Слайд 1Модель COSO ERM через призму внутреннего контроля и аудита.
Выполнила:
Студентка 4
курса
Финансового Факультета
Группы 2410
Хмура Мария
Научный руководитель:
доцент, Голощапова Л. В.
Слайд 2Определение внутреннего контроля
Достоверность финансовой отчетности и сохранность активов —
финансовая
цель
Соответствие применимому законодательству и внутренним регламентам организации —
цель соответствия
Эффективность
и экономичность операций — операционная цель
Слайд 3Функции управления
Эффективность контроля -> Эффективность функционирования системы управления компанией
Слайд 5Корпоративное управление — ключевые элементы
Слайд 6Концепция внутреннего контроля.
Компоненты системы внутреннего контроля.
Слайд 7COSO
COSO (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway
Commission) —
Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея, добровольная организация, созданная
для улучшения качества финансовой отчетности через деловую этику, эффективный внутренний контроль и корпоративное управление.
Модель идентификации событий и проектирования рисков COSO-ERM (Enterprise Risk Manadgement Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Comission Exposure) – интегрированная модель управления рисками.
Стандарт COSO-ERM – это стандарт качественного управления в финансовой сфере предприятий, который появился в результате деятельности комиссии Спонсорских организаций в 2004 г. на основании американского Закона Сарбейнса – Оксли (Sarbenes – Oxly), принятого в 2002 г. и изменившего правила размещения акций на американских фондовых биржах.
Данный закон расширяет давно существующее требование к открытым акционерным обществам по созданию и поддержанию систем внутреннего контроля, возлагая обязанность на руководство компаний предоставлять информацию об эффективности этих систем, а на независимого аудитора – удостоверять предоставленные сведения.
Слайд 8Компоненты системы внутреннего контроля (СВК)
COSO предлагает 5 взаимосвязанных компонентов системы
внутреннего контроля:
контрольная среда — базовый компонент
оценка риска
контрольные процедуры
информация и коммуникации
мониторинг
Слайд 9Компоненты СВК. Модель COSO
Контрольная среда
Контрольная среда — это осознание необходимости
контроля
в организации.
Контрольная среда включает осязаемые и неосязаемые элементы:
честность персонала
и его этические ценности;
приверженность идее компетентного выполнения обязанностей;
управление и организационная структура компании;
философия управления и стиль руководства;
распределение полномочий и ответственности;
работа с персоналом.
Руководство влияет на состояние контрольной среды, устанавливая стандарты деятельности
в компании, и эффективно доводя до персонала письменные политики и процедуры, кодекс этики, стандарты поведения. Другими словами, «тон задается наверху».
Слайд 10Компоненты СВК. Модель COSO
Контрольная среда. Примеры
В компании разработана
и утверждена распоряжением Вице-президента по финансам учетная политика по МСФО
Найм
сотрудников в компании происходит посредством трех обязательных этапов (отбор резюме, собеседование отдела кадров и руководителя профильного подразделения, проверка службы безопасности), что исключает найм неквалифицированных сотрудников
В компании сформировано неприемлемое отношение к заполнению документов «задним числом»
Слайд 11Компоненты СВК. Модель COSO
Оценка риска
Что такое риск?
СОSO предлагает определение
таких событий, как:
негативные — препятствуют достижению цели — угрозы
позитивные —
способствуют достижению цели — возможности
Таким образом, риск — это угроза или упущенная возможность,
которая препятствует достижению поставленных целей.
Оценка риска на практике означает, что компания провела оценку рисков,
имеющих отношение к достижению целей формирования достоверной
финансовой отчетности, включая риски возникновения существенных искажений
в показателях финансовой отчетности и примечаниях к ней
Слайд 12Компоненты СВК. Модель COSO
Оценка риска. Примеры
В компании четко
распределены роли и ответственность в области управления рисками. Распределение ролей
зафиксировано во внутренних документах компании
Основополагающие документы компании в области управления рисками доведены до всех заинтересованных лиц
В компании в структуре Финансового департамента создан Отдел управления рисками, основными обязанностями которого являются организация и поддержка интегрированного управления рисками Компании, а также разработка процедур периодической оценки и мониторинга рисков
Слайд 13Компоненты СВК. Модель COSO
Оценка риска
Риски выявляются в соответствии с
бизнес-целями, относящимися
к деятельности всей организации:
цели на уровне предприятия
формулируют то, что компания
хочет достичь и приводятся в соответствие стратегии, бизнес-планам
цели на уровне операционной деятельности приводятся в соответствие с целями на уровне предприятия и задают направление деятельности для операционного руководства
Например, в компании утвержден, в дополнению к общему регламенту «Классификатор рисков преднамеренного искажения финансовой отчетности». Отдел управления рисками на основании Классификатора проводит систематические мероприятия по выявлению, оценке и разработке мероприятий по своевременному реагированию на данные риски, а также осуществляет распределение ответственности за управление данными рисками.
Например, в компании утверждено «Положение о нестандартных операциях», определяющее критерии отнесения операции к нестандартным , а также процедуры по методологическому анализу влияния таких операций на МСФО отчетность.
Слайд 14Управление рисками искажения финансовой отчетности
Уровень риска
Слайд 15Компоненты СВК. Модель COSO
Информация и коммуникации
Достоверная внешняя и внутренняя
информация, которая своевременно выявляется, обрабатывается и передается, способствует эффективному достижению
компанией своих целей.
Информация передается через:
устные коммуникации (заседания)
письменные коммуникации (политика и процедуры)
коммуникация через действия («делай как я»)
Для принятия эффективных управленческих решений информация должна обладать несколькими качествами — быть нужной, своевременной, точной и понятной. Например:
изменения в процедуре закрытия отчетного периода должны в полном объеме и своевременно доноситься до сотрудников бухгалтерии;
сведения о регистрации нового обособленного подразделения своевременно предоставляются в налоговый отдел
Слайд 16Компоненты СВК. Модель COSO
Информация и коммуникации. Примеры
В компании принят
график закрытия и формирования годовой финансовой отчетности в соответствии с
МСФО, который донесен до всех сотрудников, участвующих в процедуре закрытия и формирования финансовой отчетности.
Изменения в процедуре закрытия отчетного периода в полном объеме и своевременно доносятся до сотрудников бухгалтерии и других департаментов, непосредственно участвующих в процессе закрытия.
Слайд 17Компоненты СВК. Модель COSO
Контрольные процедуры
Контрольные процедуры — это политики
и процедуры, которые обеспечивают контроль за рисками.
Контрольные процедуры внедряются по
всем видам деятельности в компании для управления и подразделяются на предупредительные и выявляющие.
Типы контрольных процедур:
утверждение и согласование
проведение сверок
обеспечение сохранности активов
разделение обязанностей (хранение-авторизация-учет)
контроль информационных систем (напр., защита доступа)
Слайд 18Компоненты СВК. Модель COSO
Контрольные процедуры. Примеры
Все изменения в план
счетов в учетной системе авторизуются руководителем отдела методологии перед их
внесением в систему:
Ответственный сотрудник готовит служебную записку с описанием вида и причины изменения.
По результатам выполнения контроля, руководитель отдела методологии ставит отметку о проверке на служебной записке.
Авторизованная служебная записка подшивается в документы отчетного периода.
Слайд 19Компоненты СВК. Модель COSO
Контрольные процедуры
Контроль информационных систем
Ограничение доступа
Контроль
за изменением настроек и параметров систем
Обеспечение достоверности данных
Отсутствие сбоев в
работе информационных систем
Сформированы и внедрены матрицы разделения ролей и обязанностей для сотрудников, отвечающих за ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности. Матрицы пересматриваются ежегодно, а также в случае изменений организационной структуры и/или процессов.
За поддержку матрицы в актуальном состоянии назначен ответственный сотрудник ИТ.
Слайд 20Разграничение полномочий
назначение различным сотрудникам полномочий по авторизации операции, отражению операции
в учете и обеспечению сохранности ценностей направлено на снижение возможности
для сотрудника совершить ошибку или мошенничество и скрыть это в ходе повседневной деятельности
Слайд 21Порядок выполнения операции
Закупка сырья и материалов
Утверждение заказа
на закупку
Приемка
закупленных ценностей
на склад
Отражение в учете принятых на склад ценностей
Сотрудник закупает ценности для собственных нужд на средства компании
Слайд 22Порядок выполнения операции
Начисление заработной платы
Утверждение табеля отработанного времени
Расчет
заработной
платы
Регистрация отработанного времени
Заработная плата завышена / выплачена не-существующим сотрудникам
Слайд 23Порядок выполнения операции
Продажа готовой продукции
Утверждение условий договора
и исходящего счета
Отгрузка
готовой продукции
со склада
Отражение
в учете выручки
от реализации
Начислена фиктивная
выручка
Слайд 24Компоненты СВК. Модель COSO
Мониторинг
Мониторинг — оценка качества процедур внутреннего
контроля
и способности процедур контролировать риски.
Цель мониторинга — определить:
правильно ли
разработан внутренний контроль в организации
как внутренний контроль меняется в связи с изменениями
бизнес-процессов
насколько сотрудники следуют требованиям внутреннего контроля
насколько система внутреннего контроля эффективна
Слайд 25Компоненты СВК. Модель COSO
Мониторинг
Состояние внутреннего контроля оценивается путем:
постоянного мониторинга
операций (руководство)
отдельных периодических независимых от руководства оценок (внутренний аудит)
Слайд 26Связь компонентов СВК с финансовой отчетностью
Контроли корпоративного уровня
Финансовая отчетность
Мониторинг
Информация
и коммуникация
Оценка риска
Контрольная среда
Контрольные процедуры
Общие компьютерные контроли
Слайд 27Основные выводы
Категории целей:
Результативность и производительность операций — операционные цели
Финансовые процессы,
включая достоверность финансовой отчетности — финансовые цели
Соответствие законодательству, внутренним нормам
и правилам — цели соответствия
5 взаимосвязанных компонентов
системы внутреннего контроля:
контрольная среда
оценка риска
контрольные процедуры
информация и коммуникации
мониторинг
Внутренний контроль — это процесс, осуществляемый высшим руководством, линейными руководителями и сотрудниками, для обеспечения того, что цели компании будут достигнуты