Слайд 1Модель тьюторского сопровождения
Слайд 2Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь)
- новая специальность в нашем образовании
Понятие тьюторства пришло в Россию
из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.
Слайд 3Тьюторство, как новая в российском образовании педагогическая деятельность может стать
важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системой
сопровождения.
Тьюторство должно способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания,
Тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.
Слайд 4Миссия тьютора ребенка с РАС
Быть доверенным лицом семьи и ребенка
Выполнять роль посредника между:
образовательной средой и ребенком
ребенком и родителями,
ребенком и другими детьми
ребенком и миром вещей
Слайд 5Законодательная база
В России должность «тьютор» официально закрепленав числе должностей работников
общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ
от 5 мая 2008 г. №216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и 11725 соответственно).
Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761- н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).
Слайд 6
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и
педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Слайд 7Тьютор – специалист, наделенный целым рядом функциональных обязанностей.
Взаимодействие и процесс
общения тьютора связаны не только с конкретным обучающимся, когда выявляются
интересы, организуется процесс обратной связи и т.п.
Значительная часть рабочего времени уходит именно на координацию деятельности разных субъектов образования (родителей, педагогов, воспитателей и др.)
Таким образом, целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности.
Основные позиции
Слайд 8Функции
Среди основных функций тьюторского сопровождения принято выделять:
– информационно-аналитическую;
– диагностическую ;
–
координационную, тьюторскую навигацию ;
- консультационную по проблемам образования,
разработки и реализации ИОП;
– рефлексивную и др.
Слайд 9Основные векторы (направления) деятельности
Т.М. Ковалева выделяет три основных вектора, образующих
образовательное пространство профессиональных действий тьютора:
– социальный вектор – анализ инфраструктуры
образовательной организации для реализации индивидуальной образовательной программы;
– предметный вектор – изменение границ предметного знания и корректировка индивидуальной образовательной программы;
– антропологический вектор – выявление и расширение личностного, антропологического потенциала и перевод данного потенциала в категорию ресурсов.
Поэтому, тьютору необходимо осуществлять свою деятельность в трех направлениях:
социальном, предметном и антропологическом.
.
Слайд 10ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
(междисциплинарная модель)
Взаимодействие учителя и тьютора осуществляется как
минимум в трех основных направлениях:
1) в процессе обучения детей;
2) в
процессе социализации ребенка;
3) в процессе работы с родителями «особого ребенка».
Слайд 11Процесс обучения
Основная задача учителя и тьютора в процессе обучения
– помочь ребенку с проблемами в развитии в формировании основ
учебной деятельности.
На организационном этапе – это помощь в освоении понятия «урок», «перемена», прояснение того, что нужно делать, когда звенит звонок, обращение внимание ребенка на требования учителя и действия других детей.
Следующий этап взаимодействия – организация рабочего места в соответствии с учебным предметом, поиск страницы в учебнике, тетради и т.д Когда учитель работает со всем
классом, тьютор вместе с ребенком индивидуально анализирует, что ему нужно сделать. Часто требуется помощь и в решении учебной задачи, выполнении определенного алгоритма действий.
Важным моментом, требующим взаимодействия учителя и тьютора является формирование у детей умения контролировать свою деятельность и оценивать ее.
Слайд 12Процесс обучения
Кроме индивидуальной помощи
«особому ребенку», на уроке существуют и другие формы взаимодействия учителя
и тьютора:
а) индивидуальная помощь тьютора другим обучающимся класса;
б) проведение части урока;
в) при организации работы на уроке по подгруппам работа с одной из подгрупп;
г) помощь всем детям при реализации какого-либо проекта на уроке.
Слайд 13Взаимодействие в процессе адаптации и социализации ребенка в группе сверстников
Основными
задачами тьютора в этом направлении при сопровождении ребенка с ОВЗ
будут:
- помощь в инициации и построении контактов с другими детьми, с учителями и другими специалистами;
- развитие коммуникативных навыков и возможностей, формирование направленности на других детей;
- помощь в формировании психологического климата класса, доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и адекватных форм коммуникации друг с другом и с «особым» ребенком.
Слайд 14Основные направления совместной работы команды специалистов
1. С учителем (классным руководителем)
и воспитателем тьютор планирует и проводит праздники, коллективные творческие дела,
экскурсии и т.д.
2. С учителем и психологом – наблюдает, обсуждает и оценивает социальную ситуацию в классе, вырабатывает стратегию дальнейшей работы по формированию сплоченности в детской группе.
Формы совместной работы:
– проведение в классе структурированного занятия «Круг» в начале дня;
– проведение игровых перемен, включение «особого ребенка» в сферу общения всех детей;
– внеучебные и внеклассные мероприятия: реализация совместных проектов, экскурсии, праздники и др.
Слайд 15Взаимодействие в процессе работы с родителями
Направления работы учителя и тьютора
1.
Координация действий педагогов и родителей в процессе помощи ребенку в
освоении образовательной программы и социализации.
2. Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей.
Слайд 16Таким образом, в результате взаимодействия учителя и тьютора решаются такие
важнейшие задачи, как:
– помощь ребенку в адаптации к школьной среде,
группе сверстников;
– помощь всему классу в создании атмосферы благожелательности, принятия друг друга независимо от физических, личностных и интеллектуальных
особенностей;
– помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве;
– помощь учителю в освоении нового вида профессиональной деятельности.
Слайд 17СХЕМА (МОДЕЛЬ) ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕБЕНКА С ОВЗ В ШКОЛЕ