Разделы презентаций


Н. А. Бердяев

Содержание

Бердяев Николай Александрович (18.03.1874-24.03.1948)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Н. А. Бердяев
Тамбовский техникум железнодорожного транспорта (ТаТЖТ- филиал РГУПС) Выполнила студентка

группы ТАОП-311 Полосина Диана Павловна 2020 год Проверила Васильева Татьяна Владимировна

Н. А. БердяевТамбовский техникум железнодорожного транспорта (ТаТЖТ- филиал РГУПС) Выполнила студентка группы ТАОП-311 Полосина Диана Павловна 2020

Слайд 2Бердяев Николай Александрович (18.03.1874-24.03.1948)

Бердяев Николай Александрович (18.03.1874-24.03.1948)

Слайд 3Биография Н.А.Бердяева
Принадлежал к дворянской семье Бердяевых, известной своими традициями офицерской службы.

Его отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев (1837—1916), сын генерал-лейтенанта М. Н. Бердяева, был киевским уездным предводителем

дворянства, позже председателем правления Киевского земельного банка. Мать Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, была внучкой графини Виктории Потоцкой и графа Антония Людвига Октавия Шуазёль-Гуфье. Супруга — поэтесса Лидия Рапп (урождённая Трушева; 1871—1945).
Биография Н.А.БердяеваПринадлежал к дворянской семье Бердяевых, известной своими традициями офицерской службы. Его отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев (1837—1916), сын генерал-лейтенанта М. Н. Бердяева,

Слайд 4Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе

оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости

для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 году за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 году в марксистском журнале «Die Neue Zeit» напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму».
Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам

Слайд 5Общественная деятельность
В 1901 году вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к

метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, выступившего

с критикой мировоззрения революционной интеллигенции. Это направление впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовалась роль радикалов в революции 1905 и 1917 годов.
Общественная деятельность В 1901 году вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из

Слайд 6В 1903—1904 годах принимал участие в организации Союза освобождения и его борьбе.

Желая принять какое-либо участие в освободительном движении, я примкнул к

Союзу освобождения. С инициаторами Союза освобождения у меня были идейные и личные связи. Я принял участие в двух съездах за границей в 1903 и 1904 годах, на которых был конструирован Союз освобождения. Съезды происходили в Шварцвальде и в Шафгаузене, около Рейнского водопада. Красивая природа меня более привлекала, чем содержание съездов. Там я впервые встретился с либеральными земскими кругами. Многие из этих людей впоследствии играли роль в качестве оппозиции в Государственной думе и вошли в состав Временного правительства 1917 года. Среди них были очень достойные люди, но среда эта была мне чужда. В мою задачу совсем не входит писать воспоминания о Союзе освобождения, который играл активную роль перед первой русской революцией. Из деятелей Союза освобождения вышли элементы, составившие потом главную основу кадетской партии. В кадетскую партию я не вошёл, считая её партией «буржуазной». Я продолжал считать себя социалистом. Я принимал участие в комитете Союза освобождения сначала в Киеве, потом в Петербурге, но особенно активной роли по своему настроению не играл и чувствовал страшную отчуждённость от либерально-радикальной среды, большую отчуждённость, чем от среды революционно-социалистической. Иногда я вел переговоры от Союза освобождения с социал-демократами, например, с X., тогда меньшевиком, а впоследствии советским сановником, народным комиссаром и послом, с Мартовым, а также с представителями еврейского Бунда. На «освобожденческих» банкетах, которыми в то время полна была Россия, я себя чувствовал плохо, не на своём месте и, несмотря на свой активный темперамент, был сравнительно пассивен. Я себя чувствовал относительно лучше среди социал-демократов, но они не могли мне простить моей «реакционной», по их мнению, устремленности к духу и к трансцендентному.
— Самопознание

В 1903—1904 годах принимал участие в организации Союза освобождения и его борьбе. Желая принять какое-либо участие в освободительном движении,

Слайд 7В 1913 году написал антиклерикальную статью «Гасители духа», в защиту афонских монахов. За это

он был приговорён к ссылке в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали

приведению приговора в исполнение, в результате чего, три года он провёл в ссылке в Вологодской губернии. За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 году Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории».
Участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919—1922):

В 1913 году написал антиклерикальную статью «Гасители духа», в защиту афонских монахов. За это он был приговорён к ссылке в Сибирь,

Слайд 8Основные положения философии
Бердяев начал свою философскую деятельность как марксист, но потом

он все более склонялся к философии экзистенциализма и персонализма. От марксизма он брал

пафос революции, а также критику буржуазности. Иногда у Бердяева причудливо сочетается христианская и марксистская лексика: "Грех этот в оппортунистической приспособленности к «буржуазному» миру". В изложении своей философии он придерживался эссеистической манеры, критикуя отождествление философии с наукой. Саму научность он именовал "рабством духа у низших сфер бытия". Философия им отождествляется с искусством, в котором важную роль играет творчество, личность и призвание.
Бердяев благосклонно относится к христианству, однако замечает опасность "реставрации святоотеческого христианства", которая "может быть на руку духу антихристову", поскольку в ней мало антропологии. От христианства он берёт идею, что "знаком образа Творца" в человеке является "творческая свобода". Также он принимает каббалистическое учение о "Небесном Адаме". В целом Бердяев видел сходство всех религий в идее преодоления мира, поэтому он вводил понятие "нового религиозного сознания"

Основные положения философии Бердяев начал свою философскую деятельность как марксист, но потом он все более склонялся к философии экзистенциализма и персонализма.

Слайд 9Основными понятиями философии Бердяева является свобода (как антитеза необходимости), в которой творчески

преодолевается власть отчуждения. Особенностью взглядов Бердяева было учение о «первичной»,

«несотворённой» свободе, над которой не властен даже Бог. Он противопоставляет свободу от, свободе для.
Творчество в наибольшей степени обнаруживается в романтизме, где присутствует "трансцендентный прорыв" и "христианская потусторонность". Культуру Бердяев считает объективацией и побочным результатом творчества, которое стремится к преображению мира. Отсюда "подлинное творчество есть теургия". Размышляя о творчестве, Бердяев противопоставляет его "мистико-пантеистической" эманации и "материалистическо-натуралистической" эволюции. Творчество не перераспределение, но "оригинальный акт". Бердяев не локализует творчество в одном Боге, но выдвигает учение о "восьмом дне творения", т.е. продолжающемся творении, в котором участвует и человек. Попытка уподобится Творцу иногда порождает "мертвые механизмы", однако творческая гениальность все же равноценна святости. Бердяев называет гениальность "святостью дерзновения".
Наличие содержащейся параллели с упадком античного мира в «Новом средневековье» Бердяева отмечает Сергей Крих: у Бердяева конец «современной античности» (мира XIX века, викторианской эпохи, русского классицизма и так далее) виделся как трагический путь к очистившемуся обществу
Основными понятиями философии Бердяева является свобода (как антитеза необходимости), в которой творчески преодолевается власть отчуждения. Особенностью взглядов Бердяева было

Слайд 10Значение и след в русской духовной мысли
Дважды при советской власти

Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в

1920 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечён не был». Во время этого ареста, как рассказывает Бердяев в мемуарах, его допрашивали лично Феликс Дзержинский и Вацлав Менжинский.
Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобождён. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу»

Значение и след в русской духовной мыслиДважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я

Слайд 11После отъезда 29 сентября 1922 года — на так называемом «философском пароходе» —

Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими

философами: Максом Шелером (1874—1928), Кайзерлингом (1880—1946) и Шпенглером (1880—1936). Сочинения немецкого философа Франца фон Баадера (1765—1841) — по словам Бердяева «величайшего и замечательнейшего из бёмеанцев» — привели русского эмигранта к трудам религиозного мистика, так называемого «тевтонского философа», Якоба Бёме (1575—1624).
В 1924 году он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 годы был редактором журнала русской религиозной мысли «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др.

После отъезда 29 сентября 1922 года — на так называемом «философском пароходе» — Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился

Слайд 12«В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении,

я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона

с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало». В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где «можно было говорить обо всём, высказывать мнения самые противоположные».
Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.

«В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и

Слайд 13В 1942—1948 годах был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по

литературе. «Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей

Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжёлое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает её. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество моё не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании»
В 1942—1948 годах был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. «Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую

Слайд 14В 1946 году получил советское гражданство. Умер Бердяев в 1948

году за письменным столом в своём рабочем кабинете в доме

в Кламаре от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и Царство Кесаря», и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел.
Похоронен в Кламаре, на городском кладбище Буа-Тардьё.
В честь философа назван астероид- 4184 Бердяев

В 1946 году получил советское гражданство. Умер Бердяев в 1948 году за письменным столом в своём рабочем

Слайд 15Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика