Разделы презентаций


МОН ДНР Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

Содержание

ПЛАН1. Состав содержания обучения 1.1. Знания как компонент социального опыта 1.2. Способы деятельности (умения и навыки) как компонент содержания обучения 1.3. Опыт творческой деятельности как компонент содержания обучения 1.4. Опыт эмоционально-ценностных отношений как компонент содержания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МОН ДНР Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра инженерной

и компьютационной педагогики
CОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ

МОН ДНР  Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра инженерной и компьютационной педагогики

Слайд 2ПЛАН
1. Состав содержания обучения
1.1. Знания как компонент социального опыта
1.2. Способы

деятельности (умения и навыки) как компонент содержания обучения
1.3. Опыт творческой

деятельности как компонент содержания обучения
1.4. Опыт эмоционально-ценностных отношений как компонент содержания обучения
2. Материализация содержания обучения в государственных документах и в учебной литературе


ПЛАН1. Состав содержания обучения	1.1. Знания как компонент социального опыта	1.2. Способы деятельности (умения и навыки) как компонент содержания

Слайд 3Состав содержания обучения
Содержание обучения (чему учить?) характеризует содержательную сторону процесса

обучения и, в соответствии с дефиницией последнего, определяется социальным опытом.

Основными компонентами социального опыта, подлежащими передаче от поколения к поколению, а значит и содержания обучения, являются:


Состав содержания обучения Содержание обучения (чему учить?) характеризует содержательную сторону процесса обучения и, в соответствии с дефиницией

Слайд 4Знания как компонент социального опыта
Знания
это отражение в нашем сознании

объективной реальности в виде фактов, правил, понятий, идей, принципов и

пр., данных в определенной системе

эмпирические
(факты, правила, требования)
описывают реальные явления или содержат предписания к деятельности

теоретические
(идеи, теории, принципы, законы и пр.) рассматривающие связи между эмпирическими системами и внутри них

постоянны

изменяются в соответствии с наукой, которую представляют

Знания как компонент социального опытаЗнания это отражение в нашем сознании объективной реальности в виде фактов, правил, понятий,

Слайд 5Путь усвоения знаний
мыслительная деятельность путем
осознанного восприятия и запоминания информации

(понял + запомнил)

Путь усвоения знаниймыслительная деятельность путем осознанного восприятия и запоминания информации (понял + запомнил)

Слайд 6Свойства знаний
Полнота
Систематичность
Осознанность
Действенность
требует, чтобы из логики науки, лежащей в основе учебного

предмета, не выпадали звенья, важные для понимания опорных идей, существенных

связей; чтобы в общей цепи взаимозависимых знаний не образовывались смысловые пустоты

упорядоченность, стройность, соподчиненность. Она требует, чтобы всякое знание вытекало из предшествующего и прокладывало путь последующему

достигается нейтрализацией догматического подхода, критической переработкой полученных знаний, стремлением учителя развивать мысль и готовность детей к самостоятельному овладению знаниями и к постоянному интеллектуальному поиску

умении оперировать ими, мобилизовывать прежние знания для получения новых, а новые – для совершенствования действительности. Владение методами науки и гармоничное сочетаниемтеории с практикой

Свойства знанийПолнотаСистематичностьОсознанностьДейственностьтребует, чтобы из логики науки, лежащей в основе учебного предмета, не выпадали звенья, важные для понимания

Слайд 7Условия эффективного усвоения знаний

Условия эффективного усвоения знаний

Слайд 8Первое условие – создание образа
образ как единение интеллекта и чувств
Формированию

механизма создания образов способствует:
использование ярких примеров в подтверждение изучаемому

материалу. Особенно запоминаются примеры из личного опыта педагога. Им больше верят, так как помимо содержательной ценности они дают возможность узнать человека
создание условий для образотворческой деятельности в обучении (постановка задач, наличие необходимого времени для их решения, стимулирование этого процесса и пр.)
чтение высокохудожественных литературных произведений
просмотр качественной видеопродукции
привлечение обучающихся к литературно-художественному творчеству и пр.

Первое условие – создание образаобраз как единение интеллекта и чувствФормированию механизма создания образов способствует: использование ярких примеров

Слайд 9Второе условие – умение перевести образ в сигнал
Сам сигнал информации

не несет,
ее несет образ, в нем закодированный,
а усвоенный

сигнал является
своеобразным ключом
к нужной информации
в памяти человека.

Этот подход положен
в основу использования
в обучении опорных конспектов.

Второе условие – умение перевести образ в сигналСам сигнал информации не несет, ее несет образ, в нем

Слайд 10Третье условие - систематизация изучаемого материала
Информацию надо давать не простым

конгломератом для запоминания, а в
определенной системе,
выделив основное, и


наведя логические «мостики-
связи»
между его частями, чтобы
каждая деталь созданной
системы
могла «вытянуть» все остальные
компоненты изучаемой
целостности

Третье условие - систематизация изучаемого материалаИнформацию надо давать не простым конгломератом для запоминания, а в определенной системе,

Слайд 11Четвертое условие – многократное повторение
Четвертое условие касается технологии запоминания основного,

нарушение которой изначально обрекает учебный процесс на нулевой результат. Она

проста и заключается в многократном повторении ключевых моментов содержания обучения.
Психологи говорят, что для усвоения материала на уроке достаточно четырех-пяти его повторов, учителя-новаторы доказывают, что увеличение числа повторов до пятнадцати-двадцати приводит к значительному улучшению качества усвоения, и находят для этого время и возможности в пределах существующей системы обучения.

Четвертое условие – многократное повторениеЧетвертое условие касается технологии запоминания основного, нарушение которой изначально обрекает учебный процесс на

Слайд 12Задача учителя
создание таких условий в обучении, при которых каждый

ученик имел бы реальную возможность и желание усвоить предлагаемый материал

наилучшим образом, чтобы из пассивного слушателя он превратился в соавтора, оценщика и оппонента одновременно.
Такую работу с должным чувством юмора В. Шаталов назвал "принципом соленого огурца", смысл которого определил так: "Если огурец попадает в рассол, то хочет он того или нет, – становится соленым. Так и ученик, попадая в грамотно организованную педагогическую систему, обязательно усваивает предлагаемый материал, независимо от желания или нежелания делать это". Действенность этого принципа доказана опытом работы педагога-новатора.

Задача учителя создание таких условий в обучении, при которых каждый ученик имел бы реальную возможность и желание

Слайд 13Способы деятельности (умения и навыки) как компонент содержания обучения
Умения –

это согласованная система умственных и практических действий, направленных на достижение

ясно осознаваемой цели.
Или, другими словами – это знания в действии, так как умения всегда сопряжены с применением знаний.

Навыки – это точная, безошибочно
выполняемая деятельность,
которая в силу многократного
повторения
становится автоматизированной.

Навыки представляют
собой автоматизированный
компонент
умения.

Способы деятельности (умения и навыки) как компонент содержания обученияУмения – это согласованная система умственных и практических действий,

Слайд 14Умения и навыки
Умения и навыки формируются в процессе многократного повторения

деятельности.










.

при формировании умений условия этой деятельности варьируются, предполагая ее

постепенное усложнение

формирование навыков происходит в неизменных условиях, что гарантирует одинаковость повторов для доведения усилий до автоматизма

умелое действие всегда направляется сознанием

в основе же навыка лежит система подсознательно закрепленных связей

Умения и навыкиУмения и навыки формируются в процессе многократного повторения деятельности. .при формировании умений условия этой деятельности

Слайд 15Классификация способов деятельности

Классификация способов деятельности

Слайд 16Опыт творческой деятельности как компонент содержания обучения
Опыт творческой деятельности формирует

четвертый личностный механизм – механизм творчества, креативности, выхода за пределы.










Сложность передачи опыта творческой деятельности состоит в том, что ни объяснить, ни показать, как это «творчески мыслить» нельзя, а научить этому надо. Путь один – самостоятельное решение проблемных заданий.

Творчество

качественная характеристика учебно-познавательного процесса (творческое мышление, творческая деятельность и пр.)

способ личностного развития (выполнение творческих заданий с целью развития памяти, внимания, мышления и пр.)

Опыт творческой деятельности как компонент содержания обучения Опыт творческой деятельности формирует четвертый личностный механизм – механизм творчества,

Слайд 17Опыт творческой деятельности и проблемное обучение
Проблема в обучении выступает как

интеллектуальное затруднение, которое ребенок должен преодолеть сам.
Только справившись с

задачей, он будет знать, как это делается, и уметь, преодолевая трудности, выходить за пределы известного.
Проблемное обучение – инструмент для развития творческого мышления.
Существует несколько видов мышления, соответственно, и проблемности, его развивающей, должно быть тоже несколько видов.

Опыт творческой деятельности и проблемное обучениеПроблема в обучении выступает как интеллектуальное затруднение, которое ребенок должен преодолеть сам.

Слайд 18Познавательная проблемность
Познавательная проблемность лежит в основе познания мира ребенком. Ученый

тоже познает мир, но разница проявляется в уровне познаваемой истины:

ребенок познает открытую истину – то, что уже знают другие, а ученый – закрытую – то, чего не знает никто. Механизм познания будет одинаков в обоих случаях:
- постановка проблемы, умение задать вопрос,
увидеть противоречие и направить мыслительную
деятельность на его разрешение
- формулирование гипотезы как предполагаемого
пути решения проблемы. (Гипотез может быть
несколько)
- доказательство или опровержение
гипотезы (и то, и другое – продуктивно)
- проверка правильности логического построения на
практике
- выводы как обобщенные результаты проведенного
исследования.

Использование познавательной проблемности в обучении направлено на усвоение механизма и технологии
исследовательской деятельности и на развитие
теоретического, логического, абстрактного мышления.

Познавательная проблемность		Познавательная проблемность лежит в основе познания мира ребенком. Ученый тоже познает мир, но разница проявляется в

Слайд 19Оценочная проблемность
используется для развития критического, аналитического мышления. Ее название говорит

о том, что ребенок должен оценить, то есть, высказать собственное

аргументированное мнение относительно избранного явления.
Этапы оценочной проблемности:
1) выявление двух сторон одного противоречия, в пределах которого будет осуществляться оценка: "правильно – неправильно", если оценивается ответ; "положительное – отрицательное", если оценивается герой, поступок и пр.; "сходное – различное", если проводится сравнительная оценка
двух или нескольких явлений, и т.д.;
2) формирование собственного мнения по данному
вопросу;
3) аргументация этого мнения, то есть, подбор
наиболее убедительных фактов в его защиту;
4) умение отстоять собственное мнение, т.е.
выстроить правильную логическую и тактическую
линию его защиты, или отказаться от него
при наличии обезоруживающей логики, полноты и
доказательности другого мнения
Оценочная проблемностьиспользуется для развития критического, аналитического мышления. Ее название говорит о том, что ребенок должен оценить, то

Слайд 20Практическая проблемность
Практическая проблемность получила свое название благодаря собственной сути, которая

заключается в том, что новых знаний ребенок не получает, а

переносит ранее усвоенные знания в новую ситуацию, применяет их на практике. При этом развивается практическое мышление позволяющее использовать весь арсенал имеющихся знаний в любой практической ситуации, оптимально сочетая теорию с практикой. В зависимости от вида проблемной ситуации логика построения и разрешения проблемы каждый раз будет особенной. Поэтому рассматривать этапы практической проблемности в пределах данного вопроса не имеет смысла.
Практическая проблемностьПрактическая проблемность получила свое название благодаря собственной сути, которая заключается в том, что новых знаний ребенок

Слайд 21Эффективность проблемного обучения
Условия:
пользоваться всеми типами проблемности в их совокупности, выделяя

ведущую для каждого возрастного периода. Под ведущей понимается: проблемность, с

которой дети справляются самостоятельно, без помощи учителя.




Начальная школа – ведущей выступает практическая проблемность

Средние классы – оценочная

Старшие классы – познавательная

Эффективность проблемного обученияУсловия:пользоваться всеми типами проблемности в их совокупности, выделяя ведущую для каждого возрастного периода. Под ведущей

Слайд 22Условия реализации проблемного обучения
Учитывая то, что проблемность в обучении используется

для развития мышления, она должна применяться на каждом уроке, а

не раз в неделю, а то и в месяц. В последнем случае это будет проблемность в обучении, как методический прием, а не проблемное обучение как дидактическая целостность.
Практика показывает, что эффективность проблемного обучения намного повышается, если на каждом уроке отводить 5-7 минут для решения комплексной проблемной задачи, позволяющей видеть известные и находить неизвестные связи, пользоваться догадкой. Это позволяет формировать синтетическое мышление на творческом уровне. Именно такое мышление понадобится детям в будущей жизни.

Условия реализации проблемного обученияУчитывая то, что проблемность в обучении используется для развития мышления, она должна применяться на

Слайд 28Опыт эмоционально-ценностных отношений
Опыт эмоционально-ценностных отношений – следствие человеческих потребностей, являющихся

побудителем деятельности.
Он:
- регулирует избирательное отношение к объектам и к

самой деятельности,
- определяет соответствие деятельности и объектов потребностям,
- производит оценку вероятности их удовлетворения,
- создает импульс к деятельности, и сказывается на ее темпе, качестве, уровне.
Опыт эмоционально-ценностных отношенийОпыт эмоционально-ценностных отношений – следствие человеческих потребностей, являющихся побудителем деятельности. Он:- регулирует избирательное отношение к

Слайд 29Опыт эмоционально-ценностных отношений
Ценностные ориентации
Мотивы
Потребности
Интересы
Отношения

Опыт эмоционально-ценностных отношенийЦенностные ориентацииМотивыПотребностиИнтересыОтношения

Слайд 31Опыт эмоционально-ценностных отношений - (не)согласие, (не)приятие, (не)любовь, (не)желание и т.д.

- формируется в процессе адекватных переживаний (радость, огорчение, восхищение, страх,

стыд, удовлетворение и пр.), вызванных содержанием обучения, его технологией, взаимоотношениями между участниками педагогического процесса.
Опыт эмоционально-ценностных отношений, объединяя в себе три предшествующих компонента, представляет собой основу личности, на формирование которой нацелен педагогический процесс.

Опыт эмоционально-ценностных отношений - (не)согласие, (не)приятие, (не)любовь, (не)желание и т.д. - формируется в процессе адекватных переживаний (радость,

Слайд 32МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТАХ И В УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Для

передачи социального опыта от одного поколения к другому необходимо создать

информационно-технологическую систему, способную
отобрать из имеющегося социального опыта основное, количественно и качественно пригодное к усвоению;
создать ряд документов, способных в удобоваримой форме донести его до реальных пользователей (руководителей школ, учителей, учеников);
технологически обеспечить реализацию учебного процесса.

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТАХ И В УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕДля передачи социального опыта от одного поколения к

Слайд 33В основе построения содержания обучения лежат общие принципы педагогического процесса,

конкретизованные в избранном направлении:

В основе построения содержания обучения лежат общие принципы педагогического процесса, конкретизованные в избранном направлении:

Слайд 37Документы, отражающие содержание обучения
Образовательные стандарты
Программы
Учебные планы
Учебная литература

Документы, отражающие содержание обученияОбразовательные стандартыПрограммы Учебные планыУчебная литература

Слайд 38Учебные планы Продолжительность учебного года, четвертей и каникул. Полный перечень предметов, изучаемых

в данном учебном заведении. Распределение предметов по ступеням школы и годам

обучения. Количество учебных часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе. Количество часов в неделю, отведенное на изучение каждого предмета. Общая недельная нагрузка на учеников. Структура и продолжительность практикумов, лагерных сборов и пр.

режим и содержание работы

Учебные планы    Продолжительность учебного года, четвертей и каникул. Полный перечень предметов, изучаемых в данном

Слайд 39Учебные программы
нормативные документы, включающие в себя перечень знаний, умений

и навыков (ЗУНов) по каждому отдельно взятому предмету и рекомендации

по их усвоению

Типы программ

Типовые программы очерчивают круг базовых ЗУНов, систему ведущих мировоззренческих идей, дают общие рекомендации методического характера с перечислением средств обучения, необходимых и достаточных для эффективного усвоения учебного предмета

Рабочие программы, в которых наполняется школьный компонент обучения, учитывается информационное, методическое, техническое и пр. обеспечение школы, научно-методический уровень педагогического коллектива и подготовленность учащихся

Авторские программы разрабатываются передовыми учителями на основе учебно-воспитательных систем, созданных ими в процессе многолетнего творческого труда

Учебные программы нормативные документы, включающие в себя перечень знаний, умений и навыков (ЗУНов) по каждому отдельно взятому

Слайд 40Учебная программа
Объяснительная записка:
цели и задачи изучения конкретного предмета;
общие

и специфические требования к нему;
критерии эффективности обучения предмету и показатели

оценивания учебных достижений школьников.

Содержание обучения предмету в учебной программе дается в виде тематической разбивки с указанием учебного времени, объема изучаемого материала и форм контроля

Методические рекомендации: пути реализации учебной программы, рекомендуются методы, формы, средства обучения предмету. Методические рекомендации могут входить и в объяснительную записку

Учебная программа Объяснительная записка: цели и задачи изучения конкретного предмета;общие и специфические требования к нему;критерии эффективности обучения

Слайд 41Учебная литература – методический комплекс
школьные учебники
учебные и методические пособия
справочники


книги для дополнительного чтения,
атласы
карты
сборники задач и упражнений
тетради

на печатной основе
решебники
учебные таблицы и пр.

средство обучения

источник и условие самостоятельного добывания знаний

Учебная литература – методический комплексшкольные учебникиучебные и методические пособия справочники книги для дополнительного чтения, атласы карты сборники

Слайд 42Задача учебной литературы
информационная функция (содержит необходимую для передачи информацию),
технологическая

(указывает пути и способы ее усвоения),
мотивационная (формирует мотивы учения,

разносторонние интересы и потребности в знаниях, учении и познании) и
развивающая (развивает мышление, память, внимание, способствует становлению и развитию личностных отношений).

Задача учебной литературыинформационная функция (содержит необходимую для передачи информацию), технологическая (указывает пути и способы ее усвоения), мотивационная

Слайд 43Учебник
текст
тексты-описания
тексты-повествования
тексты-рассуждения
тексты-доказательства
внетекстовые вспомогательные материалы
Методический аппарат составляют всевозможные упражнения, репродуктивные

и проблемные вопросы, разноуровневые задания, инструктивные материалы и памятки.
Иллюстративный -

включает в себя картинки, схемы, графики, таблицы.
Ориентировочный аппарат учебника бывает двух видов: собственно ориентировочный и содержательно ориентировочный. Первый включает в себя предисловие, оглавление, примечания, приложение, указатели, второй – рубрикацию текста, шрифтовые выделения, индексацию, подчеркивание, обведение рамкой и пр.

Учебниктексттексты-описания тексты-повествованиятексты-рассуждения тексты-доказательствавнетекстовые вспомогательные материалыМетодический аппарат составляют всевозможные упражнения, репродуктивные и проблемные вопросы, разноуровневые задания, инструктивные материалы

Слайд 44
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика