Слайд 1Монголия
в 16-19 века
Выполнил студент: 4 курса ИЗ Ионов
А.В.
Слайд 2Монго́лия— государство в Восточно-Центральной Азии.
Граничит с Россией на севере
и с Китаем на востоке, юге и западе.
Выхода к морю
не имеет.
Столица Улан-Батор.
Площадь — 1 564 116 км².
Монголия делится на столицу Улан-Батор и 21 аймак.
Слайд 3Официальный язык — монгольский, с письменностью на кириллице. На нём
говорит более 95% населения. В средних школах также изучают традиционную
монгольскую письменность.
Монголия — парламентская республика. Здесь действует Конституция Монголии от 13 января 1992 года.
Слайд 4Основным занятием населения являлось экстенсивное кочевое скотоводство. Земледелие, в силу
климатических условий и бедных почв, было развито слабо. Во главе
государства формально находился великий всемонгольский хан. Символом его власти являлась печать юаньской династии, правившей Китаем с 1288 по 1380 гг.
Слайд 5Территории, на которых жили монголы, делились на отоки (роды) и
аймаки (племена). Это деление, характерное еще для дочингисхановской эпохи, вновь
закрепилось в годы правления Бату-Мункэ-хана (Даян-хана) в первой половине XVI в. Аймаки превратились в период децентрализации Монголии в самостоятельный уделы с абсолютной властью наследственных правителей. Еще одной административной единицей являлся хошун, представлявший из себя военное формирование, создававшееся отдельным отоком.
Слайд 6Монгольское общество начала XVI в. можно условно разделить на две
части — господствующую элиту, представленную прямыми потомками «золотого рода» Чингисхана
и рода Борджагин, являвшегося боковой ветвью чингисидов, а также подчиненную им служилую знать, происходившую от потомков бывших темников и тысячников войска Чингисхана. Прямые потомки Чингисхана в Южной и Северной Монголии выступали как владетельные князья, распоряжавшиеся пастбищными и другими землями. Потомки других родственников Чингисхана кочевали на их территориях. При Даян-хане Восточная Монголия была разделена на правое и левое крыло.
Слайд 7Монголия после смерти Даян-хана
Смерть в 1543 г. Даян-хана стала своеобразным
рубежом в политической истории Монголии, после которой процесс раздробленности страны
стал усиливаться. На севере Монголии установилась власть младшего сына Даян-хана — Герсэндзэ, при котором эта территория также обособилась и стала называться Халха. Районы, к югу от пустыни Гоби оказались под контролем Алтан-хана, правившего там вплоть до 1582 г. Он отказывался признавать власть других наследников Даян-хана и стал расширять свои владения за счет западномонгольских земель, где проживали монголы-ойраты. Их правитель Эсень являлся в середине XV в. всемонгольским ханом, но после его смерти номинальная верховная власть вновь перешла к потомкам Чингисхана, которых китайцы называли« татарами».
Слайд 8При Алтан-хане велась взаимовыгодная торговля с Китаем, и его владения
отличались достаточно стабильным развитием. Кроме скотоводства, там стали возникать оседлые
поселения и ремесленные производства. В 1640 г. халхасцы перед лицом маньчжурской опасности пошли на вынужденный союз с ойратами, разработав на совместном съезде общий для двух территорий свод законов. Кроме того, халхасские князья отправили к Абахаю своих представителей с дарами и предложением союза. Тем самым они попытались уклониться от прямого военного столкновения с маньчжурами, к которому тогда они были явно не готовы.
Слайд 9Таким образом, к началу XVII в. условно можно выделить три
основных территории расселения монгольских племен — Южная (Чахар), Северная (Халха)
и Западная (Ойратия), в свою очередь, распадавшиеся на более мелкие.
Слайд 10Начальный этап распространения буддизма в Монголии
Буддизм проник в монгольские земли
еще в период правления там Чингисхана в XIII в. Именно
в те времена появилось т.н. «учение о двух принципах», согласно которому в основе государственной идеологии Монголии одновременно должны лежать светское и религиозное начала (при преимущественном влиянии первого из них). Из различных школ и направлений буддизма в Монголии к середине XVI в. утвердился ламаизм, пришедший туда из Тибета. В 1586 г. верховным ламой Тибета стал правнук Алтан-хана. Это был первый и последний случай, когда монгол возглавил ламаистскую церковь в Тибете.
Слайд 11С развитием ламаизма стала развиваться монгольская культура й письменность. При
монастырях открывались школы, ставшие своеобразными очагами подготовки образованных людей и
зачатков интеллигенции. С другой стороны, ламаистская церковь ежегодно забирала в свои ряды большое количество молодых мужчин, что не могло не сказаться и на уровне экономического развития Монголии.
Слайд 12Образование Джунгарского ханства
На рубеже XVI-XVII вв. в Западной Монголии образовалось
отдельное ханство, получившее название Джунгарское (Ойратское). Оказавшись на пересечении интересов
России и Цинского Китая, эта страна сыграла важную роль в международных отношениях в Центральной Азии того периода. Оставшиеся в Джунгарии монголы, которых после смерти в 1635 г. Хара-Хулы возглавил его сын Батур-хунтайджи, были настроены антиманьчжурски и попытались объединить всех монголов на борьбу с ними. Эту дату считают временем образования Джунгарского ханства. состав — монголы 94,9 %, тюрки — 5 %, китайцы и русские — 0,1 %.
Слайд 13Часть ойратов, недовольных созданием Джунгарии, откочевала на Волгу и в
Кукунор, где возникли самостоятельные ойратские ханства. Часть местного ойратского населения
начинает вести оседлый образ жизни, строить города. Был написан свод законов «Цааджин бичик», предприняты попытки создания особой ойратской письменности, что свидетельствует о еще большем отделении ойратов от других монгольских народностей, попавших к этому времени под контроль Цинов и их сближении с народами Восточного Туркестана.
Слайд 14
Монголия в середине XVII-XVIII вв.
Смерть в 1643 г. маньчжурского хана
Абахая и вступление на престол его малолетнего сына, стали поводом
для ряда монгольских князей освободиться от вассальной зависимости. В 1647 г. Сэцэн-хан и Тушету-хан выступили в поддержку поднявшего восстание против маньчжурского господства южномонгольского князя Тэнгиса, но потерпели поражение. Лишь в 1655 г. князья Халхи вынуждены были вновь признать свою вассальную зависимость от маньчжурского богдыхана Шуньчжи. В 1688 г. вспыхнула война между Халхой и ойратами, закончившаяся поражением первой. Спасаясь от преследования ойратов, вожди Халхи в 1691 г. на съезде князей Южной и Северной Монголии, проходившего с участием маньчжурского богдыхана Канси, стоя перед ним на коленях.
Слайд 15Приняли решение о вхождении Халхи в состав цинского Китая, ее
разделе на 34 хошуна, о реорганизации монгольских войск по маньчжурскому
образцу и о замене монгольских титулов маньчжурскими. Таким образом, к концу XVII в. независимыми от маньчжур оставались лишь жители Ойратского ханства.
Слайд 16Для организации непосредственного управления монгольскими землями, маньчжуры создали специальную «Палату
внешних сношений», руководство которой подбирал окандидатуры для назначения на должности
цзянъцзюней (наместников), а также руководителей аймаков (ханов) и хошунов (дзасаков). Власть монгольских ханов ликвидировалась на уровне аймаков. Старое административное деление упразднялось и вводилась новая система разделения на хошуны, границы которых лично утверждались богдыханом.
Слайд 17К 1725 г. на территории Халхи существовало четыре аймака, состоявших
уже из 74 хошунов. Таким образом, Монголия была раздроблена на
большое число уделов. Все ее мужское население, способное носить оружие, включалось в хошунные войска во главе с князем, который назначался маньчжурами из числа лиц, имевших наиболее высокие титулы. Хошун делился на сомоны, а несколько хошунов составляли аймак. Таким образом, административные и военные единицы совпадали. Вооружены войска были копьями и луками. Огнестрельного оружия у них не было.
Слайд 18При императоре Юнчжэнё, в 1735 г., маньчжурский язык на территории
Монголии стал официальным, а при Цяньлу не (1736-1796), установилась практика
регулярного, раз в три года, приезда монгольских князей на личную аудиенцию в Пекин для передачи дани и подарков.
Слайд 19К 70-м гг. XVIII в. был выработан свод законов «Халха
Джирум», определявший внутреннюю политику этой части монгольских земель. Ежегодно князья
Северной Монголии направляли в Пекин большую дань, высказывая тем самым покорность цинскому двору. Маньчжуры усилили закабаление самого многочисленного слоя монгольского населения — аратов. Все стороны их жизни подвергались жесткой регламентации и контролировались властями. Арат не мог без разрешения хозяина цениться сам и женить своих детей делить между ними свое личное имущество, самовольно выезжать за пределы владений своего господина. Внешним признаком арата являлось ношение синего халата.
Слайд 20Джунгарское ханство в конце XVII середине XVIII в.
После смерти Батур-хунтайджи
в Джунгарии началась борьба за престол, победителем в которой стал
его сын Гал-дан, правивший с 1671 по 1697 гг., при нем началось завоевание джунгарами Восточного Туркестана, завершившееся к 1680 г. К этому времени государство значительно укрепилось и установило хорошие отношения с Россией. В 1690 г. начались военные столкновения джунгар с цинским Китаем, завершившееся через семь лет их поражением и гибелью Галдан-хана. Джунгария вынуждена была вывести свои войска с территорий Южной и Северной Монголии.
Слайд 21
Монголия в XIX в.
В начале XIX в. усилилось подчинение монгольских
земель власти Цинского двора. В 1818 г. вступил в силу
специальный закон — «Уложение» для Монголии, сохранившее традиционную для монголов систему управления, при которой чиновничий аппарат выполнял лишь вспомогательные функции. На территории Халхи по-прежнему оставалось четыре аймака — Цецен-хана, Тушету-хана, Сайн-нойона и Цзасакту-хана.