, понимание того, что скрывает “техне” софистов. Такое понимание предполагает наличие иного знания - “эпистеме”, знания, направленного внутрь, на достижение порядка в душе. В этом смысле понятие “технология обучения” может нести гуманитарный смысл.
Слайд 3Исторический аспект:
Как термин “педагогическая технология” появился в США более трех
десятилетий назад. На первых этапах он относился к идее технологизации
учебного процесса. Сторонники данного направления пропагандировали в качестве повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения.
В 30-е гг. 20 столетия в рамках культурно-исторической концепции (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) была сформулирована матрица педагогической технологии - развитие ребенка происходит под воздействием обучения и воспитания и только благодаря им. На тот период историками педагогики выделяются педагогические технологии напрямую связанные с личностными качествами их создателей (А.С. Макренко, В.А. Сухомлинский), которые как правило заканчивали свое существование вместе с ними.
Слайд 4Исторический аспект:
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений
80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.
Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технология, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Слайд 5Цель технологии педагогики сотрудничества:
Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий
развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. Приоритет личностных отношений.
Индивидуальный подход к воспитанникам ДОУ.
Слайд 6Задачи:
Технология развития сотрудничества у дошкольников – это трёхэтапное решение усложняющихся
задач взаимодействия педагога и детей.
1 этап: необходимо сосредоточить внимание на
обогащении представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях.
На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:
поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей;
* ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него;
*проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;
* демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;
*непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.
2 этап: осмысление предстоящих моделей сотрудничества.
Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.
Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер.
Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.
3 этап: сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.
Слайд 7Технология сотрудничества осуществляется в:
совместной деятельности с детьми, проявляется как
равенство в отношениях педагога с ребенком,
партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый
– ребенок»;
совместных играх;
совместном изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам;
совместной творческой деятельности (игры, труд, досуги, развлечения);
индивидуально-подгрупповой работе.
Слайд 8Содержание технологии:
В системе дошкольного образования России, за последние годы произошли
большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога.
И
сегодня мы с вами еще раз обратимся к вопросам педагогики сотрудничества, реализация которой в образовательном процессе ДОУ становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием в связи с введением ФГОС ДО.
Как я ее понимаю педагогику общения и сотрудничества
Педагогика сотрудничества – это, прежде всего педагогическое творчество. Умение договариваться, оказывать и просить помощи, речевое общение и коммуникативная компетентность – все это является компонентами понятия «сотрудничество».
Сотрудничая, мы стремимся к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическому равноправию, открытости, уважительному отношению к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности.
Педогогическое сотрудничество – это не просто открытость и настроенность воспитателей на детей, это еще и способность организовать совместное творчество через определенную систему принципов и методов.
Слайд 9Содержание технологии:
Сотрудничество как основа взаимодействия характеризуется:
• пространственным и временным соприсутствием,
• единством цели,
•
организацией и управлением деятельностью,
• разделением функций, действий, операций,
• наличием позитивных
межличностных отношений.
Как мы знаем в ДОУ может существовать несколько способов педагогического сотрудничества:
- Ребёнок - ребёнок
- Ребёнок – родитель
- Педагог – родитель
- Педагог – педагог
- Педагог – ребёнок.
Слайд 10Содержание технологии:
В системе взаимоотношений «педагог - педагог»
отношения с коллегами основываются на
признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов,
корректном общении, уважении чужой точки зрения.
Наиболее распространенным способом педагогического сотрудничества при решении различных задач является обсуждение, проблемный вопрос.
Отношения «педагог - ребенок» достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира:
это мир воспитателя с его опытом, знаниями, убеждениями, нравственными взглядами, ценностными ориентациями его поколения
и мир ребенка, с проблемами и противоречиями развития, формирования личности; стремлением все познать, попробовать; разноплановыми интересами, желаниями, потребностями.
«Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь». (Я. Корчак)
*Игра «Паровозик»
Правила и ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
Слайд 11Как применить технологию педагогического сотрудничества в раннем возрасте:
«Я» -концепция организации образовательного процесса в группах детей раннего
возраста
1. Моделировать образовательный процесс с учётом основных направлений основной образовательной программы МБДОУ, которая позволяет воспитателю проявить своё призвание –«хотеть и уметь снова и снова прожить детство с каждым ребёнком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним окружающую действительность, принимать ребёнка таким, какой он есть».
2. Из всех форм воспитания и развития малыша отдавать приоритет сотворческой деятельности педагога с ребенком, построенной на основе:
• удовлетворения интересов ребёнка,
• предоставления варианта задания, адекватного уровню его развития,
• создания ситуации успеха для каждого малыша,
• реализации принципа игрового познания ребёнком окружающего мира.
При этом
3. Обогащать предметно - развивающую среду на основе двух позиций: с позиции «создателя» среды, и с позиции ребёнка, чьи интересы и потребности будут реализовываться в преобразованной среде.
4. Признавать право малыша познавать то, что именно его привлекает, и помогать ему проявить свои познавательные способности в самых разнообразных видах деятельности.
5. Осуществлять общение с детьми на основе личностно - ориентированной модели взаимодействия педагога с ребёнком, которая определяет позицию воспитателя по отношению к ребёнку не «над», не рядом, а вместе с ребёнком.
6. Видеть в ребёнке личность с момента его поступления в детский сад и организовывать процесс адаптации в группе на основе признания личности ребёнка педагогами и родителями.
7. Осуществлять воспитание, образование и развитие своих воспитанников с сохранением их физического и психического здоровья.
Слайд 12Реализация на практике выше представленной концепции позволяет:
- ребенку успешно адаптироваться к условиям
ДОУ и развиваться в ситуации успеха;
- воспитателю перейти на более высокую ступень
профессионального мастерства с ориентацией на новые тенденции в системе воспитания и развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС;
-родителям обрести доверие к педагогу и уверенность в том, что он примет, признает и поймёт его ребёнка; стать равноправным участником образовательных отношений.
Как применить технологию педагогического сотрудничества в раннем возрасте:
Слайд 13Особенности содержания :
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
· Гуманно-личностный подход
к ребенку.
· Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
· Концепция воспитания.
· Педагогизация
окружающей среды.
Гуманно-личностный подход
Слайд 14Гуманное отношение к детям включает:
· педагогическую любовь к детям, заинтересованность
в их судьбе;
· оптимистическую веру в ребенка;
· сотрудничество, мастерство общения;
·
отсутствие прямого принуждения;
· приоритет положительного стимулирования;
· терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
· уравнивание воспитателя и ребенка в правах;
· право ребенка на свободный выбор;
· право на ошибку;
· право на собственную точку зрения;
· соблюдение Конвенции о правах ребенка;
· стиль отношений воспитателя и ребенка: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Ученье без принужденья.
Особенности содержания :
Слайд 15Плюсы педагогики сотрудничества:
Педагогика сотрудничества очень трудна. Чтобы добиться сотрудничества с
детьми, надо иметь доброе сердце, высокую культуру, современный профессионализм.
В педагогике
сотрудничества выделяются четыре направления, которые на сегодняшний день стали определяющими в процессе обучения.
1. Гуманно-личностный подход к ребенку,
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс,
Слайд 163. Концепция воспитания,
4. Педагогизация окружающей среды
Таким образом, можно выделить целевые
ориентации педагогики сотрудничества: переход от педагогики требований к педагогике отношений,
гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.
Плюсы педагогики сотрудничества:
Слайд 17Недостатки педагогики сотрудничества:
Против педагогики сотрудничества обычно выступают учителя специальных школ
с отобранными, способными детьми. Им идея сотрудничества не нужна, т.к.
способные дети и сами учатся, сами сотрудничают с учителем, еще и подгоняют его, просят задачи посложнее. Педагогика сотрудничества не альтернатива авторитарной педагогике, она ни с кем не сражается, в разных классах - разные методы, разные степени сотрудничества.
Слайд 18В педагогике сотрудничества особо подчеркивается важность проблемы развития личности, потому
что демократизация и есть развитие и раскрепощение всех ее душевных
сил. Вместе с тем утверждается, будто "...сами процессы развития плохо изучены, их природа неизвестна учителям", что "...надежных способов измерить развитие ребенка нет". Это утверждение не соответствует действительности.
Недостатки педагогики сотрудничества:
Слайд 19Применение в ДОУ:
Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают
пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность
(игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
· заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Слайд 20Вывод:
В процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми
навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само- и
-взаимоконтроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, находить ошибки и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.
Слайд 21Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»
2. Берулаева М.Н. «Общедидактические подходы
к гуманизации образования»
3. Татьяна Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании»
4. Ледовских, Н. К. Сотрудничество дошкольников разного пола как фактор сплочения детской группы / Н. К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С. 20-26.
5. Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками / Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М.: Гном- Пресс, 2001. – С. 106-117.
6. Римашевская, Л. С. Как развивать сотрудничество дошкольников со сверстниками в процессе совместной детской деятельности / Л. С. Римашевская // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 2 (62). - С. 3-18.
7. Фадеева, Е. М. Развитие сотрудничества со сверстниками у детей дошкольного возраста. / Е. М. Фадеева. // Научные труды. ООО Научный мир. Иваново. – 2010. - № 3. – С. 52-57
8. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. / Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова. – М.: Генезис, 2003. – 128
Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 2009. - С.10-17.
9. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Минск: Народная газета, 2009. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»
10. Берулаева М.Н. «Общедидактические подходы к гуманизации образования»
11. Татьяна Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании»