Слайд 1Морфемика
Словообразование
Выпонил :Девятилов Руслан
Группа:1 Тех «Б»
Слайд 2Что изучает словообразование.
Понятие производной, непроизводной и производящей основы
Слайд 3Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования
слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом.
Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Слайд 4Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей.
Основа
образованного слова называется производной, и само слово с этой основой
называется производным.
Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Слайд 5Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от
этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса
-ик (дом + -ик - домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – оказывается производной.
Слайд 7Приставочный способ
Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к
производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи.
При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
Слайд 8Примеры
со + ученик → соученик (существительное)
пре + большой → пребольшой
(прилагательное)
пере + бежать → перебежать (глагол)
от + ныне → отныне
(наречие)
Производящая
основа
Производная
основа
Производящая
основа
Производящая
основа
Производящая
основа
Производная
основа
Производная
основа
Производная
основа
Слайд 9Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к
производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным
частям речи.
Слайд 10Примеры
комната + -к- → комнатка
комната + -н- → комнатный
свет
+ -л- → светлый
светлый + -еньк- → светленький
светлый + -е → светлеть
Производящая основа
Производящая основа
Производящая основа
Производящая основа
Производящая основа
Производная основа
Производная основа
Производная основа
Производная основа
Производная основа
Слайд 11Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей
основе одновременно приставки и суффикса.
Слайд 12Примеры
не- + избежать + -н- → неизбежный
под- +слепой +
-оват- → подслеповатый
по- + французский + и → по-французски
со- +
курс + ник → сокурсник
в- + читать + ся → вчитаться
Производящая основа
Производящая основа
Производящая основа
Производящая основа
Производящая основа
Производная основа
Производная основа
Производная основа
Производная основа
Производная основа
Слайд 13Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным.
При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
Слайд 14Постфиксальный способ
Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к
производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной
и той же части речи.
С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь → увлечься, учить → учиться, сломать → сломаться)
С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто → кто-то, чей → чей-либо, какой → какой-нибудь, где → где-то, когда → когда-либо, как → как-нибудь).
Слайд 15Бессуффиксный способ
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и
прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).
Слайд 16Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и
от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный
способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость.
Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Слайд 17заплывать → заплыв
рассветать → рассвет
зелёный → зелень
Производящая
основа
Производящая
основа
Производящая
основа
Производная
основа
Производная
основа
Производная
основа
Слайд 18Сложение
Сложение – образование слов путем соединения двух или более
основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются
следующие разновидности сложения:
Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Слайд 19Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.
Сравните:
Пароходный ← пароход + н (суффиксальный)
Белоснежный ← белый снег +
н (сложение)
Слайд 20Переход в другую часть речи
Переход в другую часть речи –
способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего
к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи.
При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи.
Примеры:
больной (прил. в форме м. рода) → больной (сущ.),
приёмная (прил. в форме ж. рода) → приёмная (сущ.), лёжа (дееприч.) → лёжа (наречие),
весной (сущ. в форме тв. падежа) → весной (наречие).
Слайд 21Словообразовательный анализ
позволяет узнать, от чего и с
помощью чего образовано данное
производное
слово, другими словами,
при нем анализируемое производное
слово делится на две части:
производящую
основу и
словообразовательную морфему.
Слайд 22В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.
Обеденный ←
обед
Перерыв ← перерывать
Сотрудники ← труд
Поели ← ели
Отправились ← отправили
Мороженое (сущ.)
← мороженое (прил.)
Слайд 23Порядок словообразовательного разбора
Поставить анализируемое слово в начальную форму
Подобрать к анализируемому
слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего;
обозначить производящую основу
Указать словообразующую морфему
Указать способ словообразования
Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)
Слайд 24Список литературы
Е.А.Земская. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.
И.Г.Милославский. Как
разобрать и собрать слово. М., 1994.
Энциклопедия для детей. Русский
язык. Языкознание. М.: Аванта+, 1998.