Разделы презентаций


Психогенетические исследования когнитивных способностей

Содержание

Что такое интеллект?Способность к абстрактному мышлению?Способность усваивать новые знания или умения?Способность приспосабливаться к новым ситуациям?Устойчивая структура умственных способностей?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психогенетические исследования когнитивных способностей
Психогенетика
Лекция 8

Психогенетические исследования когнитивных способностейПсихогенетикаЛекция 8

Слайд 2Что такое интеллект?
Способность к абстрактному мышлению?
Способность усваивать новые знания или

умения?
Способность приспосабливаться к новым ситуациям?
Устойчивая структура умственных способностей?

Что такое интеллект?Способность к абстрактному мышлению?Способность усваивать новые знания или умения?Способность приспосабливаться к новым ситуациям?Устойчивая структура умственных

Слайд 3Тест Бине-Симона: предсказание школьной успеваемости
«Интеллект? Да это же просто то,

что оценивает мой тест!»
«Неважно, что собой представляют тесты; главное, что

их много»
Альфред Бине

Тест Бине-Симона: предсказание школьной успеваемости«Интеллект? Да это же просто то, что оценивает мой тест!»«Неважно, что собой представляют

Слайд 4Коэффициент интеллекта (IQ) в тесте Бине-Симона
С тестом должны справляться дети, квалифицированные

как умные (по школьной успеваемости)
Система подсчёта баллов по формуле: IQ=УВ/ХВ

х 100, где
УВ –умственный возраст ребёнка, определяемый по тому, как он справляется с тестами, решаемыми детьми другого возраста (от 6 до 16 лет)
ХВ – хронологический возраст, т.е. реальный.

Коэффициент интеллекта (IQ) в тесте Бине-СимонаС тестом должны справляться дети, квалифицированные как умные (по школьной успеваемости)Система подсчёта

Слайд 5Интеллект взрослых – тест Векслера
Вербальные субтесты: оценка общей осведомленности,

словарный запас, понятливость и арифметические способности.
Образные субтесты: соединение частей объектов,

дополнение незавершённых рисунков, определение правильной последовательности рисунков.
Интеллект взрослых – тест Векслера Вербальные субтесты: оценка общей осведомленности, словарный запас, понятливость и арифметические способности.Образные субтесты:

Слайд 6Тест академических способностей
Предназначен для того, чтобы выявить, насколько успешно будут

использованы знания, полученные в высшей школе.

«Образование может превратить дурака в

учёного, но оно никогда не изменит первооснову».
Бошен
Тест академических способностейПредназначен для того, чтобы выявить, насколько успешно будут использованы знания, полученные в высшей школе.«Образование может

Слайд 7Существует ли общий интеллект?
Тест Векслера - четыре субтеста:
I – информационный

(общая осведомленность);
С – сообразительность;
А – арифметический;
V – вербальный.
Факторный анализ (Спирмен):

результаты субтестов хорошо коррелируют – общий интеллект, g
Существует ли общий интеллект?Тест Векслера - четыре субтеста:I – информационный (общая осведомленность);С – сообразительность;А – арифметический;V –

Слайд 8Генеральный фактор интеллекта G (по Spearman, 1904)
s1
s2
s3
s4
G
Специфические
способности
(дисперсии)
Общая
латентная
переменная

Генеральный фактор интеллекта G (по Spearman, 1904)s1s2s3s4GСпецифическиеспособности(дисперсии)Общаялатентнаяпеременная

Слайд 9Первичные умственные способности (по Thurstone, 1938)
1. Счётная способность (операции с числами

и арифметическими действиями).
2. Вербальная гибкость: способность находить наиболее подходящие слова.
3.

Вербальное восприятие.
4. Пространственная ориентация.
5. Память.
6. Способность к рассуждению.
7. Быстрота восприятия сходств и различий между объектами.
Первичные умственные способности (по Thurstone, 1938)1. Счётная способность (операции с числами и арифметическими действиями).2. Вербальная гибкость: способность

Слайд 10Структура интеллекта по Guilford (1959) – 120 специфических способностей

Структура интеллекта по Guilford (1959) – 120 специфических способностей

Слайд 11Распределение IQ в популяции

Распределение IQ в популяции

Слайд 12Нормальное распределение IQ
Средний балл равен 100, стандартное отклонение – 15
Распределение

симметрично по отношению к среднему и имеет форму колокола.
Тест специально

отрабатывается для получения нормального распределения
Нормальное распределение IQСредний балл равен 100, стандартное отклонение – 15Распределение симметрично по отношению к среднему и имеет

Слайд 13Корреляции по IQ между родственниками (Bouchard & McGue, 1981)

Корреляции по IQ между родственниками (Bouchard & McGue, 1981)

Слайд 14Корреляция по IQ между людьми с разной степенью родства (сводка

Erlenmeyer-Kimling, Jarvik, 1963)

Корреляция по IQ между людьми с разной степенью родства  (сводка Erlenmeyer-Kimling, Jarvik, 1963)

Слайд 16Корреляция IQ у разлучённых МБ

Корреляция IQ у разлучённых МБ

Слайд 17Разлучённые МБ и среда
Из 38 пар (Шилдс) 27 пар МБ

воспитывались в родственных семьях (r=0,83), остальные – в неродственных (r=0,54)
Из

19 пар (Ньюмен): при большой разности образования IQ различался до 16 баллов, при одинаковом образовании – не более 4-5.
При значительном различии социальных условий разница IQ до 13 баллов, при малом различии – 6-7 баллов.
Роль возраста тестирования: до 15 лет – разница IQ 2-3 балла, старше 30 лет – свыше 9 баллов.
Разлучённые МБ и средаИз 38 пар (Шилдс) 27 пар МБ воспитывались в родственных семьях (r=0,83), остальные –

Слайд 18Корреляции между детьми и их приёмными и биологическими родителями (Техасский

проект, 1960-е, тест Векслера)

Корреляции между детьми и их приёмными и биологическими родителями  (Техасский проект, 1960-е, тест Векслера)

Слайд 19Корреляции по IQ между детьми и их приёмными и биологическими

матерями

Корреляции по IQ между детьми и их приёмными и биологическими матерями

Слайд 20Имущественное положение родителей и IQ детей (по Zazzo, 1960)

Имущественное положение родителей и IQ детей (по Zazzo, 1960)

Слайд 21Вербальный и невербальный интеллект
Гипотеза: невербальные характеристики интеллекта менее зависимы от

влияния культурной среды, а потому должны в большей степени определяться

генотипом.
Факты: устойчивой закономерности нет, но в нескольких исследованиях выявлена большая зависимость от среды у невербальных способностей и большая генетическая зависимость – у вербальных.
Вербальный и невербальный интеллектГипотеза: невербальные характеристики интеллекта менее зависимы от влияния культурной среды, а потому должны в

Слайд 22Внутрипарные корреляции способностей у близнецов

Внутрипарные корреляции способностей у близнецов

Слайд 23Внутрипарное сходство близнецов по показателям академической успешности (Loehlin, Nichols; 1976)

Внутрипарное сходство близнецов по показателям академической успешности (Loehlin, Nichols; 1976)

Слайд 24В таблице приведены данные исследования около 700 пар МБ и

500 пар ДБ
Отбирались пары, в которых близнецы минимально различались по

индивидуальному опыту (пропуски занятий по болезни, дополнительные занятия и т.п.).
Влияние генотипа примерно одинаково проявляется при изучении языков, математики, гуманитарных и естественных дисциплин.
В таблице приведены данные исследования около 700 пар МБ и 500 пар ДБОтбирались пары, в которых близнецы

Слайд 25Внутрипарное сходство близнецов по оценкам (школьники 13 лет, Швеция: Fischbein,

1986)

Внутрипарное сходство близнецов по оценкам (школьники 13 лет, Швеция: Fischbein, 1986)

Слайд 26Экспериментальное изучение вопроса
Тестирование
поведенческих

способностей
Способные
Неспособные
Потомство
Потомство
Получение двух линий экспериментальных животных

Экспериментальное изучение вопроса   Тестирование   поведенческих   способностейСпособныеНеспособныеПотомствоПотомствоПолучение двух линий экспериментальных животных

Слайд 27Норма и диапазон реакции «умных» и «тупых»: количество ошибок при

тестировании в разных условиях среды

Норма и диапазон реакции «умных» и «тупых»: количество ошибок при тестировании в разных условиях среды

Слайд 28Сущность генетических корреляций
Высокие генотипические корреляции, например у МБ, полученные при

сравнении разных когнитивных характеристик, свидетельствуют о сходстве генотипических влияний, регулирующих

эти характеристики.
При низких корреляциях когнитивных характеристик можно предполагать, что они определяются разными наборами генотипических факторов.
Генетические корреляции меняются с возрастом.
Сущность генетических корреляцийВысокие генотипические корреляции, например у МБ, полученные при сравнении разных когнитивных характеристик, свидетельствуют о сходстве

Слайд 29Корреляции между показателями когнитивных способностей в 7 и 9 лет

Корреляции между показателями когнитивных способностей в 7 и 9 лет

Слайд 30Влияние показателей темперамента (как преимущественно генетического фактора) на уровень IQ

у ребенка в 3-4 года:
Уровень эмоциональности ребенка – чем он

выше, тем выше показатель IQ ребенка;
Активность ребенка – она повышает его уровень IQ, но это наблюдается только при высоком уровне IQ у родителей (только в этом случае они способны использовать активность детей, направляя ее на исследование).
Влияние показателей темперамента (как преимущественно генетического фактора) на уровень IQ у ребенка в 3-4 года:Уровень эмоциональности ребенка

Слайд 31Креативность
Характеризует творческие способности, отражает дивергентное мышление.
Конвергентное мышление: направлено на поиск

единственно правильного решения.
Дивергентное мышление: свободный поиск оригинальных решений.
Показатели: беглость (кол-во

выполненных заданий), гибкость (разнообразие типов применённых предметов), оригинальность (необычность, низкая частота применения в популяции), разработанность (кол-во деталей).
КреативностьХарактеризует творческие способности, отражает дивергентное мышление.Конвергентное мышление: направлено на поиск единственно правильного решения.Дивергентное мышление: свободный поиск оригинальных

Слайд 32Креативность и интеллект
Две точки зрения: 1) креативность является одним из

проявлений интеллекта; 2)креативность – самостоятельная психологическая характеристика.
Факты: если IQ не

превышает 120 баллов, высока корреляция между интеллектом и креативностью.
Если IQ выше 120 (или 127), то корреляция отсутствует
Креативность и интеллектДве точки зрения: 1) креативность является одним из проявлений интеллекта; 2)креативность – самостоятельная психологическая характеристика.Факты:

Слайд 33Корреляции по показателям креативности у близнецов
r = 0,57 (0,61)
r =

0,44 (0,50)

Корреляции по показателям креативности у близнецовr = 0,57 (0,61)r = 0,44 (0,50)

Слайд 34Характеристики семьи, IQ и достигнутый социальный уровень
Социоэкономический
статус
родителей
Доход или статус
в зрелом

возрасте
IQ в детском
возрасте
IQ в зрелом
возрасте
Школьная
успеваемость
Генотип

Характеристики семьи, IQ и достигнутый социальный уровеньСоциоэкономическийстатусродителейДоход или статусв зрелом возрасте IQ в детскомвозрасте IQ в зреломвозрасте

Слайд 36«То, что мы думаем,
гораздо менее сложно, чем то,
чем мы

думаем».

Станислав Лем

«Всё плохое наследуется от другого родителя»

Ошибочное мнение

«То, что мы думаем, гораздо менее сложно, чем то,чем мы думаем».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика