Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ 
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
                                                            
                                    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 
Музейная педагогика как технология гражданского воспитания обучающихся
Код курса:
                                    1.14.4. КатегориЯ: БИБЛИОТЕКАРИ 
Громак Н. И., ст. преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии, зав. центром анализа и методического сопровождения среднего общего образования
                                
 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Учебно-тематический план освоения модуля
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 4Задачи изучения
        
                                                            
                                    
      содержательного модуля:
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Нормативные правовые акты 
Конституция Донецкой Народной Республики
Закон Донецкой Народной Республики
                                                            
                                    
«Об образовании»
Закон Донецкой Народной Республики «О музеях и музейном деле»
                                    
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №322 от 17.07.2015. «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи»
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 832 от 16.08.2017. «Об утверждении Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Основная литература
Бойченко Е.И., Жила К.А., Якименко С.И. Музейная педагогика в
                                                            
                                    
учебно-воспитательном процессе начальной школы // сб. ст. по мат. IX
                                    междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: sibac.info/archive/humanities/9.pdf.
Ванслова Е.Г. Музейная педагогика.//Воспитание школьников, №5, 2000г.с27-42
Морковина, А. Ю. Гражданско-патриотическое направление как составляющая часть духовно-нравственной воспитательной работы в детско-юношеской библиотеке / А. Ю. Морковина // Известия Саратовского университета. Новая серия : Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 3. - С. 105-110.  
Спиридонова Е. Музейная педагогика в школе // Искусство в школе. – 2007. - N 1. - С. 49-51.
Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие / Б.А. Столяров — М.: Высш. шк., 2004. — 216 с.
Ткач, Н. Они нам рассказали о войне... / Н. Ткач, О. Запольская // Библиотека. 2016. - № 7. - С. 70-74. 
Токачева, Е. Подросткам - о людях в погонах: беседа со старшеклассниками, посвященная армейским знакам различия / Е. Токачева // Библиополе. - 2016. - № 11. - С. 50-52. 
Шишкова, Н. А. Литературное краеведение как основа воспитания патриотизма / Н. А.Шишкова // Библиотечное дело. - 2015. - № 9. - С. 19-21. 
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
											
											
                            Слайд 9ЧТО ТАКОЕ  ПАТРИОТИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ?
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Формирование патриотических чувств и гражданского самосознания детей и подростков через
                                                            
                                    
приобщение к чтению путем внедрения инновационных форм работы, воспитание любви
                                    к книге, к родному слову, к культуре родной страны, т.е. 
воспитание патриота
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
  ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ
                                                            
                                    
ВОСПИТАНИЕ
 ИСТОРИКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
  КУЛЬТУРНО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
                                     ВОЕННО -- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Формы и методы работы библиотек 
 в патриотическом воспитании
КНИЖНО –
                                                            
                                    
ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ВЫСТАВКА
КВЕСТ - ИГРЫ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Формы и методы работы библиотек в патриотическом воспитании
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЧАСЫ И
                                                            
                                    
БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ
КНИЖНЫЕ АУКЦИОНЫ
АКЦИИ, ПРОЕКТЫ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
9.
10.
11.
12.
13.
14.
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 15Одним из современных педагогических направлений последних десятилетий является культурная образовательно-воспитательная
                                                            
                                    деятельность в музее
Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных
                                    технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой 
Музей и школа в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать чувство патриотизма, сознательное отношение к достоянию мировой и отечественной науки и культуры, развивать мышление, творческие способности и определенные практические навыки, стимулировать творческую активность личности и т. д.
Музеи должны привлекать новых посетителей, и библиотекари, классные руководители, и учителя-предметники заинтересованы в использовании музейных разработок и на уроках, и во внеклассных мероприятиях 
 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Современные факторы, которые охватывают образовательно-воспитательную область педагогики, связанную с научными
                                                            
                                    
и практическими аспектами взаимодействия музея и посетителя-школьника
Постоянно растущий интерес к
                                    музею. Интерес обусловлен тем, что в стремительно меняющемся мире только музей остается единственным и стабильным хранителем памятников мировой художественной культуры, являясь при этом фактически центром формального и неформального образования для всех категорий посетителей
Понимание необходимости гуманизации образования и воспитания творческой личности, что требует непосредственного обращения к вековому культурному наследию
Многогранность информационных ресурсов музея (от книжно-письменной, визуальной культуры до аудивизуальной и мультимидийной) безгранична, что позволяет постоянно использовать ее широкому кругу населения. 
Музей и его образовательно-воспитательная деятельность может рассматриваться, как важнейший институт культурной преемственности, формирующий психологическую и нравственную ориентацию обучающихся как в социокультурном, так и в историческом пространстве
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17С учетом перечисленных выше педагогических принципов современное развитие музейной педагогики
                                                            
                                    
происходит в нескольких направлениях:
в стенах общеобразовательных организаций: музеях, библиотеках, специальных
                                    детских экспозициях
учреждениях дополнительного образования
Каждое из направлений имеет свою специфику, преследует собственные цели и задачи
                                
                            							
														
						 
											
											
											
											
											
											
											
											
											
											
											
											
											
											
											
											
                            Слайд 33Музей книги Российской Государственной библиотеки
Он рассказывает о книгопечатании, как на
                                                            
                                    
Руси, так и за ее пределами. Среди экспонатов есть образцы
                                    печатных книг Федорова Ивана, Гуттенберга Иоганна и другие редкие издания, а также эксклюзивные и крошечные образцы 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Музей книги 
Российской Государственной библиотеки
Началась история Музея книги Российской Государственной
                                                            
                                    
библиотеки в 1918 году, когда было решено открыть отдел редких
                                    книг. 
Смыслом и целью нового учреждения было создание специального собрания первопечатных изделий с лучшими образцами иллюстрирования и полиграфического исполнения 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Музей книги 
Российской Государственной библиотеки
 
Сейчас в Музее книги хранятся
                                                            
                                    
более 300 тысяч экспонатов, причем шестая их часть – в
                                    подсобном фонде 
Самые старые образцы относятся еще к XV веку 
 
Особое место в музейном хранилище отведено публикации 1800 года национального достояния – «Слово о полку Игореве» 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36В БАКУ СОБРАНА САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ КОЛЛЕКЦИЯ МИНИАТЮРНЫХ КНИГ
Это
                                                            
                                    
первый в мире частный 
Музей миниатюрной книги, а создала его
                                    Зарифа Салахова, сестра известного художника 
Таира Салахова. 
В Баку Зарифа ханум известна не меньше, чем ее брат – ведь именно она по крупицам собирала тысячи миниатюрных изданий, которые сейчас выставлены на всеобщее обозрение и прославили Азербайджан на весь мир
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37В Музее всегда многолюдно: тут толпятся не только туристы, но
                                                            
                                    
и местные посетители – школьники, студенты
Среди самых редких книг -
                                    «Цветы четырех времен года», ее размер составляет всего 0,75х0,75мм! На другой полке разместились три миниатюрных издания «Азбука цветов» форматом 2х2мм, микро-книги «Отче наш» и «Олимпийская клятва» на семи языках форматом 3,5х3,5 мм. 
Примечательно, что в Баку хранится прижизненное издание Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», которое было выпущено в 1837 году. «Я приобрела его в Москве в 1990 году за огромные деньги - 2000 рублей. Это одно из редких изданий, и оно того стоило», - утверждает коллекционер.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38А началось все в 1982 году, когда Зарифа Салахова работала
                                                            
                                    
в Добровольном обществе книголюбов в Баку.
 Во время очередной поездки
                                    в Москву ей предложили факсимильное малоформатное издание басен И.А. Крылова 1835 года – 
именно с него и началось увлечение миниатюрными изданиями.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39Горловский музей миниатюрной книги им.В.А.Разумова
основан в 2001 году
крупнейший в Европе
Чарующий
                                                            
                                    
мир миниатюрной книги, который обрёл свою прописку по адресу:ДНР, 84626
                                    город Горловка, проспект Победы, 57. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40Основан в 2001 году. В основу экспозиции положена коллекция инженера-строителя
                                                            
                                    
из Горловки 
В. Разумова, который собирал ее много лет 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41Уникальная коллекция музея насчитывает около 11 тысяч музейных предметов и
                                                            
                                    
содержит миниатюрные книги из 57 стран более чем на 103
                                    языках мира: старинные XV – XIX вв. и современные книги, рукописные и печатные, редкие и уникальные, изготовленные вручную и 
изданные типографским способом 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42Музейное собрание насчитывает огромное количество миниатюрных книг (изданий) русских классиков:
                                                            
                                    
А.Пушкина, Н.Некрасова, М.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева. Экспонируются книги с произведениями зарубежных
                                    классиков, а именно: поэзия Петрарки, драматургия Вольтера, Вергилия и других
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 43Гордостью коллекции являются рукописные молитвенники, возраст которых от 300 до
                                                            
                                    
600 лет, старинные словари, выполненные в виде футляров-кошельков из натуральной
                                    кожи, книга из бересты, мини-книги, побывавшие в космосе, книги с автографами летчиков-космонавтов,
 видных политических деятелей своего времени
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 46Донецкий республиканский краеведческий музей 
Основан в 1924 году Музей является
                                                            
                                    многопрофильным краеведческо-культурным комплексом. Фондовое собрание насчитывает около 150 тысяч музейных
                                    предметов – памятников культуры, археологии, а также коллекции старопечатных книг 
В коллекции старопечатных книг географический и ботанический атласы XVII века, богослужебные книги XVII—XVIII веков, фрагменты библиотеки Александрийской гимназии 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                    
 «Легенды и тайны старых книг» 
Выставка открылась в Донецке
                                    21.10.2016 г. в здании Донецкого республиканского художественного музея 
 
На суд книголюбов были представлены 60 редких изданий и графики XVII-XX веков впервые за последние четверть столетия 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 48Самая старая в коллекции музея книга «Отктоих», датированная 1648 годом
Особый
                                                            
                                    
интерес посетителей экспозиции вызвали старообрядческие книги, написанные орешковыми чернилами, киноварью
                                    и серебром
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 49Выставка подводит итоги 25-летней собирательской, исследовательской и реставрационной работы музея
                                                            
                                    
 Свой Фонд старопечатной и редкой книги музей начал формировать
                                    еще в начале 90-х годов прошлого века 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 50Гравюры Федора Толстого к поэме «Душенька» Ипполита Богдановича 
2 февраля
                                                            
                                    
2018 г. в Донецком республиканском художественном музее состоялось камерное открытие
                                    уникальной выставки «Душенька» гравюры Федора Толстого к поэме «Душенька» Ипполита Богдановича 
Сюжет поэмы «Душенька» - это история, которая восходит к древнегреческому мифу о любви Купидона и Психеи. На выставке представлены 38 графических листов, которые являются частью альбома «Гравюры Фёдора Толстого к поэме Богдановича «Душенька» – коллекционного прижизненного издания 1850 года, напечатанного с авторских досок 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 51Музейная педагогика развивается в русле проблем патриотического воспитания.
 Зачем же
                                                            
                                    
нужна музейная педагогика? 
Она может оказать неоценимую помощь в процессе
                                    патриотического воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. 
В этой сфере нет места вандализму – интересно не разрушать , созидать
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 52Проектная деятельность обучающихся в школьном музее позволяет реализовывать общешкольные задачи
                                                            
                                    
по гражданско – патриотическому воспитанию:  
воспитание познавательных интересов и
                                    способностей, активности и самостоятельности обучающихся музейными средствами в комплексе воспитательных мероприятий;
изучение яркого, подлинного документального материала, за рамками учебной программы, создаёт дополнительную мотивацию к обучению;
необходимость приобщения детей и подростков к историческому и духовному наследию, воспитание бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов средствами школьного музея 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 53Организация проектной деятельности учащихся в музее через клубно - секционную
                                                            
                                    форму рассматривается нами как средство формирования общественной активности школьников путем
                                    приобщения к различным аспектам музейной деятельности.
Все они ведут свою деятельность по общей структуре:
 
постановка проекта (определение темы);
цель проекта;
планирование;
поиск;
результаты;
рефлексия (размышление, склонность анализировать свои переживания)
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 54Музей
Клуб 
«Знатоки геральдики»
Девиз клуба 
«К славе должно стремиться деяниями»
 
КЛУБ
«Блокада»
 
Клуб 
«Подвиг»
Девиз
                                                            
                                    
клуба: «Никто не забыт, ничто не забыто» 
 
Клуб 
«Пионеры –
                                    пенсионеры».
Девиз клуба: 
«Пионер - значит первый» 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 56Виртуальный музей: книги о пионерах
                            							
														
						 
											
                            Слайд 57 Выставка «Мы - наследники Победы! Стихи и книги о
                                                            
                                    
войне»