Слайд 1Психогенетические исследования когнитивных способностей
Психогенетика
Лекция 8
Слайд 2Что такое интеллект?
Способность к абстрактному мышлению?
Способность усваивать новые знания или
умения?
Способность приспосабливаться к новым ситуациям?
Устойчивая структура умственных способностей?
Слайд 3Тест Бине-Симона: предсказание школьной успеваемости
«Интеллект? Да это же просто то,
что оценивает мой тест!»
«Неважно, что собой представляют тесты; главное, что
их много»
Альфред Бине
Слайд 4Коэффициент интеллекта (IQ)
в тесте Бине-Симона
С тестом должны справляться дети, квалифицированные
как умные (по школьной успеваемости)
Система подсчёта баллов по формуле: IQ=УВ/ХВ
х 100, где
УВ –умственный возраст ребёнка, определяемый по тому, как он справляется с тестами, решаемыми детьми другого возраста (от 6 до 16 лет)
ХВ – хронологический возраст, т.е. реальный.
Слайд 5Интеллект взрослых – тест Векслера
Вербальные субтесты: оценка общей осведомленности,
словарный запас, понятливость и арифметические способности.
Образные субтесты: соединение частей объектов,
дополнение незавершённых рисунков, определение правильной последовательности рисунков.
Слайд 6Тест академических способностей
Предназначен для того, чтобы выявить, насколько успешно будут
использованы знания, полученные в высшей школе.
«Образование может превратить дурака в
учёного, но оно никогда не изменит первооснову».
Бошен
Слайд 7Существует ли общий интеллект?
Тест Векслера - четыре субтеста:
I – информационный
(общая осведомленность);
С – сообразительность;
А – арифметический;
V – вербальный.
Факторный анализ (Спирмен):
результаты субтестов хорошо коррелируют – общий интеллект, g
Слайд 8Генеральный фактор интеллекта G
(по Spearman, 1904)
s1
s2
s3
s4
G
Специфические
способности
(дисперсии)
Общая
латентная
переменная
Слайд 9Первичные умственные способности
(по Thurstone, 1938)
1. Счётная способность (операции с числами
и арифметическими действиями).
2. Вербальная гибкость: способность находить наиболее подходящие слова.
3.
Вербальное восприятие.
4. Пространственная ориентация.
5. Память.
6. Способность к рассуждению.
7. Быстрота восприятия сходств и различий между объектами.
Слайд 10Структура интеллекта по Guilford (1959) – 120 специфических способностей
Слайд 12Нормальное распределение IQ
Средний балл равен 100, стандартное отклонение – 15
Распределение
симметрично по отношению к среднему и имеет форму колокола.
Тест специально
отрабатывается для получения нормального распределения
Слайд 13Корреляции по IQ между родственниками
(Bouchard & McGue, 1981)
Слайд 14Корреляция по IQ между людьми с разной степенью родства
(сводка
Erlenmeyer-Kimling, Jarvik, 1963)
Слайд 17Разлучённые МБ и среда
Из 38 пар (Шилдс) 27 пар МБ
воспитывались в родственных семьях (r=0,83), остальные – в неродственных (r=0,54)
Из
19 пар (Ньюмен): при большой разности образования IQ различался до 16 баллов, при одинаковом образовании – не более 4-5.
При значительном различии социальных условий разница IQ до 13 баллов, при малом различии – 6-7 баллов.
Роль возраста тестирования: до 15 лет – разница IQ 2-3 балла, старше 30 лет – свыше 9 баллов.
Слайд 18Корреляции между детьми и их приёмными и биологическими родителями
(Техасский
проект, 1960-е, тест Векслера)
Слайд 19Корреляции по IQ между детьми и их приёмными и биологическими
матерями
Слайд 20Имущественное положение родителей и IQ детей (по Zazzo, 1960)
Слайд 21Вербальный и невербальный интеллект
Гипотеза: невербальные характеристики интеллекта менее зависимы от
влияния культурной среды, а потому должны в большей степени определяться
генотипом.
Факты: устойчивой закономерности нет, но в нескольких исследованиях выявлена большая зависимость от среды у невербальных способностей и большая генетическая зависимость – у вербальных.
Слайд 22Внутрипарные корреляции способностей у близнецов
Слайд 23Внутрипарное сходство близнецов по показателям академической успешности (Loehlin, Nichols; 1976)
Слайд 24В таблице приведены данные исследования около 700 пар МБ и
500 пар ДБ
Отбирались пары, в которых близнецы минимально различались по
индивидуальному опыту (пропуски занятий по болезни, дополнительные занятия и т.п.).
Влияние генотипа примерно одинаково проявляется при изучении языков, математики, гуманитарных и естественных дисциплин.
Слайд 25Внутрипарное сходство близнецов по оценкам (школьники 13 лет, Швеция: Fischbein,
1986)
Слайд 26Экспериментальное изучение вопроса
Тестирование
поведенческих
способностей
Способные
Неспособные
Потомство
Потомство
Получение двух линий экспериментальных животных
Слайд 27Норма и диапазон реакции «умных» и «тупых»: количество ошибок при
тестировании в разных условиях среды
Слайд 28Сущность генетических корреляций
Высокие генотипические корреляции, например у МБ, полученные при
сравнении разных когнитивных характеристик, свидетельствуют о сходстве генотипических влияний, регулирующих
эти характеристики.
При низких корреляциях когнитивных характеристик можно предполагать, что они определяются разными наборами генотипических факторов.
Генетические корреляции меняются с возрастом.
Слайд 29Корреляции между показателями когнитивных способностей в 7 и 9 лет
Слайд 30Влияние показателей темперамента (как преимущественно генетического фактора) на уровень IQ
у ребенка в 3-4 года:
Уровень эмоциональности ребенка – чем он
выше, тем выше показатель IQ ребенка;
Активность ребенка – она повышает его уровень IQ, но это наблюдается только при высоком уровне IQ у родителей (только в этом случае они способны использовать активность детей, направляя ее на исследование).
Слайд 31Креативность
Характеризует творческие способности, отражает дивергентное мышление.
Конвергентное мышление: направлено на поиск
единственно правильного решения.
Дивергентное мышление: свободный поиск оригинальных решений.
Показатели: беглость (кол-во
выполненных заданий), гибкость (разнообразие типов применённых предметов), оригинальность (необычность, низкая частота применения в популяции), разработанность (кол-во деталей).
Слайд 32Креативность и интеллект
Две точки зрения: 1) креативность является одним из
проявлений интеллекта; 2)креативность – самостоятельная психологическая характеристика.
Факты: если IQ не
превышает 120 баллов, высока корреляция между интеллектом и креативностью.
Если IQ выше 120 (или 127), то корреляция отсутствует
Слайд 33Корреляции по показателям креативности у близнецов
r = 0,57 (0,61)
r =
0,44 (0,50)
Слайд 34Характеристики семьи, IQ и достигнутый социальный уровень
Социоэкономический
статус
родителей
Доход или статус
в зрелом
возрасте
IQ в детском
возрасте
IQ в зрелом
возрасте
Школьная
успеваемость
Генотип
Слайд 36«То, что мы думаем,
гораздо менее сложно, чем то,
чем мы
думаем».
Станислав Лем
«Всё плохое наследуется от другого родителя»
Ошибочное мнение