Студентки 42
гр.
Сазонова Е., Ковалёва Ю.
И.П.Волков. Педагог-новатор
Слайд 2Волков Игорь Павлович - учитель-новатор из г. Реутово Подмосковья, который
обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и
многовариантному построению процесса обучения творчеству.
Слайд 3Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с 1952 г.), убедился
в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них
высока приспосабливаемость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что все дети обладают разнообразными потенциальными способностями. А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят.
Слайд 4Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в
минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого
характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества.
Слайд 5Принципы проектировании и организации уроков творчества :
знания как фундамент творчества;
строгий отбор учебного материала;
многократность повторения;
разностороннее развитие ученика;
формирование
устойчивого интереса к ребенку;
обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого;
контроль учителя за работой ученика; индивидуальный подход.
Слайд 6Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал
механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе
с 4-го класса была введена “Творческая книжка школьника”. В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы.
Слайд 7Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и
творческие комнаты. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков.
Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков их определяет так.
1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или “через раз”).
2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.
3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем .
Слайд 8И.П. Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший
путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от
объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения:
линейно-последовательная
разорванная;
параллельная;
блочно-параллельная;
основанная на ассоциативных связях
Слайд 9Линейно-последовательная система обучения
Учебный материал по предмету изучается последовательно: каждый
учебник, предмет разбивается на главы, разделы, параграфы, каждый раздел является
продолжением предыдущего и опирается на него. Связь между учебными предметами если и осуществляется, то очень слабо.
Разорванная система обучения
Разделы одного предмета не связаны один с другим, каждый изучается сам по себе, различные учебные предметы, входящие в программу обучения, между собой тоже не связаны и тоже изучаются самостоятельно.
Слайд 10Параллельная система обучения
Основана на внутрипредметных связях.
Блочно-параллельная система обучения
В единый
блок объединено несколько десятков разделов науки, техники и искусства, видов
труда на основе возможности осуществления межпредметных связей.
Основанная на ассоциативных связях
Из изучаемого материала вычленяются главные, узловые вопросы и кодируются в опорных конспектах. При просмотре таких конспектов материал легко вспоминается.
Слайд 11Педагог-новатор И. П. Волков выделяет 3 типа уроков:
1. Уроки накопления
информации, на которых ученики изучают теоретические вопросы, овладевают навыками работы
различными инструментами, работы на станках.
2. Уроки творчества. Обучающая творческая деятельность рассматривается Волковым, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, изобретательности и т. д.
3. Уроки таланта. Выбор разных направлений работы с детьми: изобразительным искусством, фотографией, кино и т. д.
Слайд 12Если говорить о школе будущего, то Волков видит её такой.
Работа в ней ведётся по 2 равноценным магистральным направлениям:
- первое
– изучается единая для всех государственная программа. Но она не регламентирует поведение учителя на уроке, а определяет только общий материал для изучения и результат по каждому предмету на конец учебного года.
- второе – подлинно-творческая деятельность учителей и учащихся, в которой могут ярко раскрыться способности и склонности учащихся.
Слайд 13Многие задаются вопросом «а исчезает ли талант?». И. П. Волков
отвечает на него.
«К сожалению, природа не наградила человека никакими знаниями,
никакими практическими навыками работы, способами деятельности»,-говорит он. «Ребёнок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности».
Волков настаивает на том, что какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Об этом говорят выводы учёных, основанные на многочисленных исследованиях. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии».
Слайд 14На уроках творчества дети не только получают необходимый круг знаний
и умений, но и более успешно продвигаются в общем развитии.
Это даёт импульс и для проявления творческих способностей. Успеху обучения благоприятствует постоянное поощрение учителем нестандартного, оригинального решения, целесообразного отступления от образа, тренировка в умении видеть общее в различном и различия в общих явлениях, многократное упражнение в анализе, синтезе и обобщении, переносе приобретённых знаний и умений в новую ситуацию.
Слайд 15Список литературы:
1. Волков, И.П. Учим творчеству. - М.: Просвящение, 1986.
2.
Волков, И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения.
– М.: Просвящение, 1990.
3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для В 24 студ. высш. пед. учеб. заведений/ А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Р. Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208с.