Слайд 1Нетрадиционные методы отбора персонала
Выполнила ст. гр. Биб-3601-01-00
Мячина Д.И.
Слайд 2Содержание
Понятие отбора персонала
Основная цель
Нетрадиционные методы отбора персонала
Метод стрессового интервью
Brainteaser-интервью
Метод подбора
на основе физиогномики
Соционика
Графология
Гороскоп
Отбор по имени соискателя
дактилоскопия
Слайд 3Понятие отбора персонала
Отбор персонала – это часть процесса найма персонала,
связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность
среди общего числа людей, претендующих на данную должность. (Кибанов А.Я.)
Слайд 4Основная цель
Основная цель состоит в отсеивании кандидатов, не обладающих минимальным
набором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности.
Естественно, что этот
минимальный набор является различным для разных специальностей и организаций.
Слайд 5нетрадиционным методы отбора персонала
все больше работодателей, желающих приобрести для своей
компании действительно «стоящие» кадры, сегодня прибегают к нетрадиционным методы отбора
персонала.
Человек, который отправляется на собеседование, может даже не представлять, что его там ожидает. Традиционные способы интервью в некоторых компаниях уступают место нестандартным психологическим методам отбора персонала.
Слайд 6Метод стрессового интервью
Метод стрессового интервью ещё его иногда называют шоковым, что
в большей степени отражает сущность подхода.
Цель стрессового интервью —
определить стрессоустойчивость кандидата. Соответственно необходимость его использования может быть оправдана при подборе работников на определенные вакансии: кассиры, операционисты в банках, пожарные, сотрудники милиции, и даже специалисты по персоналу (наша профессия и опасна, и трудна ничуть не в меньшей степени, чем труд работников милиции).
Слайд 7Для выявления стрессоустойчивости кандидата для него создают стрессовые условия и
наблюдают, как он будет на них реагировать. Стандартный сценарий стрессового интервью
предполагает:
опоздание на собеседование представителя работодателя на время от получаса и более;
выказывание невнимания к заслугам, степеням, званиям, образованию соискателя: «Ну, и что, что Вы из МГУ, у нас оттуда даже
уборщица»;
потерю резюме кандидата;
создание неудобных условий:
подпиленная ножка стула, слишком
высокий стул, яркий свет в глаза;
задавание неприличных вопросов:
«А почему ВЫ в свои 27 лет еще
не замужем, мужчин боитесь?»
Слайд 9Brainteaser-интервью
Суть метода в том, что кандидатам необходимо дать ответ на
замысловатый вопрос или решить логическую задачу.
Цель такого нестандартного метода
— проверить аналитическое мышление и творческие способности соискателя. Соответственно целевая аудитория для использования Brainteaser-интервью — работники умственного труда и креативщики.
Слайд 10Вопросы Brainteaser-интервью можно разделить
на несколько групп:
небольшие логические задачи с
четко заданными ответами
задачи, у которых нет четко заданного ответа
упражнения,
в которых требуется показать оригинальность мышления
Слайд 11Метод подбора на основе физиогномики
Физиогномика — метод определения типа личности
человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа
внешних черт лица и его выражения.
Физиогномика не должна быть единственным методом при отборе кандидата, она подходит скорее
как вспомогательный метод,
позволяющий подкрепить выводы
традиционной технологии
интервьюирования.
Слайд 12Соционика
Соционика — наука, изучающая процесс переработки информации из окружающего мира психикой
человека.
Согласно соционической концепции психика людей может быть представлена в виде
16 возможных вариантов восприятия и обработки информации, что соответствует определенному типу информационного метаболизма (сокращенно ТИМ) или социотипу.
Слайд 13Для более наглядного изображения функции психики были введены символьные изображения,
сложив которые в разных сочетаниях, можно представить своеобразные информационные модели.
Всего таких сочетаний 16, и каждому из них соответствует свой ТИМ.
Слайд 15эффективность использования соционики в подборе персонала гарантированно составляет не более
80%. Безусловно, соционическое типирование не должно стать основным при подборе
кадров, а использоваться в совокупности с различными традиционными методами.
Слайд 16Графология
Графология – наука, изучающая связь почерка с характером человека, его
способностями и эмоциональным состоянием.
Исследований, на 100% доказывающих связь почерка
человека с чертами его личности, не существует, хотя определенная зависимость здесь, конечно, наблюдается.
В нашей стране графология распространена
слабо - скорее всего, из-за трудности
интерпретации результатов, а может быть,
потому что по этому направлению у нас
пока нет специальных обучающих
программ.
Слайд 17гороскоп
Гороскоп — упорядоченное отображение взаимного расположения планет на звёздном небе
в определенный промежуток времени по знакам зодиака.
Сейчас престиж гороскопов
в бизнесе стал падать, но приверженцы этого метода отбора персонала по-прежнему есть, и они стараются соотносить свои решения с тем, что звезды скажут.
Слайд 18отбор по имени соискателя
метод отбора по имени, а также по
сочетанию имени, фамилии и отчества кандидата на должность.
Базируется метод
на давно известной фразе капитана Врунгеля: "Как корабль назовете, так он у вас и поплывет". Пропагандистом этого метода в массах является Борис Хигир, который провел исследование на тему "Какое имя больше подходит к той или иной профессии".
Однако практических и научных подтверждений эффективности этого метода пока нет, что обусловливает редкость использования данного метода в практике подбора персонала.
Слайд 19дактилоскопия
Дактилоскопия - способ идентификации человека по отпечаткам пальцев.
Метод этот не нов.
с трудом представляется пока процедура взятия отпечатков пальцев у соискателей.
Но когда отпечатки станут
неотъемлемой частью паспорта
российского гражданина, а
описательная часть метода - более
полной, соответствующий метод
подбора персонала станет одним из
самых надежных.
Слайд 20среди рассмотренных методов нет ни одного, который гарантировал бы стопроцентное
"попадание" при выборе кандидата. Однако нет такой точности и у
общепринятых технологий подбора.
Возможно, именно этим и объясняется растущая популярность рассмотренных нетрадиционных методов, а если нет одного-единственного верного способа, то, может, стоит попробовать все - а вдруг получится?
Слайд 21Список литературы
«Управление персоналом организации» [Учебник] / Под ред. А.Я. Кибанова.
- М.: ИНФРА-М, 2006. - 638 с.
[Электронный ресурс]/ HR-Portal; ред.
Денисова А. – Режим доступа: https://hr-portal.ru,свободный. (Дата обращения 21.03.2019г.)