Слайд 1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62 г.
Челябинска»
ул. Кудрявцева, д. 79, г. Челябинск, 454081, тел./факс: 8 (351)
775-93-63, e-mail: 74sosh62@gmail.соm
_______________________________________________________________
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА:
ПОНОМАРЕВА
ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА
Группа ВК: «ваш логопед»
https: //vk.com/club168990897
Слайд 2Графическое изображение
артикуляции [Ж] и [Ш]
Слайд 3Графическое изображение
артикуляции [Щ] и [Ч]
Слайд 5Рабочая поза
(поза покоя или поза кучера)
Ребёнок сидит перед зеркалом, обязательно
на стуле.
Спина касается спинки стула.
Ноги опущены, стоят перед стулом на
полу или упираются в подставку.
Руки свободно лежат на ногах.
(во время занятия не скрещиваем конечности).
Слайд 6Основной комплекс артикуляционной гимнастики.
(Желательно делать ежедневно, 1 раз в день,
перед зеркалом)
На счёт «три» быстро резко открыть рот (5-6 раз).
2.
«Помидорки – толстячки, огурцы – худышки». Надуваем, а затем втягиваем щёки (5-6 раз).
Слайд 73. «Окошечко». Открываем рот на [А], удерживаем под счёт до
10.
4. «Дудочка». Открываем рот на [О], удерживаем под счёт до
10.
5. «Трубочка». Открываем рот на [У], удерживаем под счёт до 10.
6. «Улыбка». Открываем рот на [И], удерживаем под счёт до 10.
7. «Заборчик». Ставим зубы на зубы, удерживаем под счёт до 10.
(Упр. № 3-7 выполняем 1 раз)
Слайд 88. «Часики». Рот открыт на [А], кончик языка качается то
вправо, то влево, касаясь уголков губ.
9. «Качеля». Рот открыт на
[А], широкий язычок качается, доставая то до верхней, то до нижней губы.
Слайд 910. «Блинчик»
а) «Наливаем тесто». Рот открыт на [А], круглый язык
лежит на нижней губе.
б) «Печём блинчик». Прежнюю позу удерживаем под
счёт до 10. Убираем.
в) «Едим блинчик». Рот открыт на [А], круглый язык лежит на нижней губе.Не закрывая рот, поднимаем широкий язык над верхней губой и слизываем вкусняшку вниз.
(Упр. № 10 выполняем 1 раз)
Слайд 1011. «Болтушка» или «Болтунья», или «Индюк». Рот открыт на [А],
круглый язык лежит на верхней губе. Язык, с маленькой
амплитудой, «танцует» вперёд – назад, воспроизводя [бл,бл,бл,бл] (3-4 раза).
12. «Плевалка». Проглатываем слюни. Губы сомкнуты. Язык просовываем между губами и дуем на кончик языка так, чтобы он завибрировал (3-4 раза).
Слайд 11Специальные упражнения
Для губ:
попеременно «Улыбка» – «Трубочка»;
«Хоботок». Делаем упр. «Трубочка»,
затем раздвигаем губы так, чтобы было видно зубы.
Слайд 12Специальные упражнения
Для языка:
«Чашечка» вне ротовой полости;
«Чашечка» внутри ротовой
полости.
«Чашечка» – язык широкий, тонкий → поднимаем края и
кончик языка так, чтобы в середине языка образовалось углубление→
заводим за верхние зубы так, чтобы боковые края языка упирались в верхние коренные зубы.
Слайд 13Нарушения произношения шипящих звуков
Губно – зубное произношение;
межзубное произношение;
призубное произношение;
боковое произношение;
свистящее
произношение;
носовое произношение.
Слайд 14Нарушения произношения шипящих звуков
Замены:
Ш/С, Т, Ж;
Ж/З, Д,
Ш;
Щ/СЬ, Ш, Т;
Ч/ Щ, ТЬ, С.
Слайд 15Постановка [Ш]
1. От «чашечки» (от артикуляции).
2. От [C].
3. От [Т].
4.
По подражанию (шипение змеи, шум деревьев при сильном ветре).
5. +
тактильные ощущения (тёплая широкая струя выдыхаемого воздуха).
Слайд 16Постановка других шипящих
1. [Ж] – аналогичным оброзом от [З], [Д],
[Р], а так же путём озвончения [Ш].
2. [Щ] - от
[СЬ] + механическая помощь.
Слайд 17Закрепление и автоматизация шипящих звуков
1. В прямых открытых слогах (ша,
же, що);
2. В обратных и закрытых (аш, ож, ущ;
ваш, вож,
вущ);
3. В слогах со стечением согласных (кша, дже, кщо).
Слоги → слова → словосочетания →
предложения → тексты.
Слайд 18Обратная связь через группу ВК: «Ваш логопед»
https://vk.com/club168990897
Спасибо за внимание!