Слайд 2 На берегу Босфора римским императором Константином в 324 - 330
годах был возведен Константинополь - «новый Рим», столица будущего Византийского
государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.
Слайд 3395 год – раздел Римской империи на Западную и Восточную
476 год – падение Западной Римской империи
Слайд 4Достижения
византийской архитектуры
Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней органично сочетались
элементы античного и восточного зодчества.
Слайд 5Церковь Сан Витале в Равенне VI в.
Главным архитектурным сооружением был
храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»)
Слайд 6Интерьер византийской базилики
Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно
разделенное внутри рядами колонн на части, так называемые нефы (греч.
«корабль»), число которых достигает 3 или 5. Все храмы ориентированы на Восток, так как там, по представлению христиан находится Иерусалим – центр земли. На Востоке к остальному прямоугольному объему примыкает полукруглая ниша – апсида с расположенным в ней алтарем – священной частью храма.
Слайд 7Интерьер церкви
Сан Витале в Равенне
Внешний вид базилики подчеркнуто скуп
и строг, зато ее интерьеры украшены облицовкой из мрамора и
гранита мозаиками и фресковыми росписями.
Слайд 8План
крестово – купольного храма
Позднее все большее значение
приобретает новый тип храма – крестово – купольный, имеющий в
плане форму креста с куполом в центре.
Слайд 9Собор Святой Софии
в Константинополе
Наивысшее достижение византийской архитектуры – собор
Святой Софии в Константинополе, соединивший базилику с купольным перекрытием.
Слайд 10Собор Святой Софии
в Константинополе
Храм «премудрости Божьей» воздвигли два архитектора
– Анфимий и Исидор.
Слайд 11План собора Святой Софии
в Константинополе
В плане храм представляет собой
прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат.
Слайд 12Купол собора Святой Софии
Центральный купол Софии, составляющий в диаметре 31,5
м, - самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором воплощено
представление о космическом подобии мира.
Слайд 13Купол собора Святой Софии
Снизу купол кажется парящим в воздухе, так
как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект
породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи.
Слайд 14Интерьер собора Святой Софии
Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка
стен и золотая мозаика сводов. Колонны объединены волнистыми аркадами, что
создает впечатление ритмического движения.
Слайд 15О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Айя София – здесь остановиться
Судил Господь народам и
царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи подвешен к
небесам.
Слайд 16О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ
И всем векам – пример Юстиниана,
Когда похитить для
чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же
думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Слайд 17О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон –
света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое
зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Слайд 18Мерцающий свет византийских мозаик
Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную
технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы
их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой.
Слайд 19Мозаики Равенны
Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на севере
Италии, в VI в. центра византийской провинции. Особую известность приобрели
мозаичные росписи церкви Сан Витале.
Слайд 20Император Юстиниан
На одной из них в центре изображен император Юстиниан,
приносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают
диадема и нимб – символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом.
Слайд 21Императрица Феодора
Мозаика на противоположной стене изображает императрицу Феодору. Она входит
в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг
шеи и на плечах роскошные ожерелья.
Слайд 22А. А. Блок
РАВЕННА
Всё, что минутно, всё, что
бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
Слайд 23Мозаики церкви Успения в Никее
VII век
Замечательны и мозаики
церкви Успения в Никее. Изображение одного из самых знаменитых ангелов
«Дюнамиса», являет собой совершенный пример одухотворенности и благородства.
Слайд 24Искусство иконописи
В христианских храмах были не только мозаики
и фресковые композиции, но и иконы (греч. «образ»).Характерными особенностями икон
становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или богоматери, подчеркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы, пристальный суровый взор увеличенных глаз, декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.
Слайд 25Сергий и Вакх. VI век
На одной из ранних византийских
икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые мученики, особенно почитавшиеся в
Константинополе.
Слайд 26Владимирская Богоматерь
Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери»
(начало XII века), привезенная на Русь из Константинополя в 1155
г. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Тогда и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем эту удивительную икону – одну из самых почитаемых православных святынь.
Слайд 27Владимирская Богоматерь
Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В нем выражено то,
что близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской
любви.
Слайд 28Конец истории Византии
Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 году, поставили
точку в истории Византийской империи. Но это не был конец
ее художественного и культурного развития.