Разделы презентаций


Служебные части речи

Содержание

Особенности служебных частей речиНЕ называют предметов, признаков, действий, состояний. НЕ имеют номинативного значения.2. НЕ имеют морфологических категорий.3. НЕ являются самостоятельными членами предложения.Они выражают отношения между словами или предложениями, передают грамматические значения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Служебные части речи

Служебные части речи

Слайд 2Особенности служебных частей речи
НЕ называют предметов, признаков, действий, состояний. НЕ

имеют номинативного значения.
2. НЕ имеют морфологических категорий.

3. НЕ являются самостоятельными

членами предложения.



Они выражают отношения между словами или предложениями, передают грамматические значения или уточняют их.

Особенности служебных частей речиНЕ называют предметов, признаков, действий, состояний. НЕ имеют номинативного значения.2. НЕ имеют морфологических категорий.3.

Слайд 3Классификация служебных частей речи

Критерий – функциональная общность.

Классификация служебных частей речи Критерий – функциональная общность.

Слайд 4Частицы

Это служебные слова, которые выражают смысловые

и модально-экспрессивные оттенки предложений и слов и участвуют в образовании

форм слова.
Частицы    Это служебные слова, которые выражают смысловые и модально-экспрессивные оттенки предложений и слов и

Слайд 5Классификация частиц

По функции.
По значению.
По образованию (происхождению).
По связи с другими языковыми

единицами (к чему относится частица).

Классификация частицПо функции.По значению.По образованию (происхождению).По связи с другими языковыми единицами (к чему относится частица).

Слайд 6Классификация частиц по функции
В зависимости от

того, для чего употребляются частицы, принято выделять следующие разряды частиц:
Смысловые

частицы – выражают различные оттенки значения.
Эмоционально-экспрессивные частицы - выражают чувства и эмоции.
Модальные частицы - характеризуют отношение высказывания к действительности.
Формообразующие частицы – участвуют в образовании форм слова.


Классификация частиц по функции    В зависимости от того, для чего употребляются частицы, принято выделять

Слайд 7Смысловые частицы. Разряды по значению
1. Указательные:

вот, вон, это, оно.
Вот мельница. Вон моя деревня. Оно,

конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
2. Определительные – уточняют смысл слова или выражения: как раз, почти, приблизительно, точно, прямо, чуть ли не, чуть не.
А тут как раз отец вернулся. Это случилось приблизительно здесь.
3. Выделительно-ограничительные – выделяют предмет, признак, подчеркивают их исключительность, ограниченность: даже, ну, лишь, только, решительно.
Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою.
Усилительные (ни, ведь, же, и) - усиливают значимость предмета, признака, действия.
Не хочу и доброй ночи пожелать тебе. Ни я, ни ты этого не сделают.


Смысловые частицы.  Разряды по значению    1. Указательные:  вот, вон, это, оно.Вот мельница.

Слайд 8Эмоционально-экспрессивные частицы. Разряды по значению

Эмоционально-экспрессивные частицы

могут придавать речи определенную стилистическую окрашенность, выражать определенную экспрессию:

1. Выражение

сильных чувств – часто в восклицательных предложениях - ведь, как, что за (разг.). (восклицательные частицы)

Как не любить мне эту землю! Что за прелесть эти сказки!

2. Придание речи торжественности: о (частицы книжной речи).

О Волга, колыбель моя! О времена, о нравы!

3. Придание речи разговорной окрашенности: то-то, ну и (частицы разговорной речи).

То-то, я смотрю, ты пригорюнилась. Ну и пусть себе уходит.

Эмоционально-экспрессивные частицы. Разряды по значению    Эмоционально-экспрессивные частицы могут придавать речи определенную стилистическую окрашенность, выражать

Слайд 9Модальные частицы. Разряды по значению
Модальные частицы

могут выражать отношение сообщаемых фактов к действительности, точку зрения автора

на сообщаемые факты.
1. Утвердительные частицы: да, еще бы, точно.
Да, я обязательно приду.
2. Отрицательные частицы: не, вовсе не, нет, ни (при пропуске отрицательной частицы).
Не ветер гуляет над бором. Ни жилья, ни темной хаты.
3. Вопросительные частицы: разве, неужели, а, ли, да.
Знал ли кто об этом? Неужели ничего нельзя сделать?
4. Частицы для передачи и оценки чужой речи: дескать, якобы, мол.
Он, дескать, все знает.
5. Частицы, выражающие отношение к явлениям действительности: едва ли, как будто.
Едва ли это будет возможно. Он как будто расстроился.

Модальные частицы.  Разряды по значению    Модальные частицы могут выражать отношение сообщаемых фактов к

Слайд 10Формообразующие частицы. Разряды по значению
При выделении

семантических разрядов формообразующих частиц учитывается, какие формы каких частей речи

они помогают образовать. Различают такие формообразующие частицы:
образующие форму глагола сослагательного наклонения : бы, б.
Я волком бы выгрыз бюрократизм.
2) образующие форму глагола повелительного наклонения: пусть, пускай, да.
Пусть всегда будет солнце.
3) образующие формы сравнительной и превосходной степеней сравнения имен прилагательных: более, менее, самый, всех, всего.
Самые главные слова на земле – мама и мир.

Формообразующие частицы.  Разряды по значению    При выделении семантических разрядов формообразующих частиц учитывается, какие

Слайд 11Классификация частиц по образованию (происхождению)
1. Первообразные (непроизводные):
бишь

(прост.), бы, вишь (прост.), де (разг.), дескать (разг.), же, ин

(прост.), ишь (разг.), -ка (разг.), не, небось (прост.), нет, неужели, нехай (прост.), ни, ну-с, -то, уж, чай (прост.).
2. Непервообразные (производные) – образованы от других частей речи:
глаголов: давай, дай, бывало;
местоимений: что за, вот тебе и, то-то;
наречий и прилагательных: точно, прямо, чуть, ровно;
имен существительных: страсть как;

союзов: и, да.

Классификация частиц по образованию (происхождению)   1. Первообразные (непроизводные):бишь (прост.), бы, вишь (прост.), де (разг.), дескать

Слайд 12Классификация частиц по связи с другими языковыми единицами

Частица может быть связана:
С отдельным словом:
Я

не люблю иронии твоей.
Не я увижу твой чудный образ.
2. С целым предложением:
Разве вы сможете забыть это лето?
3. Частица может употребляться в роли самостоятельного предложения:
Да. Нет.

Классификация частиц по связи  с другими языковыми единицами   Частица может быть связана:С отдельным словом:

Слайд 13Омонимия частиц
Одна и та же частица может

быть употреблена в разных функциях:
Да: Вы должны это сделать. –

Да? – вопросительная частица.
Да здравствует наша дружба! – формообразующая.
Ну: И новые друзья ну обниматься. – модальная.
Ну ты и фрукт! – эмоционально-экспрессивная.

Омонимия частиц   Одна и та же частица может быть употреблена в разных функциях:Да: Вы должны

Слайд 14Словообразовательные частицы ?????
Некоторые лингвисты выделяют разряд словообразовательных

частиц: -то, -либо, -нибудь,

кое-.

Однако это не отдельные слова, а части слова. И поэтому их вернее считать постфиксами, приставками с особым написанием.

Словообразовательные частицы ?????    Некоторые лингвисты выделяют разряд словообразовательных частиц: -то, -либо,

Слайд 15анализ частиц



1.По функции (смысловые, эмоционально-экспрессивные, модальные, формообразующие).
2. По значению (для

каждого разряда отдельно):
- смысловые: указательные (вот, вон, это, оно),

определительные (как раз, почти, приблизительно, точно, прямо, чуть ли не, чуть не), выделительно-ограничительные (даже, ну, и, лишь, только, решительно), усилительные (ни, ведь, же, и);
- эмоционально-экспрессивные: восклицательные (ведь, как, что за), придающие торжественность (о), придающие разговорную окрашенность (то-то, ну и);
- модальные: утвердительные (да, еще бы, точно), отрицательные (не, вовсе не, нет, ни), вопросительные (разве, неужели, а, ли, да), для передачи и оценки чужой речи (дескать, якобы, мол), выражающие отношение к явлениям действительности (едва ли, как будто);
- формообразующие: образующие форму глагола сослагательного наклонения (бы, б), повелительного наклонения (пусть, пускай, да), образующие формы сравнительной и превосходной степеней сравнения имен прилагательных (более, менее, самый, всех, всего).
3.По образованию (происхождению):
- непроизводные,
- производные: от глаголов (давай, дай, бывало), от местоимений (что за, вот тебе и, то-то), от наречий и прилагательных (точно, прямо, чуть, ровно), от имен существительных (страсть как), от союзов (и, да).
4.По связи с другими языковыми единицами: относится к слову, к предложению в целом, употребляется в роли самостоятельного предложения.
анализ частиц1.По функции (смысловые, эмоционально-экспрессивные, модальные, формообразующие).2. По значению (для каждого разряда отдельно): - смысловые: указательные (вот,

Слайд 16Задание. Найдите в предложениях частицы и проанализируйте их как части

речи .
-Вот – смотрите, - говорил он, подняв руки свои

к лицу Самгина, показывая ему семь пальцев. –Семь нот, только семь, да? Но – что же сделали из них Бетховен, Моцарт, Бах? (М.Горький)
2 Там как будто кошка играла бумагой.
Много ли нужно для счастья! (Пришвин)
Я просто знаю, что в одинаковых условиях храбрые гибнут реже, чем трусы (Симонов)
Какую бы картину ни писал тот или иной товарищ Репина, Репин был его верным союзником. (К.Чуковский)
- Вот штука-то, Роман Василич, - сказал я, - кирпич-то вроде как живой, ведь скачет! (Пришвин)

Задание. Найдите в предложениях частицы и проанализируйте их как части речи .-Вот – смотрите, - говорил он,

Слайд 17Проверьте себя:

Ли (много ли) – по функции – модальная, по

семантике – вопросительная, по образованию – непроизводная, относится к одному

слову -наречию.
Просто (знаю) – по функции –смысловая, по значению – определительная, по образованию – производная от наречия, относится к одному слову – глаголу-сказуемому.
Бы (писал бы) - по функции – формообразующая, по семантике – образующая форму сослагательного наклонения глагола, по образованию – непроизводная, относится к одному слову – глаголу -сказуемому.
Ни (писал) - по функции – смысловая, по семантике – усилительная, по образованию – непроизводная, относится к одному слову - глаголу -сказуемому..
-То (штука-то, кирпич-то) - по функции – эмоционально-экспрессивная, по семантике – придающая разговорную окрашенность , по образованию – производная от местоимения, относится к одному слову –существительному.
Вроде (живой) – по функции –модальная, по значению – выражающая отношение к явлениям действительности (сомнение), по образованию – производная от предлога, относится к одному слову – прилагательному-сказуемому.
Ведь (скачет) – по функции –смысловая, по семантике – усилительная, по образованию – непроизводная, относится к одному слову - глаголу -сказуемому.

Проверьте себя: Ли (много ли) – по функции – модальная, по семантике – вопросительная, по образованию –

Слайд 18Омонимия частиц и слов других частей речи












Определите, какой частью речи

является каждое из выделенных слов. Докажите.
Я тебе и руки не

подам.
Мороз и солнце. День чудесный.
Он смотрел на все в жизни просто.
Я просто хотел узнать о вас больше.
В трудной ситуации он повел себя решительно.
Я решительно не знаю, что делать дальше.
Как не любить мне эту землю!
Все знали, как решить поставленную задачу.
Хотя мы впервые увидели вас в лицо, но мы тотчас вас узнали.
Но вы, к моей несчастной доле хоть каплю жалости храня, вы не оставите меня.
Страсть как люблю мороженое!
Удел женщины – владычествовать, удел мужчины – царить, потому что владычествует страсть, а правит ум. (Иммануил Кант)




Омонимия частиц и слов других частей речиОпределите, какой частью речи является каждое из выделенных слов. Докажите.Я тебе

Слайд 19Частицы Не и НИ. Их значение.


Частица НЕ – отрицательная. Но

она может использоваться в русском языке не только для отрицания.


Основные случаи использования частицы НЕ:
Для отрицания. Лукерья не жаловалась и не напрашивалась на участие.
Для утверждения - при двойном употреблении. Мальчишка не мог не рассказать обо всем брату.
В риторическом вопросе. О чем только не говорят охотники у ночного костра!
В сочетаниях далеко не, чуть ли не, отнюдь не, вовсе не и др. Она была далеко не красавица.
В отрицательных местоимениях и местоименных наречиях – под ударением. Не у кого спросить, нечего делать, негде жить, некогда отдыхать.
В устойчивых сочетаниях не кто иной (другой), как…; не что иное (другое), как: Это был не кто иной, как мой старый приятель.


Частицы Не и НИ. Их значение.    Частица НЕ – отрицательная. Но она может использоваться

Слайд 20

Частица НИ – усилительная.
Основные случаи использования частицы НИ:
Для усиления отрицания.

Он не умел ни читать, ни писать (частица приобретает значение

повторяющегося сочинительного союза).
Для усиления утверждения – обычно в составе придаточного предложения. Когда бы он ни приходил сюда, ему всегда были рады.
В отрицательных местоимениях и местоименных наречиях – без ударения. Ни у кого не спрашивать, ничего не делать, нигде не учиться, никогда не отдыхать, ни с кем не разговаривать.
В устойчивых оборотах: как ни в чем не бывало, во что бы то ни стало, ни жив ни мертв, ни рыба ни мясо и др.



Частица НИ – усилительная.Основные случаи использования частицы НИ:Для усиления отрицания. Он не умел ни читать, ни писать

Слайд 21Задание. Вставьте вместо точек частицу НЕ или НИ.
Н___ с кем

разговаривать, н___ за что не соглашаться.
Как бы он н___

стремился к своей цели, она оставалась так же далека.
Где только мы н___ побывали в каникулы!
Он н___ на что не обижается.
О чем только они н___ говорили после встречи!
Сколько бы он н___ получал писем, на все находил время ответить.
Здесь н___ на кого смотреть.
Н___ в одной стране нет такого народа!
О чем только н___ мечтали выпускники! Равнодушный человек не мог бы так спеть, каким бы он н___ обладал голосом.
Кого только н___ видели эти стены!
Я н___ разу не отступал от своей системы.
Кто бы к нему н___ обращался, всякий получал дельный совет.
Широта его интересов не могла н___ изумлять меня.
Парень н__ раз говорил мне о тебе.
Н___ с кем не могу здесь разговаривать.

Задание. Вставьте вместо точек частицу НЕ или НИ.Н___ с кем разговаривать, н___ за что не соглашаться. Как

Слайд 22Слитное и раздельное написание частицы НЕ
Задание. Дополните правила слитного и

раздельного написания частицы НЕ, вставив нужные дополнения и примеры.

1.

Частица НЕ пишется слитно со словами всех частей речи, если ???? Примеры!

2. Частица НЕ всегда пишется раздельно с такими частями речи, как ???? Примеры!

3. Частица НЕ пишется раздельно с (какими частями речи ????), если есть противопоставление с союзом А или сочетание со словами вовсе не, далеко не, ничуть не, отнюдь не и др. Примеры!


Слитное и раздельное написание частицы НЕЗадание. Дополните правила слитного и раздельного написания частицы НЕ, вставив нужные дополнения

Слайд 23Частица НЕ пишется раздельно, если есть любое зависимое слово, с

(какой частью речи ????) Примеры!

Частица НЕ пишется раздельно, если между

частицей и словом (какой части речи? Какого разряда?) есть предлог. Примеры!

6. Частица НЕ пишется раздельно, если есть зависимое слово, выраженное отрицательным местоимением или отрицательным наречием, с (какой частью речи ????). Примеры!

7. Частица НЕ пишется раздельно, если есть зависимое слово, выраженное отрицательным местоимением или существительным в творительном падеже со значением субъекта или орудия действия, с (какой частью речи ????). Примеры!



Частица НЕ пишется раздельно, если есть любое зависимое слово, с (какой частью речи ????) Примеры!Частица НЕ пишется

Слайд 24Задание на дом
Дополнить правила о слитном и раздельном написании частицы

НЕ (слайды 12 и 13) и выслать мне. Можно пользоваться

сайтом http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/138-def-19-24, а также любым пособием по русскому для поступающих в вуз, например: Д.Э.Розенталь. Русский язык. Пособие для поступающих в вуз. Любого года издания.
http://mio-books.ru/content/files/catalog1/Posobieblok_oznakomitelnyj2014.pdf
Максимальный балл – 5.

2. Выполнить задание по двум карточкам на слайдах 15-16, выслать мне.
Максимальный балл – 5.


Задание на домДополнить правила о слитном и раздельном написании частицы НЕ (слайды 12 и 13) и выслать

Слайд 25Вставьте букву И или Е и напишите частицу слитно или

раздельно.
Куда н___ глянусь, повсюду рожь густая.
Где вовремя н___

закрыли окно, туда пробрался едкий дым.
Куда н___ приезжала наша делегация, везде ее встречали приветливо.
Все, что она н___ делала, получалось у нее хорошо.
Было одиннадцать часов, и н__кто н___ думал о сне.
Н__ слышно было н__ мычания коров, н__ петушиных криков.
Но как н__ торопил отец шофера, как н__ старался тот ехать быстрее, в деревню они прибыли затемно.
Медики вели себя так, будто чума была н__ что иное, как насморк.
И каких только мер н__ принимал он, чтобы исправить положенние!
Н___кто другой за вас этого не сделает.
Я н__ мог н__ рассказать обо всем другу.
Как н__ ярко светила луна, все-таки трудно было разглядеть тропинку.
Под этим псевдонимом скрывался н__ кто иной, как Пушкин.

Вставьте букву И или Е и напишите частицу слитно или раздельно.Куда н___ глянусь, повсюду рожь густая. Где

Слайд 26Раскройте скобки.
Мы прошли на кладбище, голое место, ничем (не) огражденное.


Мы бредем по тем дорожкам, где (не) кошена трава.
Мне

стало так (не) ловко, что я закрыл глаза руками.
Яма (не) глубокая, но широкая.
Докладывать командиру было (не) о чем.
Он прочитал никому ранее (не) известное стихотворение.
Нрав она имела (не) зависимый.
Я достал из гнезда еще (не) оперившихся галчат.
Лес (не) густой, а редкий.
На опытном поле получены далеко (не) худшие результаты.
Многие произведение Пушкина остались (не) опубликованными при жизни поэта.
Вдали видны горы, но (не) обожженные, а все заросшие лесом.
Со всех сторон слышалось (не) передаваемое словами чириканье птиц.
Он закричал (не)своим голосом.
Раскройте скобки.Мы прошли на кладбище, голое место, ничем (не) огражденное. Мы бредем по тем дорожкам, где (не)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика