Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
аэрокосмического приборостроения»
Организация перевозок
специфических
видов грузов
Кафедра «Системного анализа
и логистики»
Слайд 2Тема №4 Основы проектирования системы транспортировки
скоропортящихся грузов
ЛЕКЦИЯ № 10
СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ
МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
Специализированный подвижной состав
Время 2 часа
Слайд 3Учебные вопросы
1. Требования к АТС для транспортировки скоропортящихся грузов
2. Типы
и классификация транспортных средств для транспортировки скоропортящихся грузов. Опознавательные знаки
3.
Выбор типа холодильной установки и рекомендации по эксплуатации
4. Контроль соответствия нормам транспортных средств и оборудования
5. Санитарно-гигиенические требования к обработке транспортных средств для транспортировки скоропортящихся грузов
Слайд 4Учебный вопрос №1
ТРЕБОВАНИЯ К АТС ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
Слайд 5Требования к транспортным средствам, обеспечивающим сохранность скоропортящихся грузов, значительно отличаются
от общих. Эти транспортные средства должны не только защитить грузы
от внешнего воздействия по санитарно-гигиеническим нормам, но и сохранять определенный температурный уровень в постоянном режиме, снижать естественную убыль и затраты на тару и упаковку.
Поэтому для перевозки скоропортящихся грузов применяют кузов автотранспортного средства типа фургон (для всех грузов, кроме жидких, не упакованных) и цистерна (для жидких или наливных). Причем автомобили, как правило, должны быть изотермическими1 (рис. 4.4). Кузова автомобилей для пищевых продуктов изготавливают только из экологически и гигиенически чистых материалов.
1 Изотермический (от греч. isos — равный, одинаковый и therme — тепло) — имеющий постоянную температуру.
Слайд 6Изотермический автомобиль с разными типами кузова: а — фургон; б-
цистерна
Такие транспортные средства наиболее соответствуют логистическому принципу экономии ресурса потребителя
и безопасности в широком понимании этого принципа.
Правда, изотермические автомобили увеличивают себестоимость перевозок примерно на 30% из-за стоимости специальных хладоагентов, но общий эффект, особенно от повышения качества перевозок, остается высоким.
Слайд 7К конструкциям фургонов предъявляют специфические требования. Так, внутренняя форма кузова
должна быть прямоугольной в сечении; пол достаточно прочным, ровным, обеспечивающим
механизированную перегрузку грузов, погрузочная высота должна обеспечивать хорошие условия перегрузочных работ; двери кузова должны иметь надежное уплотнение и быть оборудованы замками (число и расположение дверей разнообразно); изотермические кузова должны обеспечивать необходимую теплоизоляцию (требуемый коэффициент теплопередачи); оборудование для подогрева и охлаждения должно обеспечивать требуемую температуру внутри кузова и т.п.
Слайд 8Конструкция кузова должна быть увязана с технологией перевозок. Внутренние стенки,
пол и потолок кузовов должны быть выполнены из материалов, не
поддающихся коррозии, быть невосприимчивыми к внешним воздействиям, подвергаться мойке и дезинфекции, не допускать проникновения пыли и грязи через двери и системы вентиляции.
Требования, предъявляемые к транспортным средствам для перевозки скоропортящихся грузов, детально отражены в специальных документах, главным из которых является международное Соглашение о перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), подробно рассмотренное в 5.5.
Слайд 9Учебный вопрос №2
ТИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ
ГРУЗОВ. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ
Слайд 10Основные особенности специализированных транспортных средств для перевозки скоропортящихся грузов в
зависимости от назначения отражены в табл. 4.6.
Слайд 14Специализированный подвижной состав, обеспечивающий определенный температурный режим, подразделяют на типы.
Изотермическим
называется автомобиль, кузов которого снабжен слоем изоляционного материала, ограничивающего теплообмен
между внутренней и наружной поверхностями кузова.
Изоляционный материал должен обладать малой теплопроводностью и плотностью, незначительной гигроскопичностью, значительной влагостойкостью, отсутствием запаха, долговечностью и прочностью, технологичностью, неизменностью свойств при изменении температуры в широких пределах, огнестойкостью и пожаробезопасностью.
Слайд 15В изотермическом подвижном составе последних конструкций решены вопросы поддержания температурного
режима, вентиляции и циркуляции воздуха, но вопросы обеспечения режима влажности
решены недостаточно. Проблема в том, что даже незначительные колебания воздуха при высокой влажности могут привести к появлению конденсата воды на поверхности груза, что вызывает, как правило, развитие микроорганизмов и плесеней.
Эти автомобили оборудованы устройствами для принудительного охлаждения или подогрева, их подразделяют на две категории по глобальному коэффициенту теплопередачи К.
Слайд 16Коэффициент К — общий коэффициент, характеризующий качество транспортного средства, определяется
уравнением
К=ω/S∙Δt
где ω — теплотворная способность, расходуемая внутри кузова, необходимая для
поддержания постоянной температуры внутри кузова, Вт; S — средняя поверхность кузова, м2; Δt — разница между средней внутренней температурой кузова ti и средней постоянной наружной температурой tп.
Слайд 17Среднюю внутреннюю температуру кузова ti подсчитывают как среднее арифметическое значение
температур, измеряемых на расстоянии 10 см от стенок кузова в
восьми внутренних углах кузова и в центре четырех внутренних плоскостей кузова, имеющих наибольшую площадь. Аналогично рассчитывают tп, только по внешним углам и внешним стенкам. Иногда в расчетах применяют среднее значение температуры стенок кузова tcр, рассчитываемое как половина разницы между температурами tn и ti.
Слайд 18Существует две категории специализированных транспортных средств:
IN — обычное изотермическое транспортное
средство с коэффициентом К, не превышающим 0,7 Вт/ (м2-°С) —
примерно 0,6 ккал/(ч-м2-°С);
IR — изотермическое транспортное средство с усиленной изоляцией с коэффициентом К, не превышающим 0,4 Вт/ (м2-°С) — примерно 0,35 ккал/(ч-м2-°С).
В СПС применяют понятие класса А, В, С, D, E, F — в зависимости от свойств изоляции, уровня поддерживаемой температуры и назначения (сфер деятельности), т.е. в зависимости от охлаждающей способности, позволяющей выбрать температуру внутри изотермического кузова в определенных пределах (табл. 4.8).
Слайд 20Ледником называют такое изотермическое транспортное средство, которое с помощью различных
источников холода (естественного льда с солью и без; сухого льда
с приспособлением, позволяющим регулировать его сублимацию1 или без такового; эвтектических плит; специальных газов и др.) понижает температуру внутри кузова и поддерживает ее затем при средней наружной температуре в 30°С на уровне не более 7°С —-для класса А; —10°С— для класса В; —20°С —для класса С; 0°С — для класса D. Естественный лед с солью и без практически не применяют в настоящее время.
Слайд 21Хладоагенты в сосудах, резервуарах или отделениях располагают таким образом, чтобы
можно было извне проводить их замену или дозаправку.
Коэффициент К не
должен в таких транспортных средствах превышать 0,4 Вт/ (м2-°С) - 0,35 ккал/ (ч-м2-°С).
1 Сублимация (лат. sublimare — возносить) — переход вещества при нагревании из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое состояние.
Слайд 22К отапливаемым изотермическим транспортным средствам относят транспортные средства с отопительной
установкой для повышения и поддержания температуры внутри порожнего кузова в
течение не менее 12 ч на уровне не ниже 12°С при средней наружной температуре для класса А —10°С; класса В —20°C. Коэффициент К для класса В не должен превышать 0,4 Вт/ (м2-°С) — 0,35 ккал/ (ч-м2-°С).
Слайд 23Рефрижератором1 называют изотермическое транспортное средство с холодильными установками типа компрессор
или абсорбционным2 агрегатом и др. Это позволяет при средней наружной
температуре 30°С понижать температуру в кузове и затем поддерживать ее постоянные значения на любом уровне для классов А, В и С в зависимости от свойств груза и температуры окружающей среды. Например, постоянная температура для класса С может быть в пределах — 10 ...—20°С включительно.
Классы D, E, F имеют фактически постоянный уровень температуры, соответственно 0°С; —10°С; —20°С.
Слайд 24Постоянным режимом считают такой, при котором колебания средних и наружных
температур не превышают ±0,5°С в течение, по крайней мере, 12-часового
периода, а разница между средней теплопроизводительностью при этом, измеряемой в течение не менее 3 ч до и после этого 12-часового периода, менее 3%.
Коэффициент К рефрижераторов классов В, С, Е и F не должен превышать 0,4 Вт/ (м2°С) - 0,35 ккал/ (ч-м2-°С).
Для перевозки жидких и сыпучих пищевых продуктов (молока, воды, кваса, пива, вина, коньячного спирта, муки и др.) используют вместо кузова резервуар или цистерну и различное технологическое оборудование.
1 Рефрижератор — (лат. refrigerates — охлажденный).
2 Абсорбция (лат. absorptio — поглощение) — поглощение вещества из раствора или смеси газов твердым телом или жидкостью.
Слайд 25Автомобильные цистерны состоят из базового автомобиля с прицепом, полуприцепом или
без, на котором смонтировано технологическое оборудование: резервуар круглой или эллиптической
формы, обеспечивающей полную санитарную обработку внутренней поверхности; трубопроводы, компрессор или насос и др. Технологическое оборудование изготавливают из химически нейтральных материалов, например пищевого алюминия, коррозионно-стойкой стали, пластмассы для пищевых продуктов.
Технические требования на цистерны изложены в ГОСТ 9218—86.
Слайд 26Обычно цистерны узкоспециализированы по видам груза. Цистерны для одновременной перевозки
различных грузов или партий товара могут быть секционными. Эксплуатационная вместимость
каждой секции колеблется в пределах от 0,5 до 5 м3. Секции устанавливают одна за другой в количестве, которое соответствует грузоподъемности автомобиля. Секции заполняют жидким пищевым продуктом либо за счет разрежения, создаваемого во всасывающем коллекторе карбюраторного двигателя, либо самотеком, либо стационарными насосами приемосдаточных пунктов. В практике, особенно международных перевозок, используют современные секционные кузова для перевозки нескольких наименований грузов, требующих разного температурного режима, который обеспечивается мультитемпературными установками. Секции можно разделять стационарными или сдвигающимися перегородками (рис. 4.5).
Слайд 28При перевозке на расстояния в 200 км и более могут
быть применены кузовы-цистерны с термоизолирующими стенками.
Достоинство цистерн прежде всего в
механизации или автоматизации перегрузочных работ, что уменьшает время доставки грузов (один из главных принципов логистики), ликвидирует затраты на тару (принцип экономии ресурсов грузовладельцев), защищает надежно груз и окружающую среду с обеспечением выполнения необходимых санитарно-гигиенических требований (принцип безопасности).
На практике применяют контейнеры-цистерны (рис. 4.6), которые можно перевозить на транспортных средствах любых видов транспорта, что крайне удобно для интермодальной технологии, широко применяемой как логистически наиболее эффективной.
Слайд 30В России совместно с австрийской фирмой Fresh Consulting был проведен
эксперимент на принципах логистики по доставке скоропортящейся продукции в предоставленных
контейнерах-рефрижераторах (фреш-контейнерах) с контролируемой температурой.
Техническая характеристика 40-футового контейнера-рефрижератора австрийского производства.
Слайд 32Прибыль от перевозки по предложенной технологии увеличилась в 1,5 раза,
прежде всего благодаря повышению качества продукции. Капитальные вложения по всей
логистической цепочке от производителя до потребителя только на маршруте Краснодарский край — Санкт-Петербург составили около 10 млн дол.
На специальных транспортных средствах в зависимости от типа устанавливают определенные опознавательные знаки (см. табл. 4.7).
Табличку-свидетельство прямоугольной формы (рис. 4.7) крепят на транспортном средстве на видимом месте. Табличка должна быть снята, как только транспортное средство перестает соответствовать нормам или когда кончается срок временных положений, на основании которых оно было допущено к перевозке скоропортящегося груза.
Слайд 34
Учебный вопрос №3
ВЫБОР ТИПА ХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ЭКСПЛУАТАЦИИ
Слайд 35Существуют различные способы охлаждения кузова: с использованием временных и постоянных
источников холода. К временным источникам холода относят устройства, использующие переход
некоторых веществ из одного состояния в другое с поглощением тепла из окружающей среды. Например, сухой лед поддерживает низкую температуру, так как при переходе углекислоты из твердого состояния в газообразное температура достигает -78°С.
При применении временных источников холода целесообразно предварительно охлаждать кузов, например жидкой кислотой или азотом, которые можно хранить в баллонах на транспортном средстве.
Слайд 36Исследования отечественного подвижного состава показали, что при нормальной работе холодильной
установки через каждые 4 ч с момента окончания погрузки температура
в кузове рефрижератора снижается на 1,6—2°С, и наилучший режим создается при начальной температуре 15°С. В этом случае оптимальный температурный режим устанавливается через 16—24 ч с момента погрузки. Начальная температура 30—35°С не обеспечивает оптимального режима.
В последние годы получает широкое распространение, особенно за рубежом, применение жидкого азота, температура кипения которого — 196°С. Жидкий азот и жидкий диоксид углерода являются не токсичными и не горючими веществами, однако они могут причинить ожоги из-за низких температур и ведут к удушью в закрытом контейнере.
Слайд 37Применение жидкого азота облегчает возможность автоматически поддерживать заданный режим температуры
в кузове. Преимущество этого способа состоит: в простоте конструкции, работающей
без двигателя; возможности быстрого охлаждения всех зон кузова; поддержании температуры в широком диапазоне (от +12 до —30°С); бесшумности и отсутствии загрязнений окружающей среды; отсутствии необходимости оттаивания испарителя холодильной установки и удаления влаги; создании инертной газовой среды, улучшающей условия сохранности качества грузов. Стоимость его относительно невелика.
Работают конструкции от двигателя автомобиля-тягача (что не очень удобно, так как при погрузочно-разгрузочных работах двигатель нельзя отключать) или от автономного специального двигателя.
Большим достоинством можно считать возможность переключения на обогрев, например для оттаивания.
Слайд 38Постоянные источники холода — это, прежде всего, компрессорные холодильные установки
с приводом от двигателя автомобиля или от специального автономного двигателя.
Недостаток первого способа состоит в необходимости работы двигателя даже на стоянках и при погрузке-разгрузке. Достоинство компрессора в том, что его можно переключать на обогрев. Холодильная установка помещается вне кузова, а испаритель и вентилятор вставляются внутрь кузова (рис. 4.8).
Слайд 40В настоящее время применяют микропроцессоры в холодильных установках таких фирм,
как Carrier Transicold и Termoking (США); Kogel (Германия); Peter (Великобритания)
и др. Микропроцессор обеспечивает диагностику работы холодильной камеры (кузова) с указанием неисправностей. Имеется также возможность программирования моментов времени разморозки с помощью реле времени. Реле снабжено сигнальным устройством, предупреждающим водителя о конце размораживания, фактическом и заданном температурных режимах в кузове. На базе микропроцессора английской фирмы Sistematic Micro разработана система отображения на дисплей водителя данных о температурном режиме внутри кузова.
Слайд 41Уровень температуры в кузове транспортного средства зависит от габаритов кузова
при одной и той же мощности холодильной установки (рис. 4.9)
и, естественно, от длительности и условий перевозки.
При 30°С поддерживать температуру -20°С для замороженных и глубокозамороженных продуктов можно в фургоне длиной не более 9 м, но при 40°С длина укорачивается до 8 м. Если можно перевозить груз при температуре 6 — 8°С, то длина кузова будет 11 м при внешней температуре 30°С и 10 м при 40°С. Выбор холодильной установки по длине специализированного подвижного состава является достаточно точным при большом объеме кузова, но приблизительным для кузовов малых объемов. Для уменьшения погрешности рекомендуют также выбирать холодильное оборудование по габаритам изотермического кузова.
Слайд 43Естественно, что в городских условиях, где потребности в продуктах питания
возрастают, а торговую сеть отличают территориальная разбросанность и потребление небольшого
объема продуктов, применять автомобили большой грузоподъемности нецелесообразно. Здесь нужно более детально подходить к выбору типа подвижного состава.
Обычно фирмы, выпускающие холодильное оборудование, дают четкие рекомендации, как и какой температурный режим в кузове должен поддерживаться при внешней температуре соответствующего уровня и данных условиях работы.
Слайд 44Например, фирма Carrier Transicold в своих рекомендациях по применению холодильных
установок использует повышенный коэффициент теплопроводности К с запасом в 2—2,5
раза выше установленного Соглашением при 0°С; а при 20°С — в 1,1 —1,5 раза. Причем повышение коэффициента (запас его) позволяет за 8 ч работы осуществлять до 20 открываний дверей. При более частых открываниях дверей фирма рекомендует увеличение значения АГ на 5%.
За работой холодильной установки водитель должен следить с особым вниманием. В случае ее поломки срочно надо обращаться в ближайший сервисный центр, не доводя до размораживания или порчи продуктов.
Слайд 45Учебный вопрос №4
КОНТРОЛЬ СООТВЕТСТВИЯ НОРМАМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ
Слайд 46Транспортные средства для перевозки скоропортящихся грузов проходят обязательный контроль на
удовлетворение требованиям, предъявляемым к данному типу, т.е. допущение данного автомобиля
к эксплуатации.
В мире принята сертификация изотермических транспортных средств, проводимая на специальных испытательных станциях или с помощью экспертов.
Слайд 47Экспертов назначают обычно при недостаточном числе испытательных станций компетентные органы,
которые могут потребовать предоставить любые документы по данному транспортному средству,
например схемы, описания, протоколы испытаний. Сертификат, или свидетельство, выдают на бланке соответствующего образца, и он должен находиться на транспортном средстве при перевозке.
Слайд 48При контроле изотермических транспортных средств устанавливают подобие (идентичность) испытанным образцам
из выпущенной серии по следующим показателям: конструкции, изоляционному материалу и
методу изоляции, толщине изоляции, числу дверей и люков, внутренней поверхности кузова (не должна отличаться более чем на ±20%). При контроле рефрижераторов рассматривают дополнительно мощность холодильного оборудования на единицу внутренней поверхности при одинаковых температурах. При контроле отапливаемых автомобилей, кроме указанного, идентифицируют источник тепла и мощность отопительного оборудования на единицу внутренней поверхности.
Слайд 49Методы испытаний цистерн с одним или несколькими отсеками, разделенными вертикальными
неизолированными перегородками, состоят в следующем. Внутри каждого отсека цистерны устанавливают
теплообменник. Контроль проводят при постоянном температурном режиме. Разница температур в отсеках не должна превышать 2°С.
По каждому испытанию составляют протокол.
Слайд 50В России нет строго установленных технических требований по соответствию и
проверке автотранспортных средств для перевозки пищевых продуктов. Тем не менее,
согласно СанПиН, необходимо проводить исследование материалов кузова по органолептическим, санитарно-химическим и токсикологическим показателям с составлением заключения, в котором указывают: объекты исследования; методику и результаты санитарно-гигиенических, химических и органолептических исследований, а также биологических исследований на тест культуры (токсикологические исследования вытяжек из полимерных материалов на животные микроскопические организмы, живущие в воде, например, инфузорию Tetrachimens pyriformis).
Слайд 51На основании исследований выдается гигиенический сертификат органами, уполномоченными Департаментом Роспотребнадзора
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в частности Научно-практическим
центром по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе.
На практике в России чаще всего выдают санитарный паспорт, разрешающий перевозку пищевых продуктов, упакованных в тару, т.е. без непосредственного соприкосновения со стенками кузова.
Слайд 52
Учебный вопрос №5
САНИТАРНО -ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАБОТКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ
ТРАНСПОРТИРОВКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
Слайд 53Государственной системой санитарно-эпидемиологического нормирования страны установлена необходимость использования для перевозки
скоропортящихся грузов специализированного подвижного состава с запретом перевозки грузов в
транспортных средствах, на которых ранее перевозились ядовитые или сильно пахнущие грузы (ядохимикаты, керосин, бензин и др.). Водитель и экспедитор обязаны иметь при себе личную медицинскую книжку и спецодежду, соблюдать правила личной гигиены и правила транспортировки пищевых продуктов для каждого вида груза. Грузчики должны быть в санитарной одежде.
Слайд 54Транспортное средство должно быть чистым, иметь кузов с гигиеническим покрытием
для возможности мойки и обработки и санитарный паспорт. Паспорт выдают
территориальные центры Роспотребнадзора сроком не более чем на 6 мес, а при перевозке особо скоропортящихся пищевых продуктов — сроком на 3 мес.
Санитарную обработку кузова проводит грузополучатель либо перевозчик по согласованию сторон с отметкой в товарно-транспортной документации. В кузове должно быть выделено специальное место для хранения санитарной одежды.
Мойку и обработку кузова должны осуществлять автотранспортные предприятия на специально выделенных местах, подключенных к водопроводу и канализации, имеющие горячее водоснабжение. На посту мойки должны быть моечное оборудование, спецодежда для мойщиков.
Слайд 55Санитарная обработка транспортного средства состоит: в уборке кузова щетками, веником
или пылесосом; наружной мойке кузова щелочной водой температурой 35—40°С с
дальнейшим ополаскиванием из шланга; мойки внутренней части кузова щетками и моющим раствором температурой 55—60°С или механическим способом из шлангов под давлением 1,5 атм при температуре 65—70°С в течение 2—3 мин; ополаскивании до полного удаления остатков моющего средства с просушкой и дезинфекцией раствором активного хлора (250 г/л) в течение 10 мин. Дезинфекцию проводят по мере необходимости, но не реже 1 раза в 10 дней. Запах хлора удаляют путем промывки из шланга, просушки и проветривания кузова.
Слайд 56Особого внимания требуют мойка и дезинфекция внутренних поверхностей цистерны, которые
промывают переносными или встроенными шприц-аппаратами либо форсунками пищевой содой или
горячим мыльным раствором под давлением до 1,3 МПа с последующей промывкой чистой водой и просушкой паром.
Слайд 57МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
аэрокосмического приборостроения»
Организация перевозок
специфических
видов грузов
Кафедра «Системного анализа
и логистики»
Слайд 58Тема №4 Основы проектирования системы транспортировки
скоропортящихся грузов
ЛЕКЦИЯ № 11
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТИРОВКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
Время 2 часа
Слайд 59Учебные вопросы
1. Документы, регламентирующие
и сопровождающие транспортировку скоропортящихся грузов
2. Порядок оформления
документов
для транспортировки скоропортящихся грузов
Слайд 60Учебный вопрос №1
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ
И СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ТРАНСПОРТИРОВКУ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
Слайд 61Вопросы снабжения населения качественными продуктами питания, как отмечалось ранее, находятся
под пристальным вниманием правительства любой страны. Так, в России существуют
федеральные законы от 1999 г. № 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом состоянии населения» и от 2001 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», на основе которых разработан ряд документов по транспортировке скоропортящихся продуктов питания.
Естественно, что одним из важнейших документов, регламентирующих взаимоотношения грузовладельцев и перевозчиков, а также особые условия перевозки конкретного груза, является договор об организации перевозок, основа которого дана в Гражданском кодексе РФ, ч. 2, раздел IV, главе 40.
Слайд 62Основным документом, регламентирующим перевозку скоропортящихся грузов по России, являются Правила
перевозок грузов автомобильным транспортом. Как указывалось ранее, эти Правила в
настоящее время находятся в стадии изменения в связи со вступлением в силу новой редакции Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ).
С момента выхода Правил и в связи с развитием рыночных отношений многое изменилось во взаимоотношениях грузовладельцев, номенклатуре грузов, таре и упаковке торговых грузов.
Слайд 63В Правилах отражены основные особенности перевозки скоропортящихся грузов, их классификация,
обязанности сторон, перечень грузов и их температурный режим. Даны также
образцы основных документов на перевозку автомобильным транспортом.
Санитарно-гигиенические требования к грузам, водителям и транспортным средствам для перевозки скоропортящихся грузов отражены в федеральных санитарных правилах, нормах и гигиенических нормативах, установленных государственной системой санитарно-эпидемиологического нормирования РФ на основе законов РФ.
Здесь нужно отметить, прежде всего, СанПиН, положения которых отражают определенные требования по конкретным направлениям, например «Гигиенические требования к транспортировке пищевых продуктов», «Контроль ветеринарный обязательный», «Ответственность за несоблюдение санитарных норм», запреты при перевозке отдельных видов грузов и др.
Слайд 64Для автомобильного транспорта действует в соответствии с приказом Минздрава России
от 1997 г. типовая Инструкция по проведению обязательных предварительных при
поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся и медицинских осмотров. Эта Инструкция обязывает водителей проходить медосмотр до поступления на работу. Водитель и другие профессионально ориентированные лица, имеющие отношение к пищевым продуктам, проходят медицинский осмотр в целях выявления каких-либо заболеваний. Лиц с определенными заболеваниями не допускают к работе с пищевыми продуктами.
Слайд 65Водитель при отсутствии противопоказаний получает личную медицинскую книжку. На предприятии
водителю выделяют спецодежду и проверяют знания правил личной гигиены.
При перевозке
скоропортящихся грузов водитель обязан иметь: путевой лист, ТТН, санитарный паспорт на автотранспортное средство, лист контрольных проверок температуры груза и воздуха в кузове, сертификат либо удостоверение качества продукции, карантинный сертификат, ветеринарное свидетельство. Набор документов определяют видом груза и типом транспортного средства.
Слайд 66Учебный вопрос №2
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
Слайд 67Транспортная инспекция должна определить соответствие санитарным требованиям условий хранения и
обработки транспортных средств для перевозки пищевых продуктов, т.е. наличие постов
мойки с подключением к водопроводу, канализации и горячему водоснабжению и наличие оборудования для уборки, мойки, сушки и дезинфекции, а также спецодежды.
Каждый автомобиль должен иметь санитарный паспорт, выданный территориальным подразделением Роспотребнадзора. У водителя-экспедитора (экспедитора) должна быть на руках личная медицинская книжка.
Слайд 68Договор перевозки подтверждают наличием на данную конкретную перевозку товарно-транспортной накладной,
оформление и подпись которой являются фактом принятия груза перевозчиком. Накладную
подписывает грузовладелец и перевозчик, она является главным документом, на основе которого осуществляют товародвижение (движение материального потока), что дает право грузоотправителю списывать материальные ценности, а грузополучателю их принимать на свой баланс. На момент перевозки все риски переходят к перевозчику.
В экстренном случае, характерном лишь для перевозки скоропортящихся грузов, водителю (перевозчику) предоставляют право реализовать продукцию не в месте доставки.
Слайд 69При перевозке мясных продуктов необходимо наличие ветеринарного свидетельства (сертификата), выдаваемого
органами ветеринарно-санитарного надзора.
Ветеринарный контроль проводят с учетом видов мяса (говядина,
свинина и др.) из-за их различных биологических особенностей и заболеваний, с учетом разделки для перевозки. В свидетельстве указывают также состояние местности, из которой вывозят груз (естественно, что местность должна быть благополучной в отношении повально заразных болезней, в противном случае перевозку запрещают).
По пути следования данной продукции проводят ветеринарный санитарный контроль, поэтому сертификат должен находиться у водителя (экспедитора).
Слайд 70Живые растения оформляют карантинным сертификатом в Инспекции по карантину растений
на каждую отдельную партию растений с указанием наименования, массы, дислокации
грузовладельцев и особых условий отправки и получения груза.
Возможна переадресовка груза по пути следования, на что оформляют специальное разрешение.
На перевозку овощей и картофеля необходимо получать сертификат и удостоверение качества с указанием помологического биологического и товарного сортов для определения правильных условий перевозки, включая температурный режим.
1 Помология (от лат. ротum — плод и логия — наука) — наука о сортах плодово-ягодных растений для их районирования и сортовой классификации.
Слайд 71Особое внимание перевозчик должен обращать на сроки, указанные в этих
документах. Если перевозка не может быть проведена в меньшие сроки,
чем указано в документах, перевозчик вправе от нее отказаться. В противном случае груз может утратить свое качество, за что ответственность ляжет на перевозчика.
Для перевозки скоропортящихся грузов в изотермических транспортных средствах необходим такой документ, как лист контрольных проверок температуры груза и воздуха в кузове авторефрижератора, на котором отмечают температуру при погрузке, перевозке и получении груза.
Слайд 72Водитель, кроме рассмотренных документов для перевозки скоропортящихся грузов, должен иметь
также регистрационные документы на себя и на транспортное средство, которым
он управляет.
На большегрузных транспортных средствах, как указывалось ранее, грузоподъемностью более 15 т должен быть установлен тахограф, показатели которого по времени движения, остановок, скорости и др. проверяют инспектирующие органы во время транспортного процесса. Тахограмма дает полное представление о режиме движения и остановках на маршруте для анализа возможного изменения при проектировании системы транспортировки в целях уменьшения времени доставки, что имеет особое значение в перевозке скоропортящихся грузов.
Слайд 73Тахограмма дает полное представление и о деятельности водителя, что также
может подтвердить или опровергнуть его вину при перевозке груза.
Несмотря на
логистический подход, связанный с сокращением времени доставки скоропортящегося груза, режим труда и отдыха водителем должен соблюдаться в обязательном порядке в целях выполнения одного из основных логистических принципов — безопасности.
Слайд 74Лекция окончена
Благодарю за внимание