Разделы презентаций


Морфемика. Словообразование

Содержание

Морфемика -раздел языкознания, изучающий типы и структуру значимых частей слова (морфем), их отношения друг к другу и к слову в целом.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Морфемика. Словообразование
схт

Морфемика. Словообразованиесхт

Слайд 2Морфемика -
раздел языкознания, изучающий типы и структуру значимых частей слова

(морфем), их отношения друг к другу и к слову в

целом.
Морфемика -раздел языкознания, изучающий типы и структуру значимых частей слова (морфем), их отношения друг к другу и

Слайд 3Морфема-
минимальная значимая часть слова:
корень
приставка (префикс)
суффикс
интерфикс
постфикс
окончание (флексия)

Морфема-минимальная значимая часть слова:кореньприставка (префикс)суффиксинтерфикспостфиксокончание (флексия)

Слайд 4Можно ли назвать выделенные слова однокоренными?
Ученик выводит мелом на доске

мелкие буковки.
Целый год мне может не пригодиться этот учебник!
Водитель никогда

не пил воды и не заводил себе друзей в этой деревне.
Гадюка – загадочное явление животного мира.
Жил старичок-лесовичок на лесной опушке.

Можно ли назвать выделенные слова однокоренными?Ученик выводит мелом на доске мелкие буковки.Целый год мне может не пригодиться

Слайд 5Окончаний не имеют:
наречия (сильно, зря, наверху);
слова категории состояния (душно, противно,

радостно);
деепричастия (заснув, присмотревшись, раздумывая);
неизменяемые имена сущ. (кофе, такси, пальто);
неизменяемые имена

прил. (хаки, беж, бордо);
служебные слова (предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные и модальные слова) (около, пока, же, батюшки, кряк, можно).

Окончаний не имеют:наречия (сильно, зря, наверху);слова категории состояния (душно, противно, радостно);деепричастия (заснув, присмотревшись, раздумывая);неизменяемые имена сущ. (кофе,

Слайд 6План морфемного разбора слова
1.Определить часть речи.
2.Изменить форму слова, определить окончание,

обозначить его графически.
3.Выделить основу.
4.В основе выделить корень (корни), подобрав однокоренные

слова.
5.Выделить приставку (приставки).
6.Выделить суффикс (суффиксы),если есть – постфикс.


План морфемного разбора слова1.Определить часть речи.2.Изменить форму слова, определить окончание, обозначить его графически.3.Выделить основу.4.В основе выделить корень

Слайд 7Произведите морфемный разбор слов-омонимов
Докладывать («делать доклад») – докладывать ( от

класть)
Заставлять (комнату мебелью) – заставлять («принуждать»)
Ударник («музыкант, играющий на ударных

инструментах») – ударник (от удар, «часть затвора»)
Произведите морфемный разбор слов-омонимовДокладывать («делать доклад») – докладывать ( от класть)Заставлять (комнату мебелью) – заставлять («принуждать»)Ударник («музыкант,

Слайд 8Словообразовательное гнездо -
все слова с одним корнем (однокоренные).

Вершиной такого гнезда

является непроизводное слово, от которого образовались все остальные однокоренные лексемы.

У таких слов непроизводная (немотивированная) основа.
Словообразовательное гнездо -все слова с одним корнем (однокоренные).Вершиной такого гнезда является непроизводное слово, от которого образовались все

Слайд 9Производящая основа
Непроизводные основы (смех, глаз, гора, вера, беда, окно, поле,

рожь и т.д.) порождают , «производят на свет» целую цепочку

однокоренных слов и сами становятся производящей основой.

Производящая основаНепроизводные основы (смех, глаз, гора, вера, беда, окно, поле, рожь и т.д.) порождают , «производят на

Слайд 10Производная основа
В такой основе выделяются аффиксы, можно объяснить происхождение слова:

стол-ик

«маленький стол»)
лес-н-ой («относящийся к лесу»)

Производная основаВ такой основе выделяются аффиксы, можно объяснить происхождение слова:стол-ик «маленький стол»)лес-н-ой («относящийся к лесу»)

Слайд 11Способы словообразования
Морфологические
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение (разные виды)


Неморфологические
Переход одной части речи в другую
Сращение сочетания

слов в одно слово

Способы словообразованияМорфологическиеПриставочныйСуффиксальныйПриставочно-суффиксальныйБессуффиксныйСложение (разные виды)НеморфологическиеПереход одной части речи в другуюСращение сочетания слов в одно слово

Слайд 12Порядок словообразовательного анализа
1.Определяем часть речи.
2. Определяем основу и лексическое значение.
3.

Определяем производящую основу, указываем морфему, которая послужила образованию производной основы.
4.

Указываем способ словообразования.
Записываем словообразовательную цепочку, доведя ее до вершины словообразовательного гнезда.

Порядок словообразовательного анализа1.Определяем часть речи.2. Определяем основу и лексическое значение.3. Определяем производящую основу, указываем морфему, которая послужила

Слайд 13Способы образования медицинских терминов
Суффиксальный:
-ит- служит для образования терминов, называющих воспалительные

процессы: синусит, гайморит, бронхит и т.д.
-оз- (лат. –osis-), реже -иаз-

(лат.-iasis-) указывают на названия заболеваний, в том числе патологических, хронических процессов, не являющихся воспалительными: артроз, токсикоз, туберкулез, невроз, психоз
-изм-: дальтонизм, кретинизм
-ома(а) служит для образования терминов, называющих различного рода опухоли :аденома, ангиома, бластома, липома
Способы образования медицинских терминовСуффиксальный:-ит- служит для образования терминов, называющих воспалительные процессы: синусит, гайморит, бронхит и т.д.-оз- (лат.

Слайд 14Способы образования медицинских терминов
Приставочный (префиксальный)
терминоэлементы-приставки гипо - гипер, олиго -

поли, изо - анизо, гетеро - гомо, моно - поли

и т.д. (при их посредстве образованы многочисленные термины – антонимы) :
мононеврит – полиневрит
гипотония - гипертония
Способы образования медицинских терминовПриставочный (префиксальный)терминоэлементы-приставки гипо - гипер, олиго - поли, изо - анизо, гетеро - гомо,

Слайд 15Способы образования медицинских терминов
Приставочно-суффиксальный:
астигматизм (приставка а-, гр. stigma (точка) +

суффикс -изм-)

гипертиреоз (гипер- + анат. glandula thyreoidea (щитовидная железа)

+ суффикс -оз-).
Способы образования медицинских терминовПриставочно-суффиксальный:астигматизм (приставка а-, гр. stigma (точка) + суффикс -изм-) гипертиреоз (гипер- + анат. glandula

Слайд 16Способы образования медицинских терминов
Сложение:
голеностоп, сердцебиение, пульмонология, брадикардия

Аббревиация:
медпомощь, медсанчасть,
ЛФК, СПИД,

ЖКТ, ОРВИ, ЦНС и др.


Способы образования медицинских терминовСложение:голеностоп, сердцебиение, пульмонология, брадикардияАббревиация:медпомощь, медсанчасть, ЛФК, СПИД, ЖКТ, ОРВИ, ЦНС и др.

Слайд 17Исправьте словообразовательные ошибки
В его манерах была неподдельная благородность.
Завтра в расписание

нам поставили психологию заместо информатики.
Будьте осторожны: на улицах гололед, не

подскользнитесь!
Это был очень трудолюбимый человек.

Исправьте словообразовательные ошибкиВ его манерах была неподдельная благородность.Завтра в расписание нам поставили психологию заместо информатики.Будьте осторожны: на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика