Слайд 1
Могилёв 2015
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
МОГИЛЁВСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЁВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Презентация
по дисциплине: «Основы социально-гуманитарных наук»
на тему: «Жан-Жак Руссо»
Выполнила:
учащаяся 112 группы
Щавелева Вероника Александровна
Преподаватель: Кубанова С. П.
Слайд 2Жан-Жак Руссо́ — французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Является одним из
авторов теории общественного договора. Также музыковед, композитор и ботаник.
Родился 28 июня 1712 года, в Женеве. Его мать, урожденная Сюзанна Бернар,
умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец — часовщик Исаак Руссо — в 1722 был вынужден уехать из Женевы.
1723-1724 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город.
Слайд 3 Он первый крупный теоретик современной педагогики. Это был
человек богато одаренный и очень противоречивый.
Руссо считал, что неуправляемые чувства
без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии. Разум он считает оптимальным инструментом, а в человеческой природе видит способы спасения человека.
Слайд 4 В своих первых произведениях Руссо выразил все основные положения
своего мировоззрения. «Все основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство
и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Счастливы и непорочны только первобытные люди, живущие простой естественной жизнью и подчиняющиеся только своему непосредственному чувству».
Ж. Ж. Руссо стал отцом романтизма в философии. Его представители опирались не столько на абстрактное мышление, сколько имели «склонность к чувству, а более конкретно — к сочувствию».
Слайд 5Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти.
Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением
частной собственности.
Слайд 6Общественные и политические идеалы изложены в произведениях Жан-Жака Руссо: «Общественный
договор», «Эмиль», «Новая Элоиза», «Исповедь».
Слайд 7Ж.Ж. Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального
неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства.
Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.
Слайд 8Взгляды Жан-Жака Руссо:
Главным мотивом идей философа является требование вывести общества
из того состояния, в котором оно находится теперь. То есть
из ситуации всеобщей испорченности.
Слайд 9Руссо же полагал, что главный принцип правильного общества лежит в
верном моральном мышлении. Философ говорил о том, что «всякий человек
добродетелен», когда его «частная воля во всем соответствует общей воле». Мораль для него была главным мерилом всего. Поэтому он считал, что без добродетели никакой настоящей свободы не существует. Но его жизнь была словно опровержением всей его философии.
Слайд 10Афоризмы ж.ж. Руссо
Один только урок нравственности годен для
детства и в
высшей степени важен для всякого
возраста — это не делать никому
зла.
***
Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.
Будьте такими для всех состояний, для всех
возрастов, для всего, что не чуждо человеку.
Слайд 11Много рассуждают о качествах хорошего
воспитания. Первое, которое я потребовал бы
от
него — а оно предполагает и много других, — это
не
быть человеком продажным.
***
Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан — дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста.
Слайд 12Отказаться от своей свободы — это значит отречься от своего
человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей.
Невозможно никакое возмещение тому, кто от всего отказывается. Подобный отказ несовместим с природою человека; лишить человека свободы воли — это значит лишить его действия какой бы то ни было нравственности.
***
Люди от природы ленивы; но страстное стремление к труду — это первый плод благоустроенного общества; и если народ вновь впадает в состояние лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости этого же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены, которой он заслуживает.
Слайд 13Недостаточно сказать гражданам: «Будьте добрыми!» -« надо научить их быть
таковыми; и даже пример, который в этом отношении должен служить
первым уроком, не есть единственное необходимое здесь средство. Любовь к отечеству всегда действенна, ибо всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле; и мы с охотою желаем того же, чего желают любимые нами люди.