Слайд 1МОН ДНР
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра инженерной
и компьютационной педагогики
CОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ
Слайд 2ПЛАН
1. Состав содержания обучения
1.1. Знания как компонент социального опыта
1.2. Способы
деятельности (умения и навыки) как компонент содержания обучения
1.3. Опыт творческой
деятельности как компонент содержания обучения
1.4. Опыт эмоционально-ценностных отношений как компонент содержания обучения
2. Материализация содержания обучения в государственных документах и в учебной литературе
Слайд 3Состав содержания обучения
Содержание обучения (чему учить?) характеризует содержательную сторону процесса
обучения и, в соответствии с дефиницией последнего, определяется социальным опытом.
Основными компонентами социального опыта, подлежащими передаче от поколения к поколению, а значит и содержания обучения, являются:
Слайд 4Знания как компонент социального опыта
Знания
это отражение в нашем сознании
объективной реальности в виде фактов, правил, понятий, идей, принципов и
пр., данных в определенной системе
эмпирические
(факты, правила, требования)
описывают реальные явления или содержат предписания к деятельности
теоретические
(идеи, теории, принципы, законы и пр.) рассматривающие связи между эмпирическими системами и внутри них
постоянны
изменяются в соответствии с наукой, которую представляют
Слайд 5Путь усвоения знаний
мыслительная деятельность путем
осознанного восприятия и запоминания информации
(понял + запомнил)
Слайд 6Свойства знаний
Полнота
Систематичность
Осознанность
Действенность
требует, чтобы из логики науки, лежащей в основе учебного
предмета, не выпадали звенья, важные для понимания опорных идей, существенных
связей; чтобы в общей цепи взаимозависимых знаний не образовывались смысловые пустоты
упорядоченность, стройность, соподчиненность. Она требует, чтобы всякое знание вытекало из предшествующего и прокладывало путь последующему
достигается нейтрализацией догматического подхода, критической переработкой полученных знаний, стремлением учителя развивать мысль и готовность детей к самостоятельному овладению знаниями и к постоянному интеллектуальному поиску
умении оперировать ими, мобилизовывать прежние знания для получения новых, а новые – для совершенствования действительности. Владение методами науки и гармоничное сочетаниемтеории с практикой
Слайд 7Условия эффективного усвоения знаний
Слайд 8Первое условие – создание образа
образ как единение интеллекта и чувств
Формированию
механизма создания образов способствует:
использование ярких примеров в подтверждение изучаемому
материалу. Особенно запоминаются примеры из личного опыта педагога. Им больше верят, так как помимо содержательной ценности они дают возможность узнать человека
создание условий для образотворческой деятельности в обучении (постановка задач, наличие необходимого времени для их решения, стимулирование этого процесса и пр.)
чтение высокохудожественных литературных произведений
просмотр качественной видеопродукции
привлечение обучающихся к литературно-художественному творчеству и пр.
Слайд 9Второе условие – умение перевести образ в сигнал
Сам сигнал информации
не несет,
ее несет образ, в нем закодированный,
а усвоенный
сигнал является
своеобразным ключом
к нужной информации
в памяти человека.
Этот подход положен
в основу использования
в обучении опорных конспектов.
Слайд 10Третье условие - систематизация изучаемого материала
Информацию надо давать не простым
конгломератом для запоминания, а в
определенной системе,
выделив основное, и
наведя логические «мостики-
связи»
между его частями, чтобы
каждая деталь созданной
системы
могла «вытянуть» все остальные
компоненты изучаемой
целостности
Слайд 11Четвертое условие – многократное повторение
Четвертое условие касается технологии запоминания основного,
нарушение которой изначально обрекает учебный процесс на нулевой результат. Она
проста и заключается в многократном повторении ключевых моментов содержания обучения.
Психологи говорят, что для усвоения материала на уроке достаточно четырех-пяти его повторов, учителя-новаторы доказывают, что увеличение числа повторов до пятнадцати-двадцати приводит к значительному улучшению качества усвоения, и находят для этого время и возможности в пределах существующей системы обучения.
Слайд 12Задача учителя
создание таких условий в обучении, при которых каждый
ученик имел бы реальную возможность и желание усвоить предлагаемый материал
наилучшим образом, чтобы из пассивного слушателя он превратился в соавтора, оценщика и оппонента одновременно.
Такую работу с должным чувством юмора В. Шаталов назвал "принципом соленого огурца", смысл которого определил так: "Если огурец попадает в рассол, то хочет он того или нет, – становится соленым. Так и ученик, попадая в грамотно организованную педагогическую систему, обязательно усваивает предлагаемый материал, независимо от желания или нежелания делать это". Действенность этого принципа доказана опытом работы педагога-новатора.
Слайд 13Способы деятельности (умения и навыки) как компонент содержания обучения
Умения –
это согласованная система умственных и практических действий, направленных на достижение
ясно осознаваемой цели.
Или, другими словами – это знания в действии, так как умения всегда сопряжены с применением знаний.
Навыки – это точная, безошибочно
выполняемая деятельность,
которая в силу многократного
повторения
становится автоматизированной.
Навыки представляют
собой автоматизированный
компонент
умения.
Слайд 14Умения и навыки
Умения и навыки формируются в процессе многократного повторения
деятельности.
.
при формировании умений условия этой деятельности варьируются, предполагая ее
постепенное усложнение
формирование навыков происходит в неизменных условиях, что гарантирует одинаковость повторов для доведения усилий до автоматизма
умелое действие всегда направляется сознанием
в основе же навыка лежит система подсознательно закрепленных связей
Слайд 15Классификация способов деятельности
Слайд 16Опыт творческой деятельности как компонент содержания обучения
Опыт творческой деятельности формирует
четвертый личностный механизм – механизм творчества, креативности, выхода за пределы.
Сложность передачи опыта творческой деятельности состоит в том, что ни объяснить, ни показать, как это «творчески мыслить» нельзя, а научить этому надо. Путь один – самостоятельное решение проблемных заданий.
Творчество
качественная характеристика учебно-познавательного процесса (творческое мышление, творческая деятельность и пр.)
способ личностного развития (выполнение творческих заданий с целью развития памяти, внимания, мышления и пр.)
Слайд 17Опыт творческой деятельности и проблемное обучение
Проблема в обучении выступает как
интеллектуальное затруднение, которое ребенок должен преодолеть сам.
Только справившись с
задачей, он будет знать, как это делается, и уметь, преодолевая трудности, выходить за пределы известного.
Проблемное обучение – инструмент для развития творческого мышления.
Существует несколько видов мышления, соответственно, и проблемности, его развивающей, должно быть тоже несколько видов.
Слайд 18Познавательная проблемность
Познавательная проблемность лежит в основе познания мира ребенком. Ученый
тоже познает мир, но разница проявляется в уровне познаваемой истины:
ребенок познает открытую истину – то, что уже знают другие, а ученый – закрытую – то, чего не знает никто. Механизм познания будет одинаков в обоих случаях:
- постановка проблемы, умение задать вопрос,
увидеть противоречие и направить мыслительную
деятельность на его разрешение
- формулирование гипотезы как предполагаемого
пути решения проблемы. (Гипотез может быть
несколько)
- доказательство или опровержение
гипотезы (и то, и другое – продуктивно)
- проверка правильности логического построения на
практике
- выводы как обобщенные результаты проведенного
исследования.
Использование познавательной проблемности в обучении направлено на усвоение механизма и технологии
исследовательской деятельности и на развитие
теоретического, логического, абстрактного мышления.
Слайд 19Оценочная проблемность
используется для развития критического, аналитического мышления. Ее название говорит
о том, что ребенок должен оценить, то есть, высказать собственное
аргументированное мнение относительно избранного явления.
Этапы оценочной проблемности:
1) выявление двух сторон одного противоречия, в пределах которого будет осуществляться оценка: "правильно – неправильно", если оценивается ответ; "положительное – отрицательное", если оценивается герой, поступок и пр.; "сходное – различное", если проводится сравнительная оценка
двух или нескольких явлений, и т.д.;
2) формирование собственного мнения по данному
вопросу;
3) аргументация этого мнения, то есть, подбор
наиболее убедительных фактов в его защиту;
4) умение отстоять собственное мнение, т.е.
выстроить правильную логическую и тактическую
линию его защиты, или отказаться от него
при наличии обезоруживающей логики, полноты и
доказательности другого мнения
Слайд 20Практическая проблемность
Практическая проблемность получила свое название благодаря собственной сути, которая
заключается в том, что новых знаний ребенок не получает, а
переносит ранее усвоенные знания в новую ситуацию, применяет их на практике. При этом развивается практическое мышление позволяющее использовать весь арсенал имеющихся знаний в любой практической ситуации, оптимально сочетая теорию с практикой. В зависимости от вида проблемной ситуации логика построения и разрешения проблемы каждый раз будет особенной. Поэтому рассматривать этапы практической проблемности в пределах данного вопроса не имеет смысла.
Слайд 21Эффективность проблемного обучения
Условия:
пользоваться всеми типами проблемности в их совокупности, выделяя
ведущую для каждого возрастного периода. Под ведущей понимается: проблемность, с
которой дети справляются самостоятельно, без помощи учителя.
Начальная школа – ведущей выступает практическая проблемность
Средние классы – оценочная
Старшие классы – познавательная
Слайд 22Условия реализации проблемного обучения
Учитывая то, что проблемность в обучении используется
для развития мышления, она должна применяться на каждом уроке, а
не раз в неделю, а то и в месяц. В последнем случае это будет проблемность в обучении, как методический прием, а не проблемное обучение как дидактическая целостность.
Практика показывает, что эффективность проблемного обучения намного повышается, если на каждом уроке отводить 5-7 минут для решения комплексной проблемной задачи, позволяющей видеть известные и находить неизвестные связи, пользоваться догадкой. Это позволяет формировать синтетическое мышление на творческом уровне. Именно такое мышление понадобится детям в будущей жизни.
Слайд 28Опыт эмоционально-ценностных отношений
Опыт эмоционально-ценностных отношений – следствие человеческих потребностей, являющихся
побудителем деятельности.
Он:
- регулирует избирательное отношение к объектам и к
самой деятельности,
- определяет соответствие деятельности и объектов потребностям,
- производит оценку вероятности их удовлетворения,
- создает импульс к деятельности, и сказывается на ее темпе, качестве, уровне.
Слайд 29Опыт эмоционально-ценностных отношений
Ценностные ориентации
Мотивы
Потребности
Интересы
Отношения
Слайд 31Опыт эмоционально-ценностных отношений - (не)согласие, (не)приятие, (не)любовь, (не)желание и т.д.
- формируется в процессе адекватных переживаний (радость, огорчение, восхищение, страх,
стыд, удовлетворение и пр.), вызванных содержанием обучения, его технологией, взаимоотношениями между участниками педагогического процесса.
Опыт эмоционально-ценностных отношений, объединяя в себе три предшествующих компонента, представляет собой основу личности, на формирование которой нацелен педагогический процесс.
Слайд 32МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТАХ И В УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Для
передачи социального опыта от одного поколения к другому необходимо создать
информационно-технологическую систему, способную
отобрать из имеющегося социального опыта основное, количественно и качественно пригодное к усвоению;
создать ряд документов, способных в удобоваримой форме донести его до реальных пользователей (руководителей школ, учителей, учеников);
технологически обеспечить реализацию учебного процесса.
Слайд 33В основе построения содержания обучения лежат общие принципы педагогического процесса,
конкретизованные в избранном направлении:
Слайд 37Документы, отражающие содержание обучения
Образовательные стандарты
Программы
Учебные планы
Учебная литература
Слайд 38Учебные планы
Продолжительность учебного года, четвертей и каникул.
Полный перечень предметов, изучаемых
в данном учебном заведении.
Распределение предметов по ступеням школы и годам
обучения.
Количество учебных часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе.
Количество часов в неделю, отведенное на изучение каждого предмета.
Общая недельная нагрузка на учеников.
Структура и продолжительность практикумов, лагерных сборов и пр.
режим и содержание работы
Слайд 39Учебные программы
нормативные документы, включающие в себя перечень знаний, умений
и навыков (ЗУНов) по каждому отдельно взятому предмету и рекомендации
по их усвоению
Типы программ
Типовые программы очерчивают круг базовых ЗУНов, систему ведущих мировоззренческих идей, дают общие рекомендации методического характера с перечислением средств обучения, необходимых и достаточных для эффективного усвоения учебного предмета
Рабочие программы, в которых наполняется школьный компонент обучения, учитывается информационное, методическое, техническое и пр. обеспечение школы, научно-методический уровень педагогического коллектива и подготовленность учащихся
Авторские программы разрабатываются передовыми учителями на основе учебно-воспитательных систем, созданных ими в процессе многолетнего творческого труда
Слайд 40Учебная программа
Объяснительная записка:
цели и задачи изучения конкретного предмета;
общие
и специфические требования к нему;
критерии эффективности обучения предмету и показатели
оценивания учебных достижений школьников.
Содержание обучения предмету в учебной программе дается в виде тематической разбивки с указанием учебного времени, объема изучаемого материала и форм контроля
Методические рекомендации: пути реализации учебной программы, рекомендуются методы, формы, средства обучения предмету. Методические рекомендации могут входить и в объяснительную записку
Слайд 41Учебная литература – методический комплекс
школьные учебники
учебные и методические пособия
справочники
книги для дополнительного чтения,
атласы
карты
сборники задач и упражнений
тетради
на печатной основе
решебники
учебные таблицы и пр.
средство обучения
источник и условие самостоятельного добывания знаний
Слайд 42Задача учебной литературы
информационная функция (содержит необходимую для передачи информацию),
технологическая
(указывает пути и способы ее усвоения),
мотивационная (формирует мотивы учения,
разносторонние интересы и потребности в знаниях, учении и познании) и
развивающая (развивает мышление, память, внимание, способствует становлению и развитию личностных отношений).
Слайд 43Учебник
текст
тексты-описания
тексты-повествования
тексты-рассуждения
тексты-доказательства
внетекстовые вспомогательные материалы
Методический аппарат составляют всевозможные упражнения, репродуктивные
и проблемные вопросы, разноуровневые задания, инструктивные материалы и памятки.
Иллюстративный -
включает в себя картинки, схемы, графики, таблицы.
Ориентировочный аппарат учебника бывает двух видов: собственно ориентировочный и содержательно ориентировочный. Первый включает в себя предисловие, оглавление, примечания, приложение, указатели, второй – рубрикацию текста, шрифтовые выделения, индексацию, подчеркивание, обведение рамкой и пр.