Слайд 1МУЛЬТИМЕДИА
БИБЛИОТЕК
СКД КазГИК 2019
Слайд 2Что такое – мультимедиа?
Мультимедиа (multimedia) – дословный перевод означает «много
средств» (от двух латинских корней multi – много и media
– средство). Мультимедиа – сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий, использующих динамические (движущиеся) изображения и звуковые эффекты.
Слайд 4Понимания слова «мультимедиа»
Первое – это «мультимедиа как идея», т.е. новый
подход к хранению информации различного типа.
Второе значение мультимедиа – это
оборудование, которое позволяет работать с информацией различной природы. Это мультимедиа-платы, мультимедиа-комплексы, и, наконец, мультимедиацентры.
Третье значение мультимедиа – это «мультимедиа-продукт» – продукт, составленный из данных всевозможных типов, да еще такой, в котором можно сориентироваться: каталог, энциклопедия. Чаще всего такой продукт ассоциируется с CD-ROM и DVD-ROM. В этом случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать подобные носители и предоставлять информацию пользователям через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие.
Слайд 5Понятие мультимедиа
современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе
текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию);
сумма технологий, позволяющих
компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь;
взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении;
интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу с неподвижными изображениями, звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами;
информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов.
Слайд 6Понятие мультимедиа
Термин мультимедиа часто используется для обозначения носителей информации, хранящих
значительные объемы данных и обеспечивающих быстрый доступ к ним. Первыми
носителями такого типа были CD-диски.
Примерами программных систем, широко использующих средства мультимедиа, являются системы подготовки презентаций, обучающие системы, в том числе компьютерные тренажеры и виртуальные лаборатории, компьютерные энциклопедии, фоно- и видеотеки, игры.
Слайд 7Представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред
(собственно термин
происходит от англ. Multi – много, и media – среда);
Наличие
нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенной в содержании продукта информации);
Художественный дизайн интерфейса и средств навигации.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Слайд 8Области использования мультимедиа
Компьютерные системы мультимедиа находят широкое применение в науке,
образовании, искусстве, рекламе, торговле и во многих других областях человеческой
деятельности. Причем в каждой из этих областей применение мультимедиа открывает новые возможности, которые были недоступны при использовании старых технологий.
Современные компьютерные обучающие программы, как правило, создаются в технологии мультимедиа. Все большей популярностью пользуются электронные справочники, энциклопедии, художественные и музыкальные альбомы, созданные в технологии мультимедиа. Они содержат невиданные ранее объемы информации с цветными иллюстрациями, анимационными фильмами, видеороликами и музыкальным сопровождением. Например, мультимедийная музыкальная энциклопедия дает возможность послушать музыкальные произведения и одновременно увидеть выдающихся дирижеров и исполнителей.
Слайд 9Возможности мультимедиа
возможность хранения большого объема самой разной информации на одном
носителе;
возможность увеличения (детализации) на экране изображения или егонаиболее интересных
фрагментов;
возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;
возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих» слов (областей), по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
Слайд 10Возможности мультимедиа
возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего
статичному или динамичному визуальному ряду;
возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей
и т.д., функции стоп-кадра, покадрового пролистывания видеозаписи;
возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;
возможность подключения к глобальной сети Интернет;
возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией).
Слайд 11Возможности мультимедиа
возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте
информации;
возможность автоматического просмотра всего содержания продукта (слайд-шоу) или создания анимированного
и озвученного путеводителя-гида по продукту; включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
возможность свободной навигации по информации.
Слайд 12Мультимедийная продукция.
Цифровые фотоизображения, видеосюжеты, текст, трехмерную графику, анимацию, звук. Может
существовать в аналоговом и цифровом виде и быть записанной на
разных видах носителей. Как правило, она ориентирована на компьютерные носители и средства воспроизведения (CD-ROM, DVD-ROM), либо на телекоммуникационные сети и их системы.
Современный рынок предлагает различные формы мультимедийной продукции: сайты, игры, виртуальные выставки и путеводители, презентации, ролики, открытки, энциклопедии, справочники, учебники, лекции и др. В зависимости от формы, содержания и пользовательского назначения ресурса можно выделить его основные функции: развлекательную, образовательную, познавательную и др. Мультимедиа – это лишь технология, оболочка, в которую составитель вкладывает свой контент, организует подачу материала и навигацию по ресурсу.
Интерактивные мультимедиа материалы – мультимедийные материалы, порядок просмотра которых и/или характер представления управляются пользователем.
Слайд 13Мультимедийное обслуживание.
Мультимедийное обслуживание – это предоставление пользователям доступа к мультимедийной
продукции. Аудиовизуальные и мультимедийные документы должны включаться во все формы
библиотечного обслуживания, в том числе в выдачу документов на руки (абонементное обслуживание) и составление библиографических пособий. При абонементном обслуживании желательно, чтобы в зоне обслуживания находилось оборудование для воспроизведения документов, включая компьютеры или обычное оборудование для воспроизведения звуковых и видеозаписей, чтобы посетители могли произвести предварительный просмотр отобранных материалов.
Слайд 15Медиа-ресурсы библиотек
В библиотеках идет активный процесс модернизации, который выражается в
усилении технологической составляющей библиотечной деятельности. Современные библиотеки сегодня используют в
своей деятельности информационно-мультимедийные технологии, создают мультимедийную продукцию, обеспечивают пользователям доступ к источникам и носителям информации: Интернет-ресурсам, электронным базам данных, электронным журналам, нетекстовым документам(картографическим, нотным, изо-материалам, звуко- и
видеозаписям, мультимедийным изданиям). Новые медиа так прочно
и быстро входят в библиотечную жизнь, что их осмысление требует
постоянного внимания к этой теме.
Слайд 16Медиа-ресурсы библиотек
Позитивный опыт внедрения медиаресурсов в деятельность библиотек начался еще
в 2002 г. с осмысления изменившейся ситуации и осознания необходимости
ориентироваться в мире медиатехнологий, грамотно использовать их в профессиональной деятельности.
Были организованы курсы «Компьютерная азбука» и «Интернет за 20 часов», проведены семинары для школьных учителей. Семинары помогли продвижению новых библиотечных услуг, а учителя оценили неисчерпаемые возможности мультимедиа-технологий, стали стремиться использовать их в учебном процессе и тесно сотрудничать с библиотекой.
Слайд 17Медиа-ресурсы библиотек
Часто старшеклассники для подготовки к сдаче ЕГЭ обращаются к
электронным тренажерам. С этой целью в библиотеках могут создаваться обзоры:
«Экзамен с мультимедиа «на отлично», где демонстрируются электронные учебники, энциклопедии, словари, CD-ROMы для самостоятельного изучения иностранного языка и др. Кроме того, возможно создать полную базу курсов дистанционного обучения для выпускных классов по всем предметам.
Слайд 18Медиа-ресурсы библиотек
Также можно подготовить множество курсов для людей разных возрастов.
Конечно,
все это требует много времени, так как необходима предварительная подготовка
текстовой информации, фотографий, иллюстраций, звуковых комментариев (фонограммы), видеосюжетов, анимаций, но результат оправдывает все затраты.
Особенно перспективным направлением создания собственных мультимедийных презентаций, электронных изданий и других мультимедиа-продуктов является краеведение. Созданные в одной библиотеке, они могут тиражироваться, редактироваться и использоваться во всех остальных.
Слайд 19Медиа-ресурсы библиотек
Конечно, есть проблемы, как и у всех это в
первую очередь недо-статочное финансирование. Как следствие этого: пробелы в комплек-товании
фонда, недостаток оборудования, техники. Присутствует не-которая нерасторопность и неумение вести себя в условиях рынка, что
позволяет перехватывать нашу инициативу и идеи конкурентам и др.
Слайд 20Выводы
способствует улучшению имиджа библиотеки в глазах местного
сообщества, она позиционирует себя
современным учреждени-ем, идущим в ногу со временем;
повышает привлекательность библиотеки в
глазах потенциаль-ных партнеров, и создает новые возможности для взаимовыгод-ных партнерских связей;
положительно влияет на востребованность библиотечных меро-приятий, улучшает их качество, наглядность, эстетику и эффек-тивность усвоения информации,
Слайд 21Выводы
содействует самообразованию, развивает познавательные интересы читателей, продвигает чтение, стимулирует обращение
к книге, как первоисточнику;
привлекает в библиотеку новых читателей, инициативную молодежь,
помогает людям старшего поколения преодолеть недоверие к электронным изданиям;
обязывает персонал библиотек повышать свою профессиональную подготовку и компетентность, приобретать навыки работы с
современными техническими средствами;
стимулирует развитие творчества, самовыражения, воплощение идей, обмен культурными и общественными ценностями.
Слайд 22Выводы
Современный рынок предлагает различные формы мультимедий-ных продуктов: сайты, игры, виртуальные
выставки и путеводители, презентации, ролики, открытки, энциклопедии, учебники, лекции и
др. В зависимости от формы, содержания и пользовательского назна-чения ресурса можно выделить его доминирующие функции: развле-кательную, образовательную, познавательную и др.
Мультимедиа– это лишь технология, оболочка, в которую составитель вкладывает свой контент, организует подачу материала и навигацию по ресурсу.