Слайд 1Музыка.
Вторая половина XIX в. – время расцвета русского музыкального
искусства.
Его символом стало творчество «Могучей кучки».
Главный источник вдохновения композиторы,
того времени,
черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от
героического народного эпоса. Композиторы «Могучей кучки»
создали ряд бессмертных произведений.
Слайд 2Милий Алексеевич Балакирев
(2 января 1837 – 29 мая 1910 г.)
1837 г. Дебют а качестве пианиста и дирижёра.
1862 г.
Балакирев организует в Петербурге
Бесплатную музыкальную школу. Симфоническая
поэма «Русь».
1866 г. Издание «Сборника русских народных
песен».
1867 г. В своей статье впервые употребляет
термин «Могучая кучка».
1867-1869 гг. Главный дирижёр Императорского
русского музыкального общества.
1882 г. симфоническая поэма «Тамара».
1883-1894 гг. Директор Придворной певческой
капеллы.
Слайд 3Модест Петрович Мусоргский
(1839 -1881 гг.)
М.П. Мусоргского считают создателем «самой
народной»
по духу музыки.
Не оценённый при жизни, угасший в
42 года, он
посмертно был признан мировым гением.
Модест Петрович стойко выносил критику, враждебно
относившихся к «Могучей кучке» композиторов. Товарищи
композитора так же критиковали его. Так лучшие его
произведения: оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» -
были с прохладцей встречены друзьями. Ему советовали
что-то подправить, изменить, убрать… В кружке было
принято говорить правду в глаза. Музыка Мусоргского
из-за своей оригинальности не укладывалась в
общепринятые рамки и воспринималась как нечто
стихийное.
Слайд 4Николай Андреевич Римский – Корсаков
(1844 – 1908 гг.)
Н.А. Римский –
Корсаков «Полёт шмеля»
Музыка Римского – Корсакова впитала в себя
многоцветие
народных сказок, и напевность
русских песен. Композитор боготворил природу.
С 1861 г. он являлся членом «Могучей кучки».
По его собственному признанию, без этого он
вряд ли стал бы композитором. «Сделаться …
музыкантом, - вспоминал Римский – Корсаков, -
я никогда не мечтал, учился музыке не особенно
прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком».
Вот почему тема моря так часто встречается в
музыкальных произведениях композитора:
«Садко», в опере «Сказ о царе Салтане», в
симфонической сюите «Шехерезада».
Так же в таких произведениях, как «Майская ночь»,
«Моцарт и Сальери», «Царская невеста» - читается
дар музыкального драматурга.
Слайд 5Сюита – (франц. suite, буквально – ряд, последовательность), одна
из основных
циклических форм инструментальной музыки. Состоит
из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим
художественным замыслом.
Драма – (греч. drama, буквально, действие), 1) один их трёх родов
литературы (наряду с эпосом и лирикой). Драма одновременно
принадлежит литературе и театру. Драма всегда тяготела к
наиболее острым проблемам и в самых ярких образцах становилась
народной. 2) Один из основных жанров (видов) драматургии наряду
с трагедией и комедией.
Драматургия – (греч. dramaturgia) совокупность драматических
произведений какого-либо писателя, народа, эпохи.
Слайд 6Пётр Ильич Чайковский
(7 мая 1840 – 6 ноября 1893 гг.)
П.И
Чайковский:
1. Сцена из балета «Лебединое озеро»
2. Сцена из балета «Щелкунчик»
Вторая
половина XIX в. подарила миру гения
Чайковского, оставившего богатое музыкальное
наследие.
Жизнь композитора – образец непрерывного
настойчивого труда. Плодотворную работу
композитора он сочетал с деятельностью педагога,
критика – публициста, дирижёра. Основная идея его
творчества – борьба против тёмных сил жизни,
Воздвигающих препятствия на пути человека к
счастью. «Я- человек, страстно любящий жизнь
и столь же страстно ненавидящий смерть».
Самые известные произведения Чайковского:
балетная трилогия – «Лебединое озеро»(1876г.),
«Щелкунчик»(1892 г.) и «Спящая красавица»(1889 г.);
оперы – «Пиковая дама»(1891 г.) и «Евгений Онегин»
(1878 г.)
Слайд 7Скульптура и архитектура.
Наиболее известным скульпторам второй половины XIX в.
был М.М. Антокольский.
По своим воззрениям он примыкал к передвижникам.
Мастер создал серию
исторических портретов: «Ермак», «Иван Грозный», «Пётр I».
Выдающимся событием культурной жизни было открытие памятника А.С. Пушкинау
в Москве в июне 1880 г. Автор памятника скульптор А.М. Опекушин.
М.О. Микешен в памятнике «Тысячелетие России», открытом в Новгороде в 1862 г.,
представил в бронзе 129 скульптурных фигур.
В архитектуре себя окончательно изживал классицизм. Новые типы зданий
требовали новых архитектурных решений. Зодчие применяли декоративные
формы прошлого, что привело к господству эклектики. Широкое распространение
получил неорусский (или псевдорусский стиль). В моду вошли шатровые
завершения, башенки, фигурные наличники. Особенности архитектуры того времени:
инженерное искусство, поиск прочных, но при этом дешёвых материалов.
В этом стиле были построены знаменитые московские здания – Исторического музея
(А.А. Семёнов и В.О. Шервуд), Городской Думы(Д.Н. Чичагов), Верхних торговых рядов
(А.П. Померанцев). Особой страницей русской архитектуры XIX в. стали многоэтажные
дома.
Слайд 8Памятник А. С. Пушкину в Москве,
скульптор А. М. Опекушин.
Слайд 9«Ермак»
скульптор
М.М. Антокольский
Слайд 10«Тысячилетие России»
скульптор М.О. Микешен
Слайд 11Эклектика – это смешения разных художественных
стилей.
Слайд 12«Исторический музей» в Москве
архитекторы –
А.А. Семёнов, В.О. Шервуд.
Слайд 13Верхние торговые ряды (ныне
здание ГУМА в Москве), архитектор
А.П. Померанцев.