Разделы презентаций


МЫ - МОРДВА!

Содержание

Представители Финно-угровВенгрыФинныЭстонцыУдмуртыМарийцыКомиКоми-пермякиКарелыХантыМансиВепсыБесермянеСаамыИжорцыВодьЛивыНо самый большой и самый распыленный по территории России народ из финно-угорской группы – это МОРДВА!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЫ - МОРДВА!

МЫ - МОРДВА!

Слайд 2Представители
Финно-угров
Венгры
Финны
Эстонцы
Удмурты
Марийцы
Коми
Коми-пермяки
Карелы
Ханты
Манси
Вепсы
Бесермяне
Саамы
Ижорцы
Водь
Ливы


Но самый большой и самый распыленный по территории России

народ из финно-угорской группы – это МОРДВА!

Представители Финно-угровВенгрыФинныЭстонцыУдмуртыМарийцыКомиКоми-пермякиКарелыХантыМансиВепсыБесермянеСаамыИжорцыВодьЛивыНо самый большой и самый распыленный по территории России народ из финно-угорской группы – это МОРДВА!

Слайд 3Расположение Мордовии
Республика расположена в бассейнах рек Мокши и Суры на

Восточно-Европейской равнине.

Наш край находится на перекрестке важных транспортных магистралей, которые связывают его с Москвой, Нижним Новгородом, Казанью.
Расположение МордовииРеспублика расположена в бассейнах рек Мокши и Суры на Восточно-Европейской равнине.

Слайд 4Мордовия расположена в двух растительных зонах: смешанных лесов и лесостепи.

В настоящее время четверть ее земель занимают леса. Это и

могучие дубравы, и величественные сосновые боры, и белоснежные березняки.
В болотистых местах можно увидеть густые заросли ольхи, черемухи, кустарников, дикого хмеля.
Мордовия расположена в двух растительных зонах: смешанных лесов и лесостепи. В настоящее время четверть ее земель занимают

Слайд 5Страницы древней истории
Первые следы пребывания человека на территории Мордовии относятся

к периоду от 7 до 10 тысяч лет назад. Из

века в век она осваивалась человеком.
Древние люди занимались охотой и рыболовством. Следы их стоянок обнаружены на берегах Мокши, Вада, Алатыря и др. рек, а у мордовских сел найдено большое количество орудий труда и обломков посуды.
Страницы древней историиПервые следы пребывания человека на территории Мордовии относятся к периоду от 7 до 10 тысяч

Слайд 6 Религиозные
воззрения мордвы

Религиозные воззрения мордвы

Слайд 7Религия - способ жизни и мировосприятия,
основанный на поклонении кумиру
или

кумирам,чаще всего именуемых богами.

Религия - способ жизни и мировосприятия, основанный на поклонении кумируили кумирам,чаще всего именуемых богами.

Слайд 8Вплоть до начала ХХ века среди
мордвы были распространены
ранние формы религиозных


воззрений.
Они включали культ предков
(почитание умерших родственников)
и веру в божеств,

олицетворяющих
различные природные явления.
Вплоть до начала ХХ века средимордвы были распространеныранние формы религиозных воззрений.Они включали культ предков (почитание умерших родственников)и

Слайд 9Боги мордвы

Боги мордвы

Слайд 10Тюштя - глава племен
мокши и эрзи.
Мифологический персонаж. Он наделен магической

силой: может пахать сразу на 12, 24 лошадях, управлять 30

сохами, 40 боронами. На лбу у него солнце, на затылке – светлый месяц, на концах волос – светящиеся звездочки. Рождается с железными пятками, с каменным теменем, с завернутыми проволокой коленями. Он красив, строен, обут и одет нарядно.
На земле он самый богатый. Одним взглядом может построить город, другим – создать людей; способен управлять явлениями природы.
Тюштя - глава племенмокши и эрзи.Мифологический персонаж. Он наделен магической силой: может пахать сразу на 12, 24

Слайд 11Нишкепаз - верховный бог
крестьян.
Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также

богом огня и любви, владыкой семейной жизни.
Нишкепаз – человек

высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.
Нишкепаз - верховный богкрестьян.Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также богом огня и любви, владыкой семейной жизни.

Слайд 12Паксява - божество
покровительница поля.
Паксява предстает в образе куропатки или женщины

с длинными ниспадающими волосами.
Во время цветения ржи в глухую полночь

божество поля издает звуки, похожие на свист или плач (к неурожаю). Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.
Паксява - божествопокровительница поля.Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами.Во время цветения ржи

Слайд 13Кудатя - божество
покровитель дома.
В каждом доме было свое божество. Наряду

с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый

дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.
Кудатя - божествопокровитель дома.В каждом доме было свое божество. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При

Слайд 14Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает

в крестьянском доме, и видеть его может только владелец жилища.

Рождается Куйгорож необычным способом : из петушиного или совиного яйца, высиживается хозяевами. Наделён фантастической силой, исполняет любое желание своего владельца. Постоянно требует работы и выполняет её очень быстро. При отсутствии занятия может уничтожить всё сделанное и даже убить хозяина. Чтобы такое не случилось, нужно дать ему невыполнимое задание : свить верёвку из песка, вычерпать воду из реки и т. п. Чаще всего происхождение слова связывают с понятием «куй» («змея»), откуда наличие змеиного хвоста.

Куйгорож - гном-
покровитель
богатства.

Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает в крестьянском доме, и видеть его может

Слайд 15Банява - покровительница
бани, здоровья, родов.
Она живет под полком вместе со

своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в образе маленькой

юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы.
Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева божества. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник.
Также считается, что Банява помогала роженицам. После родов в ее честь готовили ритуальную кашу.
Банява - покровительницабани, здоровья, родов.Она живет под полком вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется

Слайд 16Бобо.

Бобо.

Слайд 17Варда
Полумифическое существо, хитрая, злая, завистливая девочка-оборвыш или старое злое существо.

Метка на спине Варды указывает на необычность ее происхождения, связь

с потусторонними силами.
Варда может заставить работать птиц, узнавать новости от месяца. От ее злодеяний матери оберегали детей с помощью плевка под мышки или на вышивку подола рубашки.
ВардаПолумифическое существо, хитрая, злая, завистливая девочка-оборвыш или старое злое существо. Метка на спине Варды указывает на необычность

Слайд 18Вирява - божество
покровительница леса.
По представлениям мордвы в каждом лесу есть

свое божество Вирява. Людям показывается редко, обычно в полдень или

перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме.
Видеть Виряву не к добру, но божество считается добрым: следит за порядком в лесу.
Вирява - божествопокровительница леса.По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирява. Людям показывается редко, обычно

Слайд 19Каштомава – покровительница печи.

Каштомава – покровительница печи.

Слайд 20Ковава - богиня покровительница Луны
Ковава контролирует время, видит все, что

происходит на земле; от нее зависит здоровье людей. Поэтому в

ее честь произносились молитвы.
У Ковавы есть муж – бог покровитель Луны – Коватя.
Ковава - богиня покровительница ЛуныКовава контролирует время, видит все, что происходит на земле; от нее зависит здоровье

Слайд 21Кельме Атя - старик Мороз.
Божество покровитель холода.
Это божество может быть

и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место

– за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельме Атя старается отплатить добром.
Чтобы расположить божество к себе, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.
Кельме Атя - старик Мороз.Божество покровитель холода.Это божество может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном

Слайд 22Нишкеава - божество
покровительница пасеки.
Каждая пасека имела собственное божество, обитающее

в одном из самых больших ульев.
К ней обращались с молянами

при болезни, если она, как предполагалось, была связана с пасекой, пчелами, медом. В таких случаях молились непосредственно на пасеке. Считалось, что хорошего человека пчела не укусит (Нишкеава не позволит).
Нишкеава - божество покровительница пасеки.Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев.К ней

Слайд 23Свои божества
были и у природных стихий:

Свои божества были и у природных стихий:

Слайд 24Ведь Ава - божество воды
и покровительница деторождения
По религиозным воззрения

мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява.
Ведява –

молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами.
Ведява предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы.
По поверью, у Ведявы есть муж – Ведь Атя.
Ведь Ава - божество воды и покровительница деторожденияПо религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется

Слайд 25Ведь Атя - божество воды,
муж Ведь Авы.
У него длинная седая

борода, живет глубоко в воде вместе с Ведявой. Его функции

ограничены (тянет в воду утопленников). Имя Ведяти упоминается в просьбах о помощи вылечить какие-либо болезни (особенно глазные).
Ведь Атя - божество воды,муж Ведь Авы.У него длинная седая борода, живет глубоко в воде вместе с

Слайд 26Толпаз - божество огня.
Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим,

играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если

рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится.
В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.
Толпаз - божество огня. Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим, играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу

Слайд 27Мордва полагали, что их божества могли быть как добрыми, так

и злыми. Чтобы привлечь к себе их благоволение им приносились

жертвы. В связи с этим возникли различные религиозные обряды, семейные и общественные моления – «озксы» По мере их усложнения постепенно выделялись избранные люди, исполнявшие роль жрецов.

Моление на
Троицу

Мордва полагали, что их божества могли быть как добрыми, так и злыми. Чтобы привлечь к себе их

Слайд 28Значительную роль отводила мордва и умершим предкам. Они считались покровителями

своих сородичей. К ним обращались с молитвами во время различных

бедствий: мора скота, болезней людей и т.п. До сих пор во многих мордовских селениях во время засухи старые люди ходят молиться на кладбище, прося предков посодействовать в этой беде. С ними "советовались" перед каждым важным делом: перед свадьбой, куплей или продажей дома, скота и т.п. Верили, что разгневавшись предки могли наслать болезни, неурожай и другие несчастья. Поэтому им, как и божествам, приносили жертвы, устраивали в их честь специальные поминальные дни.
Значительную роль отводила мордва и умершим предкам. Они считались покровителями своих сородичей. К ним обращались с молитвами

Слайд 29Православие
Примерно с XIV века в среду мордвы стало проникать православие..

Несмотря на сопротивление мордвы, русское правительство продолжало настойчиво проводить христианизацию,

которая формально была завершена к концу XVIII века. Но православию не удалось полностью вытеснить дохристианские воззрения мордвы, т.к. они были тесно связаны с ее повседневным бытом. Сами православные священники, чтобы не терять верующих нередко принимали участие в общественных молениях мордвы. Наиболее дальновидные деятели русской церкви, видя негативные стороны насильственной христианизации, стали использовать для более глубокого внедрения христианства в быт мордвы и других народов Поволжского региона их родные языки.
ПравославиеПримерно с XIV века в среду мордвы стало проникать православие.. Несмотря на сопротивление мордвы, русское правительство продолжало

Слайд 30Все это способствовало проникновению в народное сознание мордвы православного учения.

Постепенно место древних мордовских божеств стали занимать христианские святые, которые

смешались в народном представлении с прежними богами. Например, христианского бога мордва и сейчас называет именем своего дохристианского верховного покровителя: мокшанского Шкая или эрзянского Нишке паза.
Все это способствовало проникновению в народное сознание мордвы православного учения. Постепенно место древних мордовских божеств стали занимать

Слайд 31Выполнила:
Парчайкина Анастасия

Выполнила:Парчайкина Анастасия

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика