Разделы презентаций


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тюмени

Содержание

В России в развитии культуры 20-го века чётко просматривается три периода творчества : первый- от начала века и до 30-х годов, второй — от 30-х годов и до распада Советского Союза

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тюмени «Детская школа искусств

«Этюд» Тема урока: Искусство XX века. Советское искусство 20-30 гг.



Выполнила:


преподаватель истории ИЗО
МАУ ДО «ДШИ «Этюд»
Чертова Наталья Владимировна


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тюмени «Детская школа искусств «Этюд»

Слайд 2В России в развитии культуры 20-го века чётко просматривается три

периода творчества : первый- от начала века и до 30-х

годов, второй — от 30-х годов и до распада Советского Союза (1991г), и третий — с 1992 года и до конца века. Первые два десятилетия явились периодом высшего расцвета русского изобразительного искусства. В это время сложился стиль модерн, который раскрепостил многих молодых художников и способствовал развитию в России новых форм и выразительных средств в творчестве изобразительного искусства. Художественная жизнь в стране стала стремительной и интересной. В результате временной открытости и влияния Западной культуры общество менялось на глазах, а вместе с ним развивались основные течения европейского искусства — кубизм, футуризм, фовизм, абстракционизм и другие. Они пришли в Россию с опозданием, поэтому русские художники сочетали их черты из разных стилей и создавали и свои, новые. На их основе стали появляться городской фольклор , народная бытовая культура. Заново открывалась иконопись . Но были и продолжатели старой традиции, реалистической живописи, даже последователи Левитана. Но не они правили бал в искусстве, а другие направления. Под влиянием Запада в начале 10-х годов возникли первые полотна беспредметного искусства, абстрактные картины , в которых не было даже изображения реального мира. Это была игра линий, цветовых пятен, а порой откровенная мазня. Например, в 1910г в Париже на выставке в «Салоне независимых» представили, как шедевр холст, размалёванный ослиным хвостом.
В России в развитии культуры 20-го века чётко просматривается три периода творчества : первый- от начала века

Слайд 3 В этот период изобразительное искусство развивалось довольно активно. Продолжало

существовать множество художественных объединений со своими манифестами, появлялись новые группировки.

Искусство находилось в поиске, поэтому было весьма разнообразным. Выделялось несколько более значительных группировок: АХРР, ОСТ, «4 искусства» и др.
В этот период изобразительное искусство развивалось довольно активно. Продолжало существовать множество художественных объединений со своими манифестами,

Слайд 4Ассоциация художников революционной России (АХРР) В это объединение входили художники, графики

и скульпторы, которых поддерживало государство. АХРР была самой многочисленной творческой

группой 1920-х годов. Существовала в 1922-1932 гг. и явилась предтечей единого Союза художников СССР. В идейном плане художники АХРРа были близки передвижникам. Павел Радимов, последний глава Товарищества передвижников, так определял задачи членов АХРР: опираясь на реализм поздних передвижников, создавать искусство «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда, понятный народным массам». Павел Радимов стал главой нового объединения. Авангард был объявлен «вредными измышлениями». Члены АХРРа В состав АХРРа вошли также уже известные живописцы, отвергавшие авангард: А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, В.К. Бялыницкий-Бируля, В.Н. Мешков, Е.И. Столица, К.Ф. Юон, В.Н. Бакшеев, М.Б. Греков, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Ф.А. Малявин, И.И. Машков, К.С. Петров-Водкин, А.А. Рылов и др.; скульпторы М.Г. Манизер, С.Д. Меркуров, Н.В. Крандиевская. Состав АХРР (позже переименован в АХР) не был постоянным, в него входило в разное время от 300 до 80 членов и экспонентов (участников выставок).
Ассоциация художников революционной России (АХРР) В это объединение входили художники, графики и скульпторы, которых поддерживало государство. АХРР

Слайд 5 Все творчество М. Б. Грекова - свидетельство поразительной целеустремленности и

цельности. У него нет иных тем и сюжетов, кроме эпизодов

героической летописи подвигов Красной Армии в гражданскую войну. Многие советские художники обращались впоследствии к тем же событиям, но отличительной чертой композиций Грекова является то, что создавал он их не по историческим источникам, не по архивным материалам и не по литературным описаниям, а на основе личных впечатлений и переживаний.
Все творчество М. Б. Грекова - свидетельство поразительной целеустремленности и цельности. У него нет иных

Слайд 6Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701

года

Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года

Слайд 7«Трубачи первой Конной армии»

«Трубачи первой Конной армии»

Слайд 8При взгляде на картину невольно приходят на память строки некогда

популярной песни: "С неба полуденного жара -не подступи. Конница Буденного раскинулась в

степи..." Цокая копытами по шляху, надвигается на зрителя шеренга белоснежных коней с бравыми музыкантами. Полковое знамя осеняет группу словно гигантским горделивым крылом. Подъехавший командир, ухарски уперев руку в бедро, кричит, подзадоривая трубачей: "А ну, давай еще! Давай сильней!" Насыщенное темно-рыжее пятно его гнедого коня усиливает сверкание белизны шерсти лошадей, на которых сидят музыканты. Этот контраст в сочетании с пламенеющим тоном воинского стяга составляет главный акцент колористической гаммы. Солнечный свет заставляет гореть расплавленным золотом медь духовых инструментов. Картина полна сияния и солнечных отблесков.
При взгляде на картину невольно приходят на память строки некогда популярной песни:

Слайд 9Это первая значительная картина Грекова. Здесь он продолжает традиции Верещагина

- избегает парадности. Художник выбирает будничную сцену - по донской

степи едет одинокий всадник, ведя вторую запасную лошадь с притороченной к седлу винтовкой. Высокий поднятый горизонт позволяет показать за конником колоссальное открытое пространство. Оно воочию свидетельствует о немалом пути, проделанном героем. Опасности же, подстерегающие его на этом пути, эмоционально дают себя как бы ощутить в цвете добела раскаленного неба и знойного марева, затянувшего дали. Свое напряжение в колорит вносят и короткие тени, падающие на дорогу резкими пятнами. Художник изображает момент, когда конник смог наконец прикрепить к папахе красную ленточку, символизирующую дело, за которое он будет бороться. Бедная одежда и отсутствие казачьих лампасов, бедная винтовка вместо кавалерийского карабина говорят за себя достаточно красноречиво. Это селянин, казак из станицы. Его бросающаяся в глаза сутуловатость связана с многолетним крестьянским трудом за плугом или сохою. Он уходит к своим единомышленникам, отстаивающим свободу и счастье народа.
Это первая значительная картина Грекова. Здесь он продолжает традиции Верещагина - избегает парадности. Художник выбирает будничную сцену

Слайд 10Кузьма Петров-Водкин вышел из семьи волжского грузчика и учился в

Московском Училище. Еще во время обучения был в Германии, занимался

в мастерской Антона Ашбе. Завершив художественное образование в 1905 году у В.А.Серова, он еще раз ездил за границу, чтобы набраться впечатлений - в этот раз он охватил длинный маршрут - Турция, Греция, Италия, Северная Африка, Франция и Пиренеи. Известность пришла к нему после возвращения в Россию и написания картины "Купание красного коня", которую он написал в духе древнерусской живописи.
Кузьма Петров-Водкин вышел из семьи волжского грузчика и учился в Московском Училище. Еще во время обучения был

Слайд 11Этот несложный жанровый сюжет заставил вспомнить древнерусскую живопись. Красный, а

значит красивый (как на старинной иконе Георгия Победоносца) конь горделиво

вступает в изумрудно-зеленую воду, и в сопоставлении с "огнедышащим" цветом его корпуса холодные тона водоема вызывают в зрителе особое чувство внутреннего освежения. Гибкое и в то же время хрупкое золотистое тело то ли юноши, то ли "отрока" вытянутых, как и у Дионисия, пропорций воспринимается символом молодости еще лишь только заявляющего о себе нового мира. У холста "Купание красного коня" современники вспоминали поэтический образ блоковской "степной кобылицы", так же связывавшийся в ту пору с предчувствием близких великих перемен, уже ожидавших Россию. (Именно для того, чтобы показать, что речь идет о Руси, художник обратился в своей картине к традициям древнерусской иконописи).
Этот несложный жанровый сюжет заставил вспомнить древнерусскую живопись. Красный, а значит красивый (как на старинной иконе Георгия

Слайд 12«Смерть комиссара»

«Смерть комиссара»

Слайд 13«Петроградская мадонна» На балконе дома изображена работница с ребенком в руках.

Социальная тема осмысливается здесь через традиционный образ мадонны. Но художник

стремится дать в картине приметы современности. Этому служит и красный платок на плече женщины, и детально написанный фон - улица революционного Петрограда, окна домов с разбитыми стеклами, группы людей, обсуждающие расклеенные на стенах первые декреты. И хотя в картине остается много условного и облик молодой матери с иконописным лицом еще близок типу средневековой мадонны, в этом произведении ощутима живая причастность к современности, стремление к ее философско-поэтическому постижению.
«Петроградская мадонна» На балконе дома изображена работница с ребенком в руках. Социальная тема осмысливается здесь через традиционный

Слайд 14«В детской» и «Дочь рыбака»

«В детской» и «Дочь рыбака»

Слайд 15«Новоселье (Рабочий Петроград)»

«Новоселье (Рабочий Петроград)»

Слайд 16«Портрет Анны Ахматовой» и портрет В.И. Ленина

«Портрет Анны Ахматовой» и портрет В.И. Ленина

Слайд 17«Утренний натюрморт» и «Черемуха в стакане»

«Утренний натюрморт» и «Черемуха в стакане»

Слайд 18«Тревога» и «Весна»

«Тревога» и «Весна»

Слайд 19С руками воздетыми в вечном молении предстает Богородица в картине.

Огненно-алый цвет ее одежд пульсирует как биение сердца, звучит как

набат, возвещающий о беде, сошедшей на землю. В сине-голубом очерке светлого нимба Богородицы возникают видения Ее земной жизни. Слева, как напоминание о Ее великом предназначении – Она Сама с Младенцем Христом на руках, по другую сторону – Спаситель, распятый на кресте, как отзвук Ее великих страданий – Матери Сына Божьего. Богородица изображена оплечно, крупным планом, Лик Ее нежен и ясен, в нем какая-то особенная простота и открытость. Образ, созданный художником, величав и лиричен одновременно. Это образ преблагой утешительницы, «теплой заступницы мира холодного». Небольшое по размерам полотно воспринимается как крупное, монументальное произведение. Трепетный и возвышенный образ Богородицы, созданный мастером, по глубине воздействия — один из самых сильных в творчестве Петрова-Водкина.
С руками воздетыми в вечном молении предстает Богородица в картине. Огненно-алый цвет ее одежд пульсирует как биение

Слайд 20Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его отец

был рабочим железной дороги, и будущий художник рос в атмосфере

простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда были дорогими, и он с детства привык работать карандашом.
Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его отец был рабочим железной дороги, и будущий художник

Слайд 21После Февральской революции занятия прекратились, и художнику пришлось сменить много

специальностей. Он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в

театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране — Вхутемас. В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. В этот период он создал сотни рисунков, часть из них в будущем стала основой больших живописных произведений. В мастерских Вхутемаса Дейнека познакомился с поэтом Владимиром Маяковским, и его стихи не раз вдохновляли художника. В 1928 году он создал знаменитую картину «Оборона Петрограда» — одно из его любимых полотен. Масштабное произведение Дейнека написал всего за неделю.
После Февральской революции занятия прекратились, и художнику пришлось сменить много специальностей. Он был учителем в женской гимназии,

Слайд 22 Произведение «Оборона Петрограда» представляет собой один из символов советской

живописи и является авторским повторением одноименной картины, выполненной А. А.

Дейнекой (1869-1969) в 1928 и посвященной событиям Гражданской войны 1919, в ходе которых Рабоче-крестьянская Красная армия сражалась с белыми войсками - противниками советского режима. По задумке художника, две процессии солдат и добровольцев, шествующие в противоположных направлениях в верхнем и нижнем «регистрах» композиции, означают соответственно возвращение раненых (вверху) и бодрое выступление новых воинов, готовых принять боевое крещение (внизу).
Произведение «Оборона Петрограда» представляет собой один из символов советской живописи и

Слайд 23«Эстафета» и «Раздолье»

«Эстафета» и «Раздолье»

Слайд 24Живописец изображал своих героев с монументальным пафосом — юными, энергичными

и здоровыми, полными жизни и оптимизма. Передавая физическую красоту персонажей,

Дейнека подчеркивал их силу духа. В стремлении воплотить образ человека будущего он ориентировался на античные идеалы атлетической красоты.
Живописец изображал своих героев с монументальным пафосом — юными, энергичными и здоровыми, полными жизни и оптимизма. Передавая

Слайд 25Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки

уступил место военной теме. Художник создал серию пейзажей Москвы, а

после посещения разрушенного Севастополя в 1942 году написал батальное полотно «Оборона Севастополя.
Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. Художник создал серию

Слайд 26Имя легендарного художника Александра Герасимова, жившего и творившего во времена,

когда в искусстве господствовал социалистический реализм, и по сей день

вызывает жаркие споры и среди критиков, и среди искусствоведов. Многие считают его придворным художником, писавшим в угоду правительству, в чем есть весомая доля правды. Но есть факты, с которыми не поспоришь... Импрессионист по своей сути, Герасимов всю жизнь оставался тонким живописцем, превосходно писавшим натюрморты, цветы, лирические этюды, а также картины в стиле «ню».
Имя легендарного художника Александра Герасимова, жившего и творившего во времена, когда в искусстве господствовал социалистический реализм, и

Слайд 27«В.И. Ленин на трибуне»
В 1925 Герасимов «включается в революционную живопись»

и пишет знаменитый посмертный портрет вождя «Ленин на трибуне». И

нужно ли говорить, какой фурор в те годы произвело оно на народ, потерявший своего поводыря. Слава портретиста тут же закрепилась за художником. Хотя начинал свой творческий путь Герасимов с натюрмортных и пейзажных этюдов. И нужно заметить, что художник имел превосходный дар легко воспроизводить портретное сходство, при том не прописывая образы до мельчайших подробностей. Широкими импрессионистскими мазками он словно лепил их на своих полотнах, добиваясь потрясающей узнаваемости.
«В.И. Ленин на трибуне»В 1925 Герасимов «включается в революционную живопись» и пишет знаменитый посмертный портрет вождя «Ленин

Слайд 28Портрет И.В. Сталина
Затем последовали портреты Иосифа Виссарионовича по фото, позже

- с натуры, а со временем художник создал "канонический облик

Сталина". Писал он также и портреты первых лиц государства. И за все заслуги был щедро обласкан властью. Его политические произведения широко тиражировались, принося художнику гонорары. И по тем временам Герасимов был весьма обеспеченным человеком. И именно он стал первым президентом созданной в 1947 году Академии художеств СССР.
Портрет И.В. СталинаЗатем последовали портреты Иосифа Виссарионовича по фото, позже - с натуры, а со временем художник

Слайд 29«И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле»

«И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле»

Слайд 30«Семейный портрет»

«Семейный портрет»

Слайд 31«После дождя. Мокрая терраса» и «Розы»

«После дождя. Мокрая терраса» и «Розы»

Слайд 32 Довольно много работ из художественного наследия Александра Герасимова (около 3

000) вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства. И теперь

они хранятся в музеях и картинных галереях бывшего Союза, а также в частных собраниях коллекционеров. Натюрморт. Полевой букет
Довольно много работ из художественного наследия Александра Герасимова (около 3 000) вошли в золотой фонд русского

Слайд 33Борис Владимирович Иогансон получил художественное образование в Московском училище живописи,

ваяния и зодчества, где занимался у А. Е. Архипова, Н.

А. Касаткина, С. В. Малютина, К. А. Коровина. Последний оказал на него особенно сильное влияние. В 1922 году Иогансон вступает в АХРР и вскоре создает ряд картин, которые ставят его в первые ряды мастеров молодого советского изобразительного искусства. Одно из ранних полотен Иогансона - "Рабфак идет" ("Вузовцы", 1928).
Борис Владимирович Иогансон получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у А.

Слайд 34«Рабфак идет»

«Рабфак идет»

Слайд 35«Допрос коммунистов»

«Допрос коммунистов»

Слайд 36Михаил Васильевич Нестеров (6 (19) мая 1862, Уфа – 18

октября 1942, Москва) – русский и советский художник, иконописец, портретист,

участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). По легенде, в конце жизни Нестеров отказался писать портрет Сталина, хотя вождь дважды предлагал ему эту работу. Нестеров ответил: «Ваше лицо мне все меньше и меньше нравится».
Михаил Васильевич Нестеров (6 (19) мая 1862, Уфа – 18 октября 1942, Москва) – русский и советский

Слайд 37«Видение отроку Варфоломею»

«Видение отроку Варфоломею»

Слайд 38«Портрет академика Павлова»

«Портрет академика Павлова»

Слайд 39«Портрет Л.Н.Толстого»

«Портрет Л.Н.Толстого»

Слайд 40«Портреты Сергия Радонежского»

«Портреты Сергия Радонежского»

Слайд 41Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Ему по душе была скульптура

"Рабочий и колхозница", созданная Мухиной для советского павильона на Всемирной

выставке в Париже в 1937 году. Его привлекали монументальность пластики, высокая содержательность образа, выражающая романтическую устремленность страны в будущее. Нестеров познакомился с Мухиной и загорелся желанием написать ее портрет: "Она интересна, умна. Внешне имеет "свое лицо", совершенно законченное, русское... Руки чешутся написать ее, она согласна". Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет! Такой-то ты мне и нужна". Портрет строится на контрасте статики и динамики. Внешне статична крупная фигура женщины, скупы ее профессиональные жесты, спокойно и строго лицо.
Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Ему по душе была скульптура

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика