Слайд 1Модель мотивации Дэвида МакКлелланда
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И.
ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ
им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Слайд 2Три потребности высшего уровня
Потребность достижения – это стремление человека
благодаря своим действиям получить фактический желаемый результат наиболее эффективным способом.
Потребность
соучастия проявляется в стремлении человека к дружеским отношениям с окружающими, оказанию помощи, общению.
Потребность власти выражается в стремлении человека контролировать окружающие его ресурсы, процессы, воздействовать на других людей, брать на себя ответственность.
Слайд 3Потребность во власти
В теории иерархии потребностей А. Маслоу эта
потребность выражается нечетко, попадая в промежуток между потребностями в признании
(уважении) и самоактуализации.
Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции.
Часто, они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других людей.
Управленческие структуры очень часто привлекают людей с потребностью власти, поскольку дают возможность проявить и реализовать ее.
Слайд 4«Два лица власти»(1970)
Тех людей, у которых наивысшей является потребность
власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является
потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей.
Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах.
Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать гораздо более тонкие и социализированные формы для проявления своего воздействия...
Положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться:
в его заинтересованности в целях всего коллектива,
определении таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение,
в помощи коллективу при формулировании целей,
в формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности, что позволит им эффективно работать
Слайд 5Потребность в успехе и достижении целей
По теории Маслоу эта
потребность также находится где-то посередине между потребностями в уважении и
самовыражении.
Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.
Сам автор пишет об этом: «Неважно, сколь развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет награждать его за то, что он делает».
Слайд 6Механизм мотивации
Если требуется мотивировать людей с потребностью успеха, то перед
ними:
следует ставить задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи,
делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач,
регулярно и определенным образом поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Слайд 7Потребность в причастности
Мотивация на основании этой потребности схожа с
мотивацией в социальной потребности теории А. Маслоу.
Люди, обладающие этой
потребностью, заинтересованы часто бывать в компании знакомых людей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим людям.
Люди с развитой потребностью в причастности могут быть привлечены к таким видам трудовой деятельности, которые будут давать им обширные возможности для социального общения.
Слайд 8ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ
Руководители, заинтересованные в производительном труде таких людей, должны сохранять
атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.
Руководитель может также
обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей определенной группой, например, для обсуждения какой-либо задачи, стоящей перед организацией.