Слайд 1Морфемика. Словообразование
схт
Слайд 2Морфемика -
раздел языкознания, изучающий типы и структуру значимых частей слова
(морфем), их отношения друг к другу и к слову в
целом.
Слайд 3Морфема-
минимальная значимая часть слова:
корень
приставка (префикс)
суффикс
интерфикс
постфикс
окончание (флексия)
Слайд 4Можно ли назвать выделенные слова однокоренными?
Ученик выводит мелом на доске
мелкие буковки.
Целый год мне может не пригодиться этот учебник!
Водитель никогда
не пил воды и не заводил себе друзей в этой деревне.
Гадюка – загадочное явление животного мира.
Жил старичок-лесовичок на лесной опушке.
Слайд 5Окончаний не имеют:
наречия (сильно, зря, наверху);
слова категории состояния (душно, противно,
радостно);
деепричастия (заснув, присмотревшись, раздумывая);
неизменяемые имена сущ. (кофе, такси, пальто);
неизменяемые имена
прил. (хаки, беж, бордо);
служебные слова (предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные и модальные слова) (около, пока, же, батюшки, кряк, можно).
Слайд 6План морфемного разбора слова
1.Определить часть речи.
2.Изменить форму слова, определить окончание,
обозначить его графически.
3.Выделить основу.
4.В основе выделить корень (корни), подобрав однокоренные
слова.
5.Выделить приставку (приставки).
6.Выделить суффикс (суффиксы),если есть – постфикс.
Слайд 7Произведите морфемный разбор слов-омонимов
Докладывать («делать доклад») – докладывать ( от
класть)
Заставлять (комнату мебелью) – заставлять («принуждать»)
Ударник («музыкант, играющий на ударных
инструментах») – ударник (от удар, «часть затвора»)
Слайд 8Словообразовательное гнездо -
все слова с одним корнем (однокоренные).
Вершиной такого гнезда
является непроизводное слово, от которого образовались все остальные однокоренные лексемы.
У таких слов непроизводная (немотивированная) основа.
Слайд 9Производящая основа
Непроизводные основы (смех, глаз, гора, вера, беда, окно, поле,
рожь и т.д.) порождают , «производят на свет» целую цепочку
однокоренных слов и сами становятся производящей основой.
Слайд 10Производная основа
В такой основе выделяются аффиксы, можно объяснить происхождение слова:
стол-ик
«маленький стол»)
лес-н-ой («относящийся к лесу»)
Слайд 11Способы словообразования
Морфологические
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение (разные виды)
Неморфологические
Переход одной части речи в другую
Сращение сочетания
слов в одно слово
Слайд 12Порядок словообразовательного анализа
1.Определяем часть речи.
2. Определяем основу и лексическое значение.
3.
Определяем производящую основу, указываем морфему, которая послужила образованию производной основы.
4.
Указываем способ словообразования.
Записываем словообразовательную цепочку, доведя ее до вершины словообразовательного гнезда.
Слайд 13Способы образования медицинских терминов
Суффиксальный:
-ит- служит для образования терминов, называющих воспалительные
процессы: синусит, гайморит, бронхит и т.д.
-оз- (лат. –osis-), реже -иаз-
(лат.-iasis-) указывают на названия заболеваний, в том числе патологических, хронических процессов, не являющихся воспалительными: артроз, токсикоз, туберкулез, невроз, психоз
-изм-: дальтонизм, кретинизм
-ома(а) служит для образования терминов, называющих различного рода опухоли :аденома, ангиома, бластома, липома
Слайд 14Способы образования медицинских терминов
Приставочный (префиксальный)
терминоэлементы-приставки гипо - гипер, олиго -
поли, изо - анизо, гетеро - гомо, моно - поли
и т.д. (при их посредстве образованы многочисленные термины – антонимы) :
мононеврит – полиневрит
гипотония - гипертония
Слайд 15Способы образования медицинских терминов
Приставочно-суффиксальный:
астигматизм (приставка а-, гр. stigma (точка) +
суффикс -изм-)
гипертиреоз (гипер- + анат. glandula thyreoidea (щитовидная железа)
+ суффикс -оз-).
Слайд 16Способы образования медицинских терминов
Сложение:
голеностоп, сердцебиение, пульмонология, брадикардия
Аббревиация:
медпомощь, медсанчасть,
ЛФК, СПИД,
ЖКТ, ОРВИ, ЦНС и др.
Слайд 17Исправьте словообразовательные ошибки
В его манерах была неподдельная благородность.
Завтра в расписание
нам поставили психологию заместо информатики.
Будьте осторожны: на улицах гололед, не
подскользнитесь!
Это был очень трудолюбимый человек.