Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение общеразвивающего вида
детский сад
№ 33
«Роль игры в развитии музыкально – художественной деятельности при
освоении образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
Разработала:
Фирсова Елена Борисовна,
музыкальный руководитель
МБДОУ № 33
Томск 2014
Слайд 2ФГОС в музыкальном образовании ДОУ
С 1 января 2014 года
вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
№ 1155.
Слайд 3
Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ?
Первое, что следует отметить, познакомившись
с ФГОС дошкольного образования - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Слайд 4
Образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия
и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, то
есть, становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Слайд 5
Задачи музыкального воспитания
в различных образовательных областях.
"Социально-коммуникативное развитие»
Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках.
«Познавательное развитие"
Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Расширение кругозора детей в области музыки.
«Речевое развитие»
Развитии звуковой и интонационной культуры речи.
«Физическое развитие»
Развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Слайд 6
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка расширяется !!!
Это задачи,
связанные с:
вхождением ребёнка в мир музыки, с задачами развития музыкальной
эрудиции и культуры дошкольников;
формированием ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам;
развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам;
формированием звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.
Слайд 7 Музыка выступает как один из
возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и
природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Слайд 8 Кроме этого, в стандарте достаточно
бережно и внимательно учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 9
Социально- реабилитационная деятельность — сравнительно
новая, развивающаяся и перспективная область профессиональной деятельности, возникшая как одно
из направлений в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная ее задача — обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация. В разных странах мира в настоящее время все более активно применяется психотерапия искусством, которая, согласно международной классификации, представлена четырьмя направлениями: арт - терапией (психотерапия посредством изобразительного творчества), танцевально- двигательной терапией (психотерапия посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапия посредством звуков и музыки), драматерапией (психотерапия посредством сценической игры).
Слайд 10
Роль игры в развитии музыкально –
художественной деятельности при
освоении
образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
При освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», а также в свободное время дети устраивают игры с пением, слушают музыку, музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Поэтому, одним из важнейших средств развития музыкально – художественной деятельности детей являются музыкальные игры. Они объединяют все виды музыкально – художественной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Слайд 11Цель
В доступной, очень привлекательной игровой
форме развивать у детей музыкальные способности, помогать им разобраться в
соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных при освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Слайд 12Задачи
развивать способность эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыки;
развивать интерес к
музыкально - художественной деятельности;
комплексно развивать музыкальность ребенка, его основных музыкальных
способностей;
развивать творческие способности.
Слайд 13Этапы
первоначальная ориентировка детей в способах самостоятельных действий в условиях знакомства
с музыкальной игрой во время музыкально – художественной деятельности (подготовительные
игры, например, «Знакомство»);
овладение детьми способами самостоятельных действий под непосредственным наблюдением педагога при знакомстве с музыкальной игрой;
использование детьми музыкальных игр по их инициативе и без помощи педагога в самостоятельной игровой деятельности.
Слайд 14Виды музыкальных действий
Свободное движение . Формирует легкость вступления в контакт;
развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве, не сталкиваясь
с другими участниками; «будит тело».
Движения с музыкальным сопровождением. Положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку.
Танцы – игры. Вырабатывают навыки взаимодействия с партнерами, ритмичного и координированного движения, умения двигаться по кругу вместе и по одному, начинать и заканчивать движение со звучанием музыки, двигаться в соответствии с музыкальным темпом, выполнять несложные движения рук и ног, приседания, подскоки, шаги, пластически имитировать различные образы; умение переходить от состояния возбуждения к расслаблению (и обратно).
Коммуникативные, ритмические игры и игры по правила.
Слайд 15Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам
Коммуникативные игры. Выполняют задачу
развития у детей дошкольного возраста преимущественно невербальных средств общения и
связаны, прежде всего, с выработкой позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, с желанием и стремлением общаться.
Ритмические игры. Выполняют как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия.
Игры по правилам. Направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры.
Слайд 16Заключение
Ближе знакомясь с
этой темой, понимаешь, насколько важно нам, как педагогам, музыкальным руководителям
быть грамотными и, главное, очень творческими людьми.
Игра в любом своем проявлении способна стать уникальным средством положительного воздействия на наших воспитанников (здоровых физически и, тем более, на детей с особенностями развития).
Поэтому, изучение и погружение в эту тему должно стать приоритетным направлением в работе каждого музыкального руководителя.