Слайд 1МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
Презентация на тему:
«Философия Фомы Аквинского»
Выполнила студентка
гр. ДГЛ-101
Бондарева Д.
Слайд 2
Логически стройную и в то же время энциклопедически универсальную систему
христианской теологии и философии на базе аристотелевских понятий создал Фома
Аквинский.
Слайд 3Биография Ф. Аквинского
Фома (Аквинский) родился близ Аквино (Италия)
в 1225 г.
В 1244 г. вступил в
доминиканский орден. Учился в Париже и Кельне у Aль6epтa Великого, преподавал в Париже, Риме, Неаполе.
Святой и один из учителей католической церкви.
Умер в 1274 г.
Слайд 4Труды Ф. Аквинского
два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий
спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»)
дискуссии
по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)
комментарии на:
несколько книг Библии;
12 трактатов Аристотеля;
«Сентенции» Петра Ломбардского;
трактаты Боэция;
трактаты Псевдо-Дионисия;
анонимную «Книгу о причинах»;
ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы;
несколько трактатов об алхимии;
стихотворные тексты для богослужения, например работа «Этика».
Слайд 5Философия Ф. Аквинского
Платоническое представление Августина о человеческой душе Фома Аквинский
заменяет восходящим к Аристотелю понятием души как формы тела.
Душа
соединенная с телом, лишена дара непосредственного созерцания Бога и Божественных Идей, но для нее открыт путь рационального познания.
Это познание является результатом совместной деятельности чувств и интеллекта.
Слайд 6Философия Ф. Аквинского
Фома Аквинский полагал, что
в своей познавательной деятельности интеллект руководствуется первыми принципами, составляющими начала
всякого знания, например логическими законами. Эти принципы виртуально предсуществуют в душе, но окончательно формируются интеллектом только в процессе познания чувственных вещей.
Слайд 7Философия Ф. Аквинского
Теология и философия, согласно Фоме, суть "науки" в аристотелевском понимании, т.е. системы знания, в основании которых лежат первые принципы, а из этих принципов посредством силлогистических рассуждений выводятся заключения.
Слайд 85 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского
Доказательство через движение. Именно Бог
и оказывается первопричиной всего движения.
Доказательство через производящую причину — Бог -
причина производящая что-либо.
Доказательство через необходимость — Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
Доказательство от степеней бытия — Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.
Слайд 9Философия Ф. Аквинского
Фома Аквинский считал, что часть
истин Откровения носит сверхразумный характер (догматы троичности, первородного греха и
др.), другие являются рационально постижимыми (существование Бога, бессмертие души и др.).
Таким образом, рассматриваемая с точки зрения достижения главной цели христианского вероучения — спасения человека, философия есть служанка теологии.
Слайд 10«ЭТИКА»
В этике Фома
Аквинский исходит из того, что все сущее стремится к благу:
неразумные существа — к собственному благу, разумные — к Благу как таковому.
Но блага нельзя желать, если оно неизвестно интеллекту; поэтому интеллект благороднее воли.
Целью человеческой жизни является обретение блаженства; блаженство состоит не в акте воли, но в акте интеллекта.
Слайд 11«ЭТИКА»
Цель интеллектуальных субстанций — знать Бога
посредством интеллекта; но созерцать свет Божественной славы в его полноте
человек может лишь в будущей жизни, здесь же к блаженству приближает созерцательная, молитвенная жизнь подвижников.
Действие, сообразующееся с разумом, является добрым, несогласное с ним — злым.
Слайд 12 Построение Фомой Аквинским системы
рациональной теологии, т.е. тенденция подтвердить истины Откровения философским рассмотрением, вызвала
оппозицию среди современных ему теологов.
Никто не отрицал компетентности разума в познании природного мира, — спорным был вопрос о приложимости разума к теологии, коль скоро ее предмет был признан неподотчетным разуму.