Слайд 1 Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Улыбка»
Проект «Воспитание в фольклоре»
Вид
проекта:
творчески–информационный
Срок реализации: 1год
Воспитатель: Родионова Е. А.
Ребриха 2017
Актуальность проекта:
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания,
стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в ᴨȇрвые годы его жизни. Именно этот ᴨȇриод является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и ᴨередавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Цель проекта:
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам
русской народной культуры, ее наследию. Формирование чувства любви и добра воспитание патриотизма.
Слайд 4 Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей
гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям
страны, края. Прививать им интерес к прошлому родной страны;
- воспитывать музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых дошкольников.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к народным традициям и праздникам на Руси.
Образовательные:
- знакомить детей с потешками, песнями, загадками, пословицами и поговорками.
- привлечь внимание детей к русской народной культуре;
- познакомить детей с народными промыслами;
Слайд 5Значимость проекта
Проблема проекта: Знаний детей о русской народной культуре и о
народных промыслах России - недостаточно. Нравственно - патриотическому воспитанию детей
отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. Мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями, в том числе и народной музыкой.
Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми средней группы по изучению народных традиций, фольклора, художественного промысла, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов ДОУ, детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Слайд 6Этапы проекта:
1 этап: Информационно-аналитический
Введение в проблему
Цель: Обоснование темы, уточнение ее
актуальности, конкретная формулировка темы
2этап. Внедрение в практику
Непосредственная работа над темой.
Первичные умозаключения и вывод
Цель: Накопление материала и опыта «для себя» в процессе повседневной учебно-воспитательной работы без специальной цели ее распространения.
3 этап Представление опыта работы по теме
Цель: Анализ, обобщение и описание опыта с целью передачи другим педагогам в виде реферата, мероприятий.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Познание», «Развитие речи», «Социально- коммуникативное», «Физкультурное».
Слайд 7Ожидаемые результаты проекта:
-Воспитание толерантной, цельной, духовно-нравственной, творческой ребенка, готовой к
интеграции в обществе с мотивацией на личности уровне возраста к
традициям семьи, нации и других народов;
-Проявление интереса к истории России;
-Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
-Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)
-Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
-Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
-Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Слайд 8Использованная литература
Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе
// Педагогика. – 1999.
Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане (средний дошкольный возраст):
Учебно-методическое пособие для воспитателей детского сада. Набережные Челны Альметьевск, 1995.
Баграмов А.А. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального воспитания. М., 1988.
Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1988
Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраста): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995.
Ядрихинская Л.С. Воспитание культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтничной среде: Дисс. канд. пед. наук. Якутск1998.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев.: Радянська школа, 1969.
Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраста): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995.
Богомолова М.И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны (старший дошкольный возраст): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1971.
Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
Молотиловой Л. К. Народные художественные промыслы России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Каталог – альбом под - М. : Интербук бизнес. - 1998.245 с.
Петрушина О. Русский праздничный народный костюм.-М.; Мозаика-Синтез, 1999
Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. – М. : Просвещение, 1985.
http://superinf.ru
http://resobr.ru
http://nsportal.ru
http://maaam.ru
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac63.htm
Слайд 9Вывод:
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая
им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они
помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Слайд 11Приобщаем детей к истокам русской народной культуры