Разделы презентаций


Русская опера XVIII века

Содержание

Появление искусства оперы в России связано с приездом итальянской труппы в Россию.17 января 1736 г. (время правления Анны Иоановны) – постановка оперы «Сила любви и ненависти» Ф.Арайя (пер. В.Тредиаковского).Впоследствии в Россию

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская опера XVIII века
Выполнила:
Гудкова Е. III ДУХ (бак.)

Русская опера XVIII векаВыполнила:Гудкова Е. III ДУХ (бак.)

Слайд 2Появление искусства оперы в России связано с приездом итальянской труппы

в Россию.
17 января 1736 г. (время правления Анны Иоановны) –

постановка оперы «Сила любви и ненависти» Ф.Арайя (пер. В.Тредиаковского).
Впоследствии в Россию приезжает французская труппа.
Появление искусства оперы в России связано с приездом итальянской труппы в Россию.17 января 1736 г. (время правления

Слайд 3 Главным жанром для русских композиторов конца XVIII века становится

бытовая опера-комедия.
В отличие от европейских стран, где создание

комической оперы явилось результатом сложного и длительного процесса, в России этот жанр – начальный этап развития профессиональной композиторской школы.
Первые образцы русской комической оперы появляются в начале 70-х гг., когда свой расцвет уже переживали французская комическая опера и итальянская опера-buffa.

Главным жанром для русских композиторов конца XVIII века становится бытовая опера-комедия. В отличие от европейских стран,

Слайд 4Периодизация истории русской оперы XVIII в.
70-е гг. – зарождение комической

оперы (характерно превалирование текста над музыкой)
80-е гг. – расцвет жанра
90-е

гг. – угасание жанра
Периодизация истории  русской оперы XVIII в.70-е гг. – зарождение комической оперы (характерно превалирование текста над музыкой)80-е

Слайд 5 Основа русской комической оперы – литературная комедия, в недрах

которой прорастало реалистическое начало (среди литераторов, принимавших участие в создании

оперного жанра, – М.И.Попов, с, М.А.Матинский, Я.Б.Княжнин, И.А.Крылов).
Свою роль сыграло и влияние народной комедии и народного театра которая помогла писателям преодолеть традиции французского классицизма. «Переложение комедии на русские нравы».

Основа русской комической оперы – литературная комедия, в недрах которой прорастало реалистическое начало (среди литераторов, принимавших

Слайд 6Важнейшее влияние на комическую оперу оказала русская песня.
Композиторы использовали

песенные сборники В. Трутовского.
Либреттисты обращались к записям из «Письмовника» Н.

Курганова, «Собрания разных песен» М. Чулкова.
Одна из драматургических основ ранней комической оперы – традиция народных игр и обрядов.
Важнейшее влияние на комическую оперу оказала русская песня. Композиторы использовали песенные сборники В. Трутовского.Либреттисты обращались к записям

Слайд 7Сами названия ранних комических русских опер говорят о том, как

обильно в них представлены народные действа и обряды:
«Вечеринки, или Гадай,

гадай девица» (1788)
«Колдун, ворожея и сваха» (1789)
«Невеста под фатою, или Мещанская свадьба» (1790)
«Старинные святки» (1799)
«Мельник – колдун, обманщик и сват» (1779)
Сами названия ранних комических русских опер  говорят о том, как обильно в них представлены  народные

Слайд 8Другая тема, затрагиваемая в первых русских операх – тема обездоленного

крестьянства.
«Анюта» (1772)
«Розана и Любим» (1776)
«Мельник» (1779)

Другая тема, затрагиваемая  в первых русских операх –  тема обездоленного крестьянства.«Анюта» (1772)«Розана и Любим» (1776)«Мельник»

Слайд 9Особенности комической оперы
Основные сюжетно-жанровые линии комической оперы

Народно-бытовая опера
Опера-сатира
Опера-пастораль
Опера-сказка
Драматургическая структура
Пространные разговорные

диалоги
Действенное, интенсивное развитие сюжета
Народно-песенная основа музыки

Особенности комической оперыОсновные сюжетно-жанровые линии  комической оперыНародно-бытовая операОпера-сатираОпера-пасторальОпера-сказкаДраматургическая структураПространные разговорные диалогиДейственное, интенсивное развитие сюжетаНародно-песенная основа музыки

Слайд 10Композиционно-драматургические особенности русской комической оперы
Две линии русской оперной драматургии XVIII

в.:

Песенная опера
Музыкальная комедия

В некоторых операх (в частности, в операх Пашкевича,

Фомина) – движение в сторону углубления психологической характеристики (развернутые арии и дуэты – контрастно-составные формы)
«Моносцены» - свободно построенные сцены-монологи с широким развитием аккомпанированного речитатива и переменой темпа, тональности, метроритма.

Композиционно-драматургические  особенности русской комической оперыДве линии русской оперной драматургии XVIII в.:Песенная операМузыкальная комедияВ некоторых операх (в

Слайд 11Связь русской комической оперой с французской комической оперой
Обилие разговорных диалогов,
Трактовка

оперы как драматического спектакля с музыкой
Развитое сценическое действие
Преобладание небольших песенных

номеров
Небольшие ансамбли в форме дуэтов с общим рефреном
Заключительный ансамбль с поочередным исполнением куплетов всеми участниками («водевиль»)
Близость сюжетных мотивов (народно-бытовые сюжеты с социально-обличительной направленностью)
Связь русской комической оперой  с французской комической оперойОбилие разговорных диалогов,Трактовка оперы как драматического спектакля с музыкойРазвитое

Слайд 12Черты итальянской традиции в русской комической опере
Русские актеры-певцы осваивали основы

итальянской вокальной школы – приемы бельканто, четкая артикуляция, быстрая скороговорка
Стиль

оркестрового письма – начиная от расположения инструментов в партитуре и заканчивая техническими приемами исполнения.

Черты итальянской традиции  в русской комической опереРусские актеры-певцы осваивали основы итальянской вокальной школы – приемы бельканто,

Слайд 13Вместе с общественным признанием комической оперы зарождается музыкальная критика.
Первоначально это

были простые заметки об оперных спектаклях.
Затем появляются более пространные критические

суждения (70-е гг.)
80-е гг. – обильные отзывы критики.
Ценный памятник эпохи – «Драмматический словарь» (1787), содержащий сведения о драматургах, композиторах, исполнителях, постановках.
Вместе с общественным признанием комической оперы зарождается музыкальная критика.Первоначально это были простые заметки об оперных спектаклях.Затем появляются

Слайд 14Постепенно в критике задается главный вопрос – о национальной природе

оперы. Он намечает дальнейший путь развития оперной критики в XIX

в.

Особую роль в развитии русской музыкальной критики сыграли:

П. Плавильщиков (1760 – 1812) – издавал журнал «Утро» с 1782 г. и писал в нем статьи;
И. Крылов (1769 – 1844) – писал статьи в журнале «Зритель» (издавался с 1792 г.).

П. Плавильщиков

И. Крылов

Постепенно в критике задается главный вопрос –  о национальной природе оперы.  Он намечает дальнейший путь

Слайд 15Первая русская национальная опера – «Мельник – колдун, обманщик и

сват» (сл. Аблесимова, муз. Соколовского) – одна из самых популярных

опер XVIII в. (не сходила со сцены в течение двух столетий с 1779 г.) Увертюра к опере. Исп. Камерный ансамбль Владимирской филармонии, дир. В. Коначев
Первая русская национальная опера –  «Мельник – колдун, обманщик и сват»  (сл. Аблесимова, муз. Соколовского)

Слайд 1680-е гг. – период активного роста русского музыкального театра
Появляются новые

театры (например, вольный театр К.Книппера, руководимый И.Дмитриевским и В.Пашкевичем)
Выдвигаются одаренные

актеры-певцы – А.Крутицкий, Я.Воробьев, А.Ожогин, Е.Сандунова.

И.Дмитриевский

Е.Сандунова

А.Крутицкий

80-е гг. – период активного роста русского музыкального театра Появляются новые театры (например, вольный театр К.Книппера, руководимый

Слайд 171756 г. – поступает на придворную службу, причислен к штату

капеллы придворной церкви.
1763 г. – играет в оркестре «бальной музыки»

в качестве скрипача (второй оркестр).
1779 г. – композиторская известность после премьеры оперы «Несчастье от кареты».
1779 – 1783 гг. – работа в «Вольном театре» К.Книппера.
1783 г. – Пашкевичу присвоено звание «камер-музыканта», его переводят в первый оркестр.
1789 г. – становится руководителем второго оркестра.

Василий Алексеевич Пашкевич (предположительно 1742 – 1797 гг.)

1756 г. – поступает на придворную службу, причислен к штату капеллы придворной церкви.1763 г. – играет в

Слайд 18«Отец русской комической оперы» (А.Рабинович)
Основной жанр – бытовая комедия с

ярко выраженным сатирическим уклоном.
Пашкевичт ориентируется на стиль Филидора, отчасти Монсиньи

и Гретри.
В его вокальных мелодиях угадывается тенденция к обрисовке живых черт человеческого характера
«Отец русской комической оперы» (А.Рабинович)Основной жанр – бытовая комедия с ярко выраженным сатирическим уклоном.Пашкевичт ориентируется на стиль

Слайд 19Три лучшие оперы Пашкевича:
«Несчастье от кареты» (1779) – чувствительная комедия
«Скупой»

(1781) – опирается на классицистскую комедию в атмосфере русского быта
«Как

поживешь, так и прослывешь» или «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1782 – 1792)
Три лучшие оперы Пашкевича:«Несчастье от кареты» (1779) – чувствительная комедия«Скупой» (1781) – опирается на классицистскую комедию в

Слайд 20«Как поживешь, так и прослывешь» («Санкт-Петербургский гостиный двор»)
Фрагменты оперы: Ария Сквалыгина

(№2), Ария Крючкодея (№5), Секстет (№21), Октет (№27 – финал),

хоры (№10 – 16).

Исп. Большой Симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Государственная академическая хоровая капелла им. А.Юрлова. Дир. В.Есипов

Опера создана с крепостным писателем-драматургом М.Матинским.
По своей популярности соперничала с «Мельником».
Известно две редакции оперы – 1782 г. и 1792 г.
Опера содержит мастерские по реализму ансамбли, великоленые монологи-портреты отдельных действующих лиц.

«Как поживешь, так и прослывешь» («Санкт-Петербургский гостиный двор»)Фрагменты оперы: Ария Сквалыгина (№2), Ария Крючкодея (№5), Секстет (№21),

Слайд 21«Скупой» Спектакль Иркутского музыкального театра
Акт 1
Акт 2

«Скупой»  Спектакль Иркутского музыкального театраАкт 1Акт 2

Слайд 22Особое место в творчестве Пашкевича занимает сказочная опера «Февей» (1786 г.), созданная

по заказу и на либретто Екатерины II
Имеет множество ценных находок,

касающихся трактовки народных сцен.
Среди русских сказочных опер XVIII в. Это произведение наиболее удачно в музыкальном отношении.
Слабость оперы – рыхлая драматургия и пышность театрального зрелища.

Фрагменты оперы: Синфония, инструментальные номера, Ария Царицы.
Исп. Наталья Герасимова (сопрано), ансамбль Брокко, Камерный ансамбль Владимирской филармонии, дир. И.Попков

Особое место в творчестве Пашкевича занимает сказочная опера «Февей» (1786 г.), созданная по заказу и на либретто

Слайд 23Евстигней Ипатович Фомин (1761 – 1800 гг.)
1767 г. – отдан в

Воспитательное училище при Императорской Академии художеств; в музыкальных классах академии

освоил клавесин, теорию музыки, композицию.
1782 г. – поездка в Болонью, учится у Д.Б.Мартини
1785 г. – Фомин избран в члены Болонской филармонической академии
1786 г. – возвращение в Петербург, первая опера «Новгородский богатый Василий Боеславич» на либретто Екатерины II.
1786 – 1788 гг. – служба в канцелярии Г.Державина
1788 г. – публикация «Ямщиков на подставе», создание оперы «Американцы» на либретто И.Крылова
1797 г. – принят на должность репетитора придворных театров.
Евстигней Ипатович Фомин (1761 – 1800 гг.)1767 г. – отдан в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств;

Слайд 24Особенности творчества Фомина
Создал различные жанры музыкальной комедии.
Принципы характерности, отсрого сатирического

воплощения реальной жизни уступают место более обобщенной и поэтически-окрашенной образности.
Музыкальный

язык тяготеет к пластически-ясным, широким и закругленным мелодиям.
Тесная связь и с русским народным мелосом, и с техникой итальянского бельканто.
Особенности творчества ФоминаСоздал различные жанры музыкальной комедии.Принципы характерности, отсрого сатирического воплощения реальной жизни уступают место более обобщенной

Слайд 25Сохранившиеся сочинения Фомина:
«Ямщики на подставе» (сл. Львова)
«Американцы» (сл. Крылова, Клушина)
«Орфей»

(сл. Княжина)
Частично в оркестровых голосах сохранились:
«Новогородский богатырь

Боеславич»
«Золотое яблоко»
Сохранившиеся сочинения Фомина:«Ямщики на подставе» (сл. Львова)«Американцы» (сл. Крылова, Клушина)«Орфей» (сл. Княжина)   Частично в оркестровых

Слайд 26«Ямщики на подставе»
Бытовые сцены оперы воспринимаются не в чисто комедийном

и не в сатирическом плане, а в аспекте полного и

широкого излияния народной души.
В это отразились лучшие стороны русского и европейского сентиментализма.

Исп. Хор и оркестр Государственной
Академической капеллы им. М.Глинки
Дир. А.Чернушенко

«Ямщики на подставе»Бытовые сцены оперы воспринимаются не в чисто комедийном и не в сатирическом плане, а в

Слайд 27«Орфей»
В этой музыкальной мелодраме со всей силой

зазвучал протестующий голос освобожденного чувства и проявились типичные настроения «Бури

и натиска», прорывающиеся сквозь строгие рамки античного, классического сюжета.

Сюита из мелодрамы. Исп. Ансамбль солистов Московской филармонии «концертино», дир. А.Корсаков

«Орфей»   В этой музыкальной мелодраме со всей силой зазвучал протестующий голос освобожденного чувства и проявились

Слайд 28Дмитрий Степанович Бортнянский (1771 – 1825 гг.)
Учился в глуховской певческой школе

(Гетманщина)
1778 г. – принят в Придворную певческую капеллу.
Получает «пансион» для

учебы в Италии, живет в Венеции (около 10 лет), учился у Галуппи, а также выезжает на учебу в Болонию, Рим и Неаполь.
В итальянский период написаны «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также инструментальные и церковные произведения.
Вернувшись в Петербург, становится директором Придворной капеллы.
С 1816 г. редактирует лучшие образцы церковного многоголосия.
Дмитрий Степанович Бортнянский (1771 – 1825 гг.)Учился в глуховской певческой школе (Гетманщина)1778 г. – принят в Придворную

Слайд 29Наиболее известные оперы Бортнянского
«Празднество сеньора»
«Сокол»
«Сын-соперник»

написаны на французский текст
операм присущ оттенок

условности, галантного стиля, но по своей художественной ценности и внутреннему

богатству они возвышаются над уровнем «придворного спектакля»
Наиболее известные  оперы Бортнянского«Празднество сеньора»«Сокол»«Сын-соперник»написаны на французский текстоперам присущ оттенок условности, галантного стиля, но по своей

Слайд 30Черты опер Бортнянского:
По сюжетному и образному строю приближаются к жанру

пасторали, при это сделаны с тонким мастерским вкусом.
Органичная переплавка французских

и итальянских традиций в простом, ясном вокальном стиле.
Оперы отличаются прекрасным владением оперной формой, симфоническим мастерством, стройной организацией материала.
Стиль синтезирует классическую стройность с мягкой сентиментальной чувствительностью.

Увертюра к опере «Сын-Соперник»

Черты опер Бортнянского:По сюжетному и образному строю приближаются к жанру пасторали, при это сделаны с тонким мастерским

Слайд 31История русской музыки: В 10-ти томах Т. 3. – М.:

Музыка, 1985. – 424 с.
Рабинович А. Русская опера до

Глинки. – М.: Музгиз, 1948. – 272 с.
Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. – М., Л.: Государственное издательство, 1928. – 110 с.

Список литературы

История русской музыки: В 10-ти томах Т. 3. – М.: Музыка, 1985. – 424 с. Рабинович А.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика