Слайд 127.02.2006
Миссия и цели организации
Слайд 227.02.2006
Элементы стратегического выбора
Важнейшей отличительной чертой процесса разработки стратегии является
альтернативность, связанная с необходимостью осуществлять постоянный стратегический выбор - обосновывать
и понимать стратегические решения.
Основными элементами этого выбора являются миссия и цели, стратегии, стратегические задачи, программы, ресурсы и способы их распределения.
Понимание взаимосвязи элементов стратегического выбора важно для осознания сложности процесса разработки стратегии и необходимости создания системы стратегического управления, помогающей преодолевать эти сложности.
В основании пирамиды лежат ресурсы, необходимые для достижения генеральной и локальных целей организации, реализации стратегии, а также для выполнения отдельных программ и проектов.
Поэтому в процессе стратегического планирования и управления необходимо:
- во-первых, определить необходимые для достижения поставленных целей и реализации выбранной стратегии финансовые, материальные, трудовые, информационные и другие ресурсы;
-во-вторых, распределить их между стратегическими хозяйственными подразделениями, задачами, программами и проектами.
Слайд 327.02.2006
Стратегическое видение
Видение — это идеальное представление, желаемый образ
организации, комплексное осмысление событий и стратегической ситуации будущего. Оно мотивирует
коллектив сотрудников на достижение желаемого образа организации.
Стратегическое видение концентрируется на будущих аспектах бизнеса фирмы:
• Какой фирма стремится стать?
• Какие потребности потребителей фирма собирается обслуживать?
Носителем видения является генеральный менеджер организации: это его личное представление о будущем организации и ее положении в окружающей среде
Со сменой высшего руководства организации, как правило, во все элементы корпоративной стратегии вносятся существенные коррективы.
Видение во многом субъективно и неотъемлемо от личности лидера. Широко распространено мнение, что видение - это особый дар, талант, индивидуальные ментальные особенности руководителя.
Подтверждением субъективности видения является тот факт, что, получая одно и то же образование в области стратегического управления, менеджеры достигают различных результатов в своей деятельности.
Слайд 427.02.2006
Основные понятия целеполагания в стратегическом управлении
Миссия определяет общее направление развития
организации . Она представляет собой констатацию стратегического видения руководства относительно
конкурентной позиции организации и характеризует положение и взаимодействие организации с внешней средой.
Стратегические установки ориентированы вовнутрь организации, они нацелены на мобилизацию персонала для достижения целей и задач.
Формулировки целей более конкретны и имеют количественные оценки.
В стратегическом управлении определение целей складывается из следующих этапов:
1. Преобразование видения в специфические исполнительские цели .
2. Создание критериев контроля достижения целей в виде конкретно и однозначно определяемых количественных и качественных показателей-индикаторов успешности реализации поставленных целей и задач..
3. Стимулирование организации к тому, чтобы она могла стать изобретательной и сфокусированной при реализации стратегии.
4. Разработка процедур (внутрифирменных правил принятия решений), направленных на предотвращение чрезмерного роста издержек, если цели требуют гибкости и адаптации к изменению ситуации.
Стратегическая задача - это проблема, связанная с предстоящим событием вне организации или внутри нее, которое может повлиять на способность организации достигать поставленных целей. В литературе стратегические задачи разделяют на задачи, связанные с. новыми открывающимися возможностями или сильными сторонами фирмы, которые важно использовать, и задачи, связанные с внешними угрозами или слабыми сторонами организации.
Слайд 527.02.2006
Роль миссии в деятельности и развитии организации
Миссия организации детализирует общественный
статус организации и создает ориентиры фирмы для определения целей и
стратегий на различных уровнях управления. В стратегическом управлении миссия (генеральная цель) организации представляет собой определение - что надо сделать, чтобы получить прибыль в запланированном объеме
Миссия может формулироваться в одном из следующих направлений:
• миссия-политика - определяет основополагающие, применяемые в настоящем и сохраняющиеся в перспективе принципы деятельности организации, долгосрочные правила принятия управленческих решений, направления формирования отношений с внешней средой
• миссия-ориентация - объединяет цели и задачи организации, выстраивает их в едином направлении; преимущественно миссия-ориентация разрабатывается для определения внутренней деятельности организации, задача ее формулирования - развивать организационную культуру в компании, способствующую стабилизации и усилению конкурентной позиции;
• миссия-предназначение - характеризует положение организации во внешней среде: конкурентную позицию в отрасли, вклад в развитие экономики страны, региональный статус, влияние на глобальные экономические процессы, значение для общества, социальную роль, имиджи др
• бизнес-идея - конкретизирует виды деятельности, которые развивает организация: предпринимательская деятельность, которой придерживается организация в настоящем и к которой стремится в будущем, текущая и будущая рыночные позиции, текущая и будущая группы потребителей, тип организации, который стремится сформировать лидер
Слайд 627.02.2006
Формирование миссии организации
Формулирование миссии - краеугольный камень формирования стратегии организации.
Иногда возникает необходимость корректировки и уточнения миссии организации, поскольку меняются
условия внешней среды, изменяется внутренняя ситуация и в отрасли, и в компании.
Разработка миссии требует превосходного знания отрасли, в которой действует компания или в которую она собирается войти, понимания происходящих макроэкономических и политических процессов в стране и регионе, определяющих условия предпринимательской деятельности, а также учета особенностей внутренней среды организации. В то же время миссия во многом определяется интуицией руководителя организации. Она формализует и актуализирует его стратегическое видение.
Миссия выражается в высоком и вдохновенном стиле. Миссия может быть сформирована в виде одного предложения (или даже отдельного слогана), но нередко миссия представляет собой многостраничный программный документ. Как правило, чем более крупной является компания, тем более детально разрабатывается ее миссия.
При формулировке миссии вновь создаваемой компании в нее полезно включить:
• указание на вид бизнеса, которым компания намерена заниматься, и/или какие потребности каких групп клиентов она собирается удовлетворять;
• определение характера взаимоотношений с внешней средой, которые необходимо сформировать в процессе становления деятельности организации;
• характеристика формируемых взаимоотношений с персоналом организации.
Слайд 727.02.2006
Компоненты миссии организации
Слайд 827.02.2006
Значение миссии организации
Выдержки из миссий различных компаний
Компания «Форд»: «Предоставлять людям
дешевый товар».
Инкомбанк: «Мы экономим ваше время и деньги».
Миссия опытно-конструкторского бюро:
«Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду
Миссия концерна (АВПК) «Сухой»:
«Авиационный комплекс «Сухой» стремится производить конкурентоспособные и военные и гражданские самолеты, прежде всего марок «Су», «Бе», позволяющие удовлетворить потребности глобального рынка и запросы отечественного госзаказа».
Значение миссии. Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления.
Миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений.
В случае больших по размеру или географически разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в одно целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях.
3. Хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компания на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.
Слайд 927.02.2006
Выработка стратегических установок
Стратегические установки - это формализованное представление высших руководителей
организации о деятельности персонала организации, отдельных структурных подразделений и бизнес-единиц.
Стратегические установки формируют организационную культуру организации, определяя характер функционирования ее персонала и подразделений. Во многом стратегические установки зависят от стиля руководства. Задача их формулирования состоит том, чтобы объединить и нацелить всех сотрудников организации на реализацию миссии (генеральной цели) организации. Дополнительно стратегические установки способствуют росту лояльности персонала и тем самым обеспечивают рост производительности труда и качество работы.
Стратегические установки нередко формулируются высшим руководством при проведении совещаний или при непосредственном контакте с подчиненными.
Стратегические установки могут быть устными, но могут быть представлены и в документальном виде. Как правило, они отличаются краткостью и формулируются в виде слоганов. Однако возможно и более формализованное и подробное определение стратегических установок, особенно в тех случаях, когда руководству важно добиться неукоснительного и точного выполнения намеченного. В таких случаях стратегические установки включаются в организационно-правовые документы: должностные инструкции, положения о подразделениях, приказы и др.
Слайд 1027.02.2006
Выводы
Процесс стратегического менеджмента начинается с формулирования миссии организации. В широком
понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации.
В узком понимании миссия — это утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, что отличает ее от других организаций.
Формулирование миссии имеет очень большое значение для деятельности компании, так как служит базой для определения финансовых и стратегических целей фирмы.
Довольно сложно оценить прямой экономический эффект от сформулированной миссии, однако важность этого этапа проявляется также в том, что миссия помогает формировать и поддерживать единый корпоративный дух, служит основой для действенного управления организацией, снижает риск принятия необоснованных решений и снижает вероятность ошибок недальновидного руководства.
Миссия компании отражается в многостраничном документе, имеющем определенную структуру и являющемся важным для организации. Общая миссии может быть сформулирована в коротком предложении.
Миссия разрабатывается для компании в целом, отдельных предприятий и функциональных и операционных подразделений. Разрабатывается миссия высшим руководством и сотрудниками компании.
Слайд 1127.02.2006
Формирование стратегических целей организации
Цель — это желаемое состояние системы или
результат ее деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени.
Слайд 1227.02.2006
Критерии качества целей
Цели предприятия должны обладать рядом характеристик, которые иногда
называют критериями качества поставленных целей.
К числу основных характеристик целей
относятся:
• Конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решении и оценки хода работ. Конкретные цели могут быть установлены относительно уровня производительности труда, использования производственных мощностей и т.д
• Горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от I года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее, должна быть выражена цель. Определенность во времени предполагает четкое фиксирование сроков достижения поставленных целей.
Достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда.
Непротиворечивость. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других. Цели организации должны быть сопоставимыми и взаимно поддерживающими, т.е. действия, направленные на достижение одной цели, не должны препятствовать достижению другой.
Цели должны быть гибкими, т.е. иметь пространство для корректировки, необходимость которой может быть вызвана непредвиденными изменениями во внешней среде.
Слайд 1327.02.2006
Области определения целей организации
Пространства, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные
цели:
1 Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания
лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.
2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса; освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.
3. Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.
4. Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.
5.. Финансы. Общая цель — сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.
6. Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условии и мотивации труда
Менеджмент. Ключевая цель в этой области — определение критических сфер управленческого воздействия.
8. Социальная ответственность. В настоящее время большинство экономистов признает, что отдельные фирмы должны ориентироваться не только на увеличение прибыли, но и на развитие общепринятых ценностей.
Слайд 1427.02.2006
Классификация целей организации
Любая организация, любая экономическая система являются многоцелевыми. Определение
приоритетности целей является в этом случае очень важной и сложной
проблемой и, как правило, решается экспертным путем.
1. Стратегические и финансовые цели - им принадлежит наивысший приоритет, так как они направлены на достижение ключевых результатов. Трудность возникает тогда, когда ситуация вынуждает сделать выбор между действиями, связанными с повышением краткосрочных финансовых показателей, и усилиями по упрочению положения фирмы в долгосрочной перспективе.
Компания, которая постоянно упускает возможности упрочения своих конкурентных позиций в долгосрочной перспективе (вместо этого делая выбор в пользу немедленного улучшения финансовых показателей), рискует подорвать свою конкурентоспособность, лишаясь движущей силы на рынке, уменьшая свою способность противостоять своим более честолюбивым конкурентам
Стратегические цели компании важны по еще одной причине — они описывают стратегическое намерение фирмы — стремление занять определенное место в бизнесе. Стратегическим намерением крупной компании может быть завоевание лидирующих позиций в отрасли на национальном или мировом уровне. Стратегическим намерением небольшой компании может быть достижение доминирования на определенной рыночной нише. Для вновь созданного предприятия стратегическое намерение может заключаться в том, чтобы его признали перспективным.
Слайд 1527.02.2006
Классификация целей организации
Траекторные и точечные цели
Траекторные цели предполагают определение общего
направления развития, в них отражаются наиболее общие (системные) вопросы. Точечные
цели формулируются с учетом достижения конкретного конечного результата.
Долгосрочные и краткосрочные цели
Траекторные цели — долгосрочные, а точечные — краткосрочные. Хотя последние могут формулироваться и на долгосрочную перспективу.
Цель организации тесно взаимосвязана с продолжительностью периода, за который предполагается ее достичь. Чем крупнее, масштабнее поставленная цель, тем за большее время она может быть достигнута. И наоборот, чем больший интервал времени рассматривается, тех более крупная цель для него может быть поставлена.
Конечной целью называют такую, которой нельзя достичь за планируемый период времени, но нужно и возможно ее достичь в будущем за более продолжительный период. За планируемый период к конечной цели, можно приблизиться. Все цели, последовательное достижение которых обеспечивает достижение конечной цели, называют промежуточными.
Могут быть цели различных иерархических уровней управления. Корпоративную цель или цель нулевого уровня называют генеральной. Далее идут цели первого, второго и т.д. уровней. Такое представление целей называют деревом целей
Цели, принадлежащие одному уровню, могут быть взаимно нейтральными (управленческие воздействия не пересекаются и не зависят друг от друга) , кооперироваться (управленческие воздействия подкрепляют друг друга, так что одно из них способствует и реализации другого) или конкурировать между собой (достижение одной из них может означать отказ от другой) .
Слайд 1627.02.2006
Алгоритм формирования целей организации
Опыт рекомендует следующий алгоритм формирования целей организации:
1. Осознание важности формулирования и представления целей как необходимого условия
успешного развития организации.
2. Формулирование целей. 3. Логическое построение целей.
4. Привлечение сотрудников к формулированию целей.
5. Наглядное представление целей. 6. Составление целевого портрета организации
Все цели организации необходимо логически увязать в определенную систему. Здесь решается главная задача - обеспечение непротиворечивости целей, что служит условием их достижимости.
На выбор целей огромное влияние оказывают индивидуальные ценности, личные цели сотрудников организации. В первую очередь учитываются мнение и ценности, которые являются приоритетными для высшего руководства и собственника фирмы.
В заключение полезно составить целевой портрет организации. Для этого целесообразно предложить сотрудникам заполнить анкету, содержащую следующие вопросы:
Каково Ваше идеальное представление о своей организации?
Какой Вы представляете себе организацию в текущем и следующем годах, через 1-3 года?
Какие события могут помещать продвижению к намеченной цели и какие будут этому способствовать?
Как можно более кратко изложите свое видение организации?
Слайд 1727.02.2006
Обеспечение непротиворечивости стратегических целей и задач организации
Посредством дерева целей описывается
их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной
цели на подцели по следующие правилам:
• общая цель должна содержать описание конечного результата;
• при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей
каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
• при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;
• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимы друг из друга;
•фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.
Обеспечение непротиворечи-
вости стратегических целей и задач организации достигается путем разработки «дерева целей», т. е. конкретизации и детализации главной стратегической цели и определения путей ее достижения
Слайд 1827.02.2006
Методы формирования системы стратегических целей
Методы организации выработки целей фирмы основаны
на мнениях экспертов: мозговой штурм, метод Дельфи, ориентации группы, сценарии
будущего.
Слайд 1927.02.2006
Методы формирования системы стратегических целей
Методы организации выработки целей фирмы основаны
на мнениях экспертов.
Мозговой штурм. Основным принципом данного метода является отделение
процесса генерирования идей от их последующего анализа и оценки. Сущность первого этапа состоит в том, что группа экспертов в сжатые временные сроки (как правило, 10-15 мин) должна предложить как можно больше идей для решения какой-либо задачи; на втором этапе производится подробный тщательный анализ всех выдвинутых идей и предложений.
Метод Дельфи основан на вынесении вердикта по какой-либо конкретной проблеме независимыми экспертами.
Метод «сценарии будущего»- его сущность состоит в разработке и анализе возможных сценариев развития организации и/или условий осуществления возможных стратегий
Слайд 2027.02.2006
Выводы
Второй этап стратегического менеджмента — формулирование целей.
От того, насколько правильно
поставлены цели, зависит эффективность деятельности организации. Искусство формулирования цели определяет
и искусство управления. Неправильно сформулированная цель может принести очень много вреда, она способна стать причиной банкротства и гибели организации, поэтому очень важно знать, какие бывают цели и как они должны быть сформулированы.
Классификация целей по различным типологическим признакам способствует выработке более обоснованных управленческих решений: ведь не требовать от сотрудников достижения стратегической цели за один день, также как и двигаться к промежуточной цели мелкими шагами.
Разрабатывая цели организации, следует иметь в виду, что они до быть конкретны, измеримы, определены во времени и достижимы. Выполняя данные требования при установлении целей, мы получаем возможность эффективного контроля за реализацией стратегии.
Установление целей — процесс, идущий сверху вниз по уровням иерархии управления. Следует помнить, что цель должна быть понятна, осознана подчиненными, так как, не понимая, куда идти, сотрудник вряд ли выберет правильный путь.
Слайд 2127.02.2006
Понятие цели
Цель — это желаемое состояние системы или результат ее
деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени. В целях должна
найти отражение перспектива развития системы. Цели деятельности социально-экономических систем в значительной степени определяются условиями внешней среды.
Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы. Цели представляют собой обязательство управленческого аппарата фирмы добиться определенных результатов в определенное время. Они точно объясняют, сколько, чего и к какому сроку предстоит сделать. Они направляют внимание и энергию на то, чего нужно добиться.
До тех пор пока долгосрочные планы развития компании и ее миссия не привязаны к конкретным измеримым задачам, а менеджеры не демонстрируют прогресс в выполнении этих задач, формулировка миссии и направления развития фирмы являются лишь красивыми словами и нереализованными идеями. Опыт убедительно показывает, почему установление целей является решающим моментом стратегического управления: компании, чьи управляющие вырабатывают цели для каждого ключевого показателя деятельности, а затем предпринимают энергичные действия для достижения целевых показателей, являются серьезными кандидатами на победу в конкурентной борьбе с компаниями, чьи управляющие оперируют с такими терминами, как надежда, упование и ожидание успеха.
Чтобы цели имели управленческую ценность, они должны быть определены в количественных и измеримых показателях и содержать предельные значения, которых необходимо добиться. Это подразумевает, что нужно избегать таких формулировок, как «максимальные прибыли», «снижение издержек», «повышение эффективности», «увеличение объема продаж», которые не определяют ни количественных, ни временных границ. Установление целей — руководство к действию: каких результатов и когда необходимо достичь и кто за это отвечает
Слайд 2227.02.2006
Области определения целей организации
Можно выделить восемь ключевых пространств, в рамках
которых организация определяет свои цели.
Положение на рынке. Рыночными целями могут
быть завоевание лидерства на определенном рынке или его сегменте, увеличение доли рынка компании, укрепление конкурентного статуса фирмы.
Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса, развитием производства новых товаров, применением новых технологий.
Производительность. Более эффективно то предприятие, которое обеспечивает производство продукции по более низкой себестоимости. Для любого предприятия важны такие показатели, как производительность труда, энергоемкость, ресурсосбережение.
Ресурсы. Определяется потребность во всех видах ресурсов и формулируются цели относительно расширения или сокращения ресурсной базы, обеспечения ее стабильности, снижения зависимости предприятия от одного источника сырья.
Прибыльность. Эти цели связаны с достижением определенного уровня рентабельности, обеспечением заданного уровня прибыли, как правило, выражены количественно.
Управленческие аспекты. Обеспечение эффективного менеджмента — цель любой организации, ориентирующейся на долгосрочную перспективу. Привлечение к работе выдающихся менеджеров, формирование соответствующей организационной культуры, создание систем управления для деятельности в условиях непредвиденных ситуаций — лишь некоторые из тех факторов, которые влияют на эффективность управленческого процесса.
Персонал. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением определенного уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда, сокращением текучести кадров, повышением уровня квалификации. ‘
Социальная ответственность. В настоящее время большинство экономистов признает, что отдельные фирмы должны ориентироваться не только на увеличение прибыли, но и на развитие общепринятых
ценностей. Эта идея заложена в основу концепции социально-этического маркетинга, получившей широкое распространение в последние годы. Являясь открытой системой, фирма должна поддерживать связь со своим окружением, учитывая его влияние и воздействуя на него для создания благоприятного имиджа фирмы.
Слайд 2327.02.2006
Характеристики целей
Очень важный момент в обеспечении эффективного управления организацией —
это сочетание целей организации и личных целеустремлений человека. Ясное понимание
цели, разработка человеком его жизненной программы, не противоречащей целям компании, — один из главных моментов в эффективном управлении. Люди, которые не знают, чему себя посвятить, какой цели добиваться, подобны пушинке, летающей по воле ветра то в одну, то в другую сторону. С такими исполнителями даже идеально сформулированные цели организации вряд ли будут достигнуты.
Четко намеченная цель является тем важным ориентиром, по которому следует оценивать достигнутые результаты и на котором следует фокусировать все свое внимание. Цель всегда есть прогнозирование, предвосхищение будущего, ориентация на достижение новых, еще не познанных высот развития. В то же время система целей должна учитывать реальные возможности организации и человека. Критерий «трудно, недостижимо» важен здесь, как нигде в других звеньях управленческого процесса. Цели должны быть мобилизующими, но в то же время реальными. Они должны нацеливать на конечный результат, но не требовать от сотрудников постоянной работы в условиях нехватки времени, недостатка опыта, знаний или ресурсов. Если мы намечаем практически недостижимые цели, и организацию и человека может ждать глубокое разочарование. То, что можно сделать в экстремальной ситуации, никогда не будет нормой повседневной жизни. Сосредоточение всех сил и ресурсов организации и направление их на достижение какой-либо цели возможно только при решающем прорыве, при завоевании конкурентных позиций. Повседневная работа не должна быть экстремальной, она должна предусматривать эволюцию, а не скачкообразное развитие.
Искусство управления состоит в способности из множества окружающих нас важных и неотложных задач выбрать те цели, которые являются наиболее приоритетными, достижение которых обеспечит устойчивое развитие организации. Формулируя цели и делая их смыслом жизни организации, руководитель должен быть предельно осторожен и опаслив, постоянно задавая себе вопрос: «А что будет, если этого не делать?» Неправильно поставленная цель может принести очень много вреда, она способна стать причиной банкротства и гибели организации.
Слайд 2427.02.2006
Требования к целям
При формулировании целей организации следует помнить о
тол что цели должны отвечать некоторым критериям.
Конкретность.
Измеримость.
Определенность во времени.
Достижимость.
Гибкость.
Сопоставимость.
Непротиворечивость.
Конкретность и измеримость целей обеспечивает возможность контроля и оценки деятельности, направленной на их достижение.
Определенность во времени предполагает четкое фиксирование сроков достижения поставленных целей.
Что касается достижимости целей, то переоценка компанией своих возможностей может снизить мотивацию труда, создать сложные условия для работы и в конечном итоге привести к катастрофическим последствиям. Достижимость целей обеспечивается также и тем, что они должны быть гибкими, т.е. иметь пространство для корректировки, необходимость которой может быть вызвана непредвиденными изменениями во внешней среде.
Кроме того, все цели организации должны быть сопоставимыми и взаимно поддерживающими, т.е. действия, направленные на достижение одной цели, не должны препятствовать достижению другой. -
Конкретные цели могут быть установлены относительно уровня производительности труда, использования производственных мощностей и т.д. Следует отметить, что конкретные цели являются важным элементом стратегического менеджмента, выступая в роли показателей реализации стратегии, оценки ее эффективности.
Установление целей — процесс, осуществляющийся сверху вниз и служащий менеджерам низших звеньев управления ориентиром в выполнении ими и сотрудниками их подразделений. Цели вытекают из объективных потребностей и имеют иерархический характер. Цели верхнего уровня не могут быть достигнуты, пока не достигнуты цели ближайшего нижнего уровня. По мере перемещения вниз по уровням иерархии цели конкретизируются.
Слайд 2527.02.2006
Цели и альтернативы действий
Важным моментом в формулировании целей является соотношение
понятий «цель» и «альтернатива».
Очень часто бывает трудно определить, имеем ли
мы дело с целью или альтернативой действия. С точки зрения разных субъектов одно и то же явление оценивается по-разному. Важную роль играет здесь то обстоятельство, на каком уровне иерархической структуры управления находится субъект. Например, совет директоров корпорации ставит перед одним из предприятий цель — интенсифицировать производство, но предприятие с точки зрения своих узких интересов может иметь специфические цели, для достижения которых интенсификация производства есть лишь одна возможная (и не всегда самая выгодная) альтернатива действия.
Взаимосвязанность и взаимозависимость категорий цели и альтернативы более наглядно можно проиллюстрировать с помощью метода «дерево решений», который предполагает разработку вариантов достижения целей различных уровней дерева целей, при этом дерево целей всегда можно развивать до такой степени детализации, чтобы на последнем уровне находились задачи, которые уже невозможно рассматривать в качестве целей.
«Дерево решений» является формальным описанием проблемы, а ветви «дерева» представляют различные альтернативы выбора. Метод «дерево решений» относится к области исследования операций, где он применяется для оптимизации решений. Оптимизация обеспечивается прежде всего за счет однозначно определяемых вероятностей возникновения каждой альтернативы. Важной чертой этого метода является сочетание и смена так называемых разветвлений решения и разветвлений ожидания. Разветвления ожидания характеризуют возможные сценарии развития ситуации, причем каждому сценарию присваивается определенная вероятность. От первого разветвления решения отходят всегда минимум два новых разветвления, представляющих различные альтернативы действий. В итоге реализуется одна альтернатива, т.е. одно решение.
Цель в определенной степени формируется на основе анализа имеющихся в распоряжении субъекта управления средств и возможностей действия. Она должна обеспечивать стремление, по возможности, к полному использованию всех средств. Цели, которые не соответствуют данному требованию, являются слишком заниженными (такая опасность угрожает при постановке точечных целей) или узкими для данного управляемого процесса. Организации должны стремиться к постановке целей, которые обеспечили бы использование всех имеющихся возможностей. Неиспользованная часть ресурсов и возможностей улучшения их использования представляет собой, во-первых, с ретроспективной точки зрения — прямые экономические потери, во-вторых, перспективной точки зрения — резервы для освоения новых СЗХ.
Слайд 2627.02.2006
Взаимосвязь целей и решений (1)
Выбор целевой ориентации предприятия является
весьма актуальной задачей, особенно в современной хозяйственной жизни, отличающейся высоким
динамизмом.
Постоянные изменения на рынке вызывают необходимость постановки новых целей, а следовательно, их осуществления, что отражается на характере управленческого процесса. В связи с этим выделяются различные типы управленческого процесса, хотя строгого их соблюдения на практике может и не быть.
Слайд 2727.02.2006
Семинар №2. Тема: «Видение, миссия и цели организации»
Вопросы для обсуждения:
Роль
стратегического видения в формировании стратегии организации.
Роль миссии организации в деятельности
организации и ее развитии.
Порядок формирования миссии организации.
4. Формирование стратегических целей организации
Методы формирования системы стратегических целей организации.
5. Метод «сценарии будущего» в стратегическом управлении