Мухтярова Эльмира Исхаковна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «Лицей № 78 им.А.С. Пушкина» г.Набережные Челны РТ
«Современные тренды
в историко-обществоведческом
образовании
в рамках подготовки к ГИА»
Слайд 2Счастье -
«…такое состояние человека,
которое соответствует наибольшей внутренней
удовлетворённости
условиями своего бытия,
полноте и осмысленности жизни,
осуществлению своего человеческого
назначения…»
Кон И.С.
Слайд 3Методические рекоменции
Учебный предмет «История» (в основной школе – «История России.
Всеобщая история») структурно включает учебные курсы по всеобщей истории и
истории России. В содержание курса «История России» включается материал по истории Татарстана. При распределении учебного материала курсов соблюдается принцип синхронности.
В настоящее время в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей ИКС, принятой в 2015 г., продолжается переход от концентрической системы изучения истории (в рамках ГОС-2004) к линейной.
Слайд 4 В 2020-2021 учебном году Учебный предмет «История России. Всеобщая история»
по новой (линейной) структуре изучается в 5-8 классах:
5-ый класс -
Всеобщая история: История Древнего мира (с интеграцией учебного материала по истории Татарстана древнейшего периода);
6-ой класс – Всеобщая история: История Средних веков; История России с древнейших времен по XV век (с интеграцией материала по истории Татарстана - с IV в. до середины XVI в.);
7-ой класс – Всеобщая история: Новая история XVI-XVII вв.; История России XVI- XVII (с включением материала по истории Татарстана с середины XVI по XVII в.);
8-ой класс – Всеобщая история: Новая история XVIII вв.; История России XVIII (с включением материала по истории Татарстана XVIII в.);
9-ый класс – Всеобщая история: История Нового времени XIX – нач. XX вв.; История России XIX – нач. XX вв. (с включение6м материала по истории Татарстана XIX – нач. XX вв.)
Слайд 5Обращаем внимание:
- В 2020/2021 учебном году осуществляется переход на линейную
систему изучения истории в 10 классе.
При реализации ФГОС в
опережающем режиме возможен переход на линейную структуру исторического образования в 11 классах.
В классах, изучающих предметы в рамках ГОС-2004 (11 классы), завершается преподавание истории по концентрической системе и соответствующим учебникам. Тем не менее, в этом случае также важно учитывать ведущие методологические подходы, изложенные в Концепции нового УМК, изменения в содержании, а также концептуальные идеи ФГОС ОО.
В основной школе в соответствии с ФГОС ООО, предусмотрено изучение истории в 5-9 классах в объеме 68-70 часов в год.
Слайд 6РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО КУРСАМ:
«Всеобщая история» – 22-24, «История России», включая
материал по истории Татарстана – 46 часов в течение учебного
года.
Обучение в 10-11 классах, реализующих ФГОС, изучение истории на базовом и углубленном уровне. 1914 г. – нач. XXI в.
Стр. 11 -14 Методических рекомендаций!!! ВСЕМ ИЗУЧИТЬ
На базовом уровне в 10-11 классах история изучается в объеме 140 часов, то есть по 70 часов в каждом классе) со следующим примерным распределением часов: курс «Всеобщая история» – 24, курс «История России», включая материал по истории Татарстана - 46 часов в течение учебного года.
На профильном уровне углубленное изучение истории представлено в классах социально-гуманитарного профиля. История в 10-11 классах изучается в объеме 280 часов, т. е. по 140 часов в каждом классе со следующим распределение часов: «Всеобщая история» – 35 часов, «История России» с включением материала по истории Татарстана – 105 часов.
Слайд 7Необходимо включить
в курс «ИСТОРИЯ» (с.14 МР):
1. материал по истории
Крыма как части российской территории на протяжении длительного времени, отражаются
сюжеты, связанные с воссоединением Республики Крым и Севастополя с Россией;
2. Базовый уровень: а) позицию «История как наука» дополнить абзацем следующего содержания: «Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний»;
б) позицию «Российская Федерация (1991-2003 гг.)» дополнить абзацем следующего содержания: «Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны».
Слайд 83. Профильный уровень истории 10-11 классы:
а) позицию «История как
наука» дополнить абзацем следующего содержания: «Проблема фальсификации исторических знаний»;
б)
позицию «Российская Федерация (1991-2003 гг.)» дополнить абзацем следующего содержания:
«Модернизация исторических взглядов. Интерпретация или фальсификация исторических фактов и событий. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. Методологические подходы по противодействию попыткам фальсификации ключевых событий отечественной истории».
Слайд 9ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Следует иметь в виду, что проект Концепции преподавания обществознания ещё
не утвержден. Ее введение может внести некоторые коррективы в сложившуюся
систему преподавания обществознания.
В настоящее время учебный предмет «Обществознание» изучается в основной и средней школе в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации. В основной школе предмет изучается в 6-9 классах в объеме 35 часов в год.
Дополнительные часы на изучение обществознания могут быть добавлены из компонента общеобразовательной организации.
Слайд 10
На базовом уровне предмет «Обществознание» (включая экономику и право) изучается
в объеме 140 часов в течение двух лет обучения. Курсы
экономики и права могут изучаться отдельным модулем в объеме 35 часов каждый. Предмет оформляется как «Обществознание».
На профильном уровне в классах социально-экономического профиля экономика и право изучаются как отдельные предметы.
В рамках курса «Обществознание» рекомендуется выделить часы на освоение вопросов финансовой грамотности в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации. Это может быть реализовано как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Слайд 11История Татарстана
изучается в курсе «История России» интегрированно с учетом синхронности.
История
Татарстана в 2018-2019 учебном году изучается следующим образом:
5 класс
- древнейшая история Татарстана;
6 класс - начало I тысячелетия – середина XVI в.;
7 класс – с середины XVI по XVII вв.;
8-9 классы, а также в 10-11 классах – региональная история изучается в рамках курса «История России» по принципу синхронности.
Слайд 12Рабочие программы:
учебных предметов, курсов должны содержать:
1. планируемые результаты освоения
учебного предмета, курса;
2. содержание учебного предмета, курса;
3. тематическое планирование с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1. результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2. содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3. тематическое планирование.
Слайд 13Обращаем внимание:
На сайте ИРО РТ размещены методические рекомендации по учебным
предметам;
Приложение:
Концепция региональной и этнокультурной составляющей исторического
образования в Республике Татарстан.
5 классы - Материал по древней истории народов Волго-Камья
6 классы -С древнейших времён – до середины XVI вв.
7 классы - C середины XVI – XVII вв.
8 классы - XVIII в.
9 классы - XIX в.
10 классы - 1914 - нач. XXI в.
11 классы - Региональная и этнокультурная составляющая в рамках курса «Россия в современном мире».
Слайд 14Дополнительный модуль:
ОСНОВЫ АНТИМОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И АДВОКАТИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
Тема 1. Сущность
и роль конкуренции в рыночной экономике.
Тема 2. Основы антимонопольного (конкурентного)
права.
Тема 3. Деятельность ФАС России.
Тема 4. Развитие конкуренции в субъектах РФ (на примере Республики Татарстан.
Тема 5. Меры по защите конкуренции.
Промежуточная аттестация.
Тестирование.
ИТОГО - 6 часов.
Слайд 15
Сравнительная таблица результатов
ОГЭ за 3 года
Слайд 19Обратить внимание!
ОГЭ обществознание – задание 12 – анализ табличных данных:
сходства/различия.
ЕГЭ обществознание – задание 23, 24, 26
ПРИМЕРЫ/ ОБЪЯСНЕНИЕ/ АРГУМЕНТАЦИЯ.
Сочинение
– раскрытие смысла высказывания.
ЕГЭ ИСТОРИЯ: внесены изменения – внимательно изучить демоверсию на 2021 год.
Сочинение – роль – это конкретные действия, работа над ошибками – максимальное внимание!
Слайд 2117 декабря 2020 года, чт. 14:00 – 15:30
Система внеурочной деятельности
учителей историко-обществоведческого цикла в свете требования ФГОС нового поколения.
Мастер-классы,
распространение педагогического опыта
Заявки до 1 декабря 2020 года.
Licey78_chelny@mail.ru
Слайд 22Высший пилотаж-Набережные Челны
Работы
по всем 21 направлению
на заочный этап принимаются
до 10 декабря 2020 года.
ВНИМАНИЕ!!!
Заявку, работу и тезисы направлять
до 10 декабря 2020 года
на электронный адрес лицея
hse_chelny@mail.ru
Дата проведения Регионального конкурса
28 января 2021 года (четверг)
Слайд 23Высший пилотаж- Набережные Челны
(21 направление)
Слайд 2526 октября
2020 года !!!
ХI Всероссийский
(с международным участием)
Открытый
творческий
конкурс
«ПУШКИНСКИЕ
ЧТЕНИЯ»
на эл.адрес: pushkin-chteniya@mail.ru с пометкой на Пушкинские чтения.
Слайд 26Электронное образование в РТ
Сообщества для учителей
Сообщество «Интересное для нас, коллеги!
Дорогим учителям истории и обществознания!»
https://edu.tatar.ru/community/index/3161
"ЕГЭ по обществознанию: основа профессиональных компетенций".
Автор
- Кумпан Вадим Александрович,
кандидат исторических наук,
магистр менеджмента, доцент.
Слайд 27Сообщество учителей истории г. Наб. Челны