Слайд 1НАЦИО
НАЛЬНАЯ
ШКОЛА
Русское/ ориентальное и космополитическое
у ведущих мастеров 2-ой половины XIX века
Слайд 2Традиция “стиля трубадур” в историческом жанре
К.Е. Маковский (1839-1915)
Агенты Дмитрия Самозванца
убивают Федора Годунова
1862
Карл Теодор фон Пилоти (1826-1886)
Сени у тела
убитого
Валленштейна
1855
Слайд 3Дипломная работа: традиция и новаторство
И.Е. Репин
(1844-1930) Воскрешение
дочери Иаира
1870-71
И.Е. Репин (1844-1930)
Воскрешение дочери Иаира. Эскиз. 1870
В.Д. Поленов (1844-1927)
Воскрешение дочери Иаира. 1871
Слайд 4Социальная картина: традиция и новаторство
И.Е. Репин
(1844-1930)
Бурлаки на Волге
1871-73
И.Е.
Репин
Молодой бурлак (Ларька) Карандаш, 1870
Антиной → Бельведерский
из Летнего сада
(копия; 1725-27)
как прототип
← фигуры Ларьки
Слайд 5И. Е. Репин в Париже : 1874-1876
гг.
↑ И.Е. Репин (1844-1930)
Парижское кафе
1875
“А между тем, Париж
хорош теперь: жизнь ключом бьет, везде новость, изобретение, эффект, бьющий приятно
в глаз и производящий впечатление. <…>
… Все покоряется художественной импозантности Парижа! Все умолкает перед
этим бойким, хотя и
мимолетным эффектом!”
Письмо И.Е. Репина
И.Н. Крамскому
из Парижа, 13/25 сентября 1874 года
Жан Беро (1849-1935)
← На бульваре
1870-е гг.
Сцена →
в кондитерской
1889
Слайд 6Картина как энциклопедия
общественной/
/религиозной жизни
← И.Е. Репин
(1844-1930)
Крестный
ход в Курской губернии. 1881-83
↑Уильям Пауэлл Фрит (1819-1909) Железнодорожная станция.
1862
↑ К.Е. Маковский (1839-1915)
Перенесение священного ковра в Каире. 1876
Слайд 7Деятель церкви в XIX веке
И.Е. Репин
(1844-1930)
Протодьякон (этюд к картине
“Крестный ход в Курской губернии”)
1877 (1881)
Джон Эверетт Миллес (1829-1890)
Портрет кардинала Дж.Г. Ньюмана
1881
Слайд 8И.Е Репин и позитивистские
физиогномические штудии
И.Е. Репин (1844-1930)
↑ Горбун (акварель)
Горбун (этюд) ↑
1880 1881
Франсис Гальтон (1822-1911)
Душевнобольные из Бетлема
1880-е гг.
Альфонс
Бертильон (1853-1914)
Синоптическая таблица физиогномики человека. 1890-е гг.
Слайд 9“Роковая женщина”: наследие “стиля трубадур”
↑ И.Е. Репин (1844-1930)
Царевна Софья
в Новодевичьем
монастыре… 1879
Энтони Фредерик Сандис ↑
(1829-1904)
Фея Моргана. 1864
↑
Джеймс Дромгол Литтон
(1840-1916)
Мария Стюарт, королева Шотландии. 1888
“… Вот царевна Софья какой должна быть,
а совсем не такой, как у Репина. Стрельцы
разве могли за такой рыхлой бабой пойти?
Их вот такая красота могла волновать:
взмах бровей, может быть …”
В.И. Суриков, в передаче
М.А. Волошина (1916)
Слайд 10Портрет актрисы в живописи и в фотографии
И.Е. Репин (1844-1930)
Портрет актрисы
П.А. Стрепетовой
1882
Надар (Гаспар Феликс Турнашон;
1820-1910)
Портрет Сары Бернар
Желатино-серебряная печать, ок.
1864
Слайд 11Портрет современного мудреца: писателя, ученого
И.Е. Репин (1844-1930)
Портрет Л.Н. Толстого
1887
Уильям
Блейк Ричмонд (1842-1921)
Портрет Чарльза Дарвина
1880-е гг.
Слайд 12Нигилизм, терроризм
и массовая культура
← И.Е. Репин (1844-1930)
Арест пропагандиста
(Арест в деревне)
1880-89
Восковые
фигуры в музее
Гревен в Париже (1880-е гг.):
Арест
Арест преступника русских
↙ нигилистов ↓
Слайд 13“Её никто не ждал !” (мелодрама)
И.Е. Репин (1844-1930)
Не ждали
(1-й, “женский”
вариант)
1883
Неизвестный художник
“Месть разъяренной женщины”
Иллюстрация из “Le Petit Journal”
1900-е
гг.
И.Е. Репин (1844-1930)
Рисунок “нигилистки”,
героини картины
“Не ждали”
1883
Слайд 14“Трогательный ссыльный” и Высочайшее милосердие
И.Е. Репин (1844-1930)
Не ждали
(второй
вариант). 1884
Карл Штейбен (1788-1856)
Христос на Голгофе. 1841
К.Е. Маковский (1839-1915)
Александр
II в гробу.
1881
“… [картина Репина] изображает сцену свидания возвращенного ссыльного с его семейством.
Мысль счастливая, эффектная и современная.
Говорю «современная», ибо дело происходит
в наши дни, после коронации, после Высочайшего манифеста, возвратившего многих ссыльных.
<…> Картина задумана так, что она должна производить примиряющее впечатление,
пожалуй трогательное”
Незнакомец [А.С. Суворин]
“Новое Время”, 4 марта 1884 года
Слайд 15Каторжники и смертники
← Михай Мункачи (1844-1900)
В камере смертника. 1869-70
←
И.Е. Репин (1844-1930)
Отказ от исповеди
1885
Неизвестный фотограф
Ссыльно –каторжные.
↓ Нерчинск,
1891
“…Постой! В твоих глазах я встретил слезы
И голос твой дышал ко мне участьем.
Твое лицо я первое в тюрьме
Беззлобное увидел …”
Из стихотворения
Н. Минского “Последняя исповедь”
“Народная воля”, № 1, 1879
“Старик! Твою я презираю рясу,
Но доброе под ней, должно быть, сердце...
Как поп — мне враг, как человек, быть может,
Ты мне и друг… Прими же
в благодарность
Ты мой поклон и теплое спасибо!”
Слайд 16“Грозный” владыка и ориентальная жестокость
↑ И.Е. Репин (1844-1930)
Иван Грозный и
сын его Иван
16 ноября 1581 года
1885
↑ Анри Реньо
(1843-1871)
Казнь без
суда у мавров Гранады 1870
М.М. Антокольский (1843-1902) →
Иван Грозный
Мрамор, 1875
Слайд 17“Дикие дети
степей/ прерий”: герои романтической традиции
И.Е. Репин (1844-1930)
Запорожцы
пишут письмо турецкому султану
(вариант ГРМ; 1888-91) →
(эскиз в ГТГ:
1887) ↓
Джордж де Форест Браш (США; 1854/55-1941) ↑
Перед сражением; 1886
“Новороссийские степи еще не имели историка, хотя вполне достойны пера столь же благородного, столь же искусного,
как перо Купера, поэта и летописца степей
[des prairies] Американских”
А.А. Скальковский “История Новой Сечи, или последнего Коша Запорожского…” (1841)
Слайд 18“… Вольное рыцарство, непримиримо воюющее с неверными”
↑ И.Е. Репин (1844-1930)
Запорожцы
(вариант Харьковского музея;
1888-96)
Жан-Леон Жером (1824-1904) ↑
Арнауты у ворот Баб-эль-Наср
в Каире. 1869-70
Е.А. Лансере (1848-1886) →
Святослав на пути в Царьград
Бронза, 1886
Слайд 19“Жестокие дикари”: натурные этюды
Жан-Леон Жером
(1824-1904)
Черный башибузук.
1869
И.Е.
Репин (1844-1930)
Этюд запорожского казака
1880
“ Отаман Сирко он тоже маху
не даст:
сдерет с живого кожу, закопает живого в землю,
перебьёт детей головой об стену … и даже своим
толстым седым усом не моргнет.
Какие беспощадные, неумолимые лица
везде кругом: они теперь пьяны,
эти люди, чуть не мертвецки, как следует
доброму казаку, они хохочут … ”
Из рецензии В.В. Стасова на картину Репина
“Северный Вестник” , 1892
Неизвестный фотограф
Башибузук-арнаут,
Константинополь. 1860-е гг.
Слайд 20Творческие открытия и массовая культура
Неизвестный дизайнер
Реклама табачной фабрики А.И. Шапошникова.
1890-1900-е гг.
Неизвестный дизайнер
Рекламный плакат табака “Оттоман”
1900-е гг.
Слайд 21Работы И.Е Репина
“по Высочайшему
заказу”
↑ И.Е. Репин
(1844-1930)
Прием императором
Александром III
земских старшин
в Петровском дворце
1885-86
И.Е. Репин →
(1844-1930)
Торжественное заседание
Государственного Совета
1901-03
Слайд 22Границы живописного мастерства/ новаторства И.Е. Репина
И.Е. Репин (1844-1930)
Белорус
1892
Винсент
Ван Гог (1853-1890) ↑
Портрет крестьянина
1886-88
“В каждой картине можно найти
… такую же уступку,
сделанную рассказчиком-Репиным живописцу-Репину … Даже в самых неудачных вещах есть эти великолепные куски,
но зато и в лучших его картинах — это только куски, случайно, контрабандой пробравшиеся в его идейные создания”
А.Н. Бенуа “История русской живописи в XIX веке” (1901)
↑ Поль Сезанн (1839-1906)
Портрет Поля, сына художника. 1888-90
Слайд 23“Импрессионистские
попытки”
у позднего
И.Е. Репина
↑ И.Е. Репин (1844-1930)
Манифестация
17
октября 1905 года
1908-11
И.Е. Репин →
(1844-1930)
Знаменитые люди
Финляндии
1922-27
Слайд 24“Позднеромантические” исторические мелодрамы
В.Д. Поленов (1844-1927)
Право господина
1874
Ян Алоизий Матейко
(1838-1893)
Король Зигмунт Август
и Барбара Радзивилл
1867
Слайд 25Вновь наследие “стиля трубадур”
В.Д. Поленов (1844-1927)
Арест графини д’Этремон
1875
К.Ф. Гун (1831-1877)
Сцена
из Варфоломеевской ночи.
1870
Слайд 26“Пейзаж настроения” и импрессионизм (I)
В.Д. Поленов (1844-1927)
Московский дворик
1878
Камиль
Писсарро
Дорожка в парке
1875
Камиль Писсарро (1830-1903)
Мамаша Пресле. 1874
Слайд 27“Пейзаж настроения” и импрессионизм (II)
← В.Д. Поленов (1844-1927)
Бабушкин сад
1878
Клод
Моне (1840-1926)
Уголок сада с клумбой гладиолусов. 1876 ↓
“…
Используя пастозную консистенцию изобретенных красок из тюбика, [импрессионист]
щедро накладывает густые, непрозрачные сгустки, которые сильно отражают свет — прямо в глаза зрителя. <...> Вибрирующие точки призматических пигментов в зелени создают фрагментированную диффузию подвижного цвета … Цвет кажется не находящимся
на поверхности, но — распыленным в воздухе, непосредственно перед зрителем”
Martin Kemp “The Science o f Art” (1990)
Слайд 28Путешествие В.Д. Поленова на Восток в 1881-82 годах
В.Д.
Поленов (1844-1927)
↑ Афинский Парфенон. Этюд. 1882
Эрехтейон. Этюд. 1882 ↗
Вифлеем.
Этюд. 1882 →
Франсис Фрит
(1822-1898)
Колоннада
большого храма
в Баальбеке
Фотография, 1863
Слайд 29Археологическая и этническая конкретность образа Христа
В.Д. Поленов (1844-1927)
Этюд головы Христа
1882-84
↑
Неизвестный автор
Шейх бедуинов из Пальмиры
Открытка, 1880-90-е гг.
К. и Ф. Дамманн.
Иллюстрация из книги “Этнографическая
и физиологическая
галерея человеческих
рас”, 1875
“... Христос был странствующий проповедник. Ему нужна была физическая сила, чтобы носить бремя великого деятельного духа.
Он, как и мы, загорал на солнце, уставал от трудного пути, ел и пил. Художник и изобразил нам человека с чрезвычайной правдивостью.
Это реально, но не нужно забывать, что реализм
есть … выработанное нашим временем условие художественности”
В.Г. Короленко — о картине Поленова (1888 )
Слайд 30В.Д. Поленов и “историческое христианство” (I)
В.Д. Поленов (1844-1927)
Христос и
грешница
(“Кто без греха”)
1888
Джеймс Тиссо (1836-1902)
Христос и грешница
(Иисус пишет
на камне)
1894
Уильям Джеймс Уэбб
(1830-1904?)
Заблудшая овца
(Добрый пастырь)
1864
Слайд 31“Жизнь Христа” и ориентальная этнография
В.Д. Поленов (1844-1927)
↑ Два этюда
из цикла “Жизнь Христа” ↓
1890-1900-е гг.
Неизвестный фотограф
← (Англия)
Фотография
из серии “Жители
Иерихона”
Желатиновая
печать на стекле,
1890-1900-е гг.
↑Джеймс Тиссо (1836-1902) Христос и фарисеи
1886-94
Слайд 32В.Д. Поленов и экзотическая этнография
← В.Д. Поленов
(1844-1927)
На озере
Тивериадском (Геннисаретском)
1889
←Эдуард
Кёртис
(1868-1952)
Индейцы
племени “черноногих”
Фотографии
1896
Слайд 33В.Д. Поленов и “историческое христианство” (II)
← В.Д. Поленов
(1844-1927)
Среди учителей
1896
← Уильям
Холмен Хант
(1827-1910)
Христос
среди
учителей
1854-60
↑
Макс Либерман
(1847-1935)
Христос среди учителей. 1880-е гг.
Слайд 34Сходный мотив —
и разные пути
в искусстве
↑
Н.П. Богданов-
Бельский
(1868-1945)
У больного
учителя
1897
↑ К.К. Костанди
(1853-1921)
У
больного товарища
1884
Пабло Пикассо →
(1881-1973)
Наука и милосердие
1897
Слайд 35В.И. Суриков: дипломная работа в Академии художеств
↑ В.И. Суриков (1848-1916)
Апостол
Павел объясняет догматы веры
1875
Вацлав Брожик (1851-1901) →
Магистр Ян Гус перед
Констанцким собором
1883
В.И. Суриков (1848-1916) ↑
Пир Валтасара. 1874
Слайд 36Национально-историческое кровопролитие
↑ В.И. Суриков
(1848-1916)
Утро стрелецкой казни
1881
Эдуард-Бернар Деба-Понсан
(1847-1913)
Утро после Варфоломеевской ночи
1880
Ян Алоизий Матейко →
(1838-1893)
Грюневальдская битва
1876
Слайд 37“Семейная бытовая сцена” с глубоким смыслом
↑ В.И. Суриков (1848-1916)
Меньшиков в
Березове
1883
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Едоки картофеля
1885 ↓
“ … «Меншиков» из
всех суриковских драм наиболее «шекспировская» по вечным,
неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры их, трагические переживания, простота концепции картины, безнадежность и глубокая, волнующая
трогательность — все нас восхищало тогда”
М.В. Нестеров “Давние дни. Воспоминания художника” (1941)
Слайд 38Федосья Морозова — “страдающая жрица” архаического
восточного культа
←
В.И. Суриков
(1848-1916)
Боярыня Морозова
1887
↑ К.В. Лебедев (1852-1916)
Марфа Посадница; уничтожение Веча Новгородского.
1889
“О, дайте этой Морозовой
… власть, — повсюду зажглись
бы костры, воздвиглись бы
виселицы и плахи, рекой
полилась бы кровь, и
бездушные призраки
приняли бы
многую жертву”
Из рецензии В.М. Гаршина
“Северный Вестник”, 1887
↑ В.Г. Перов (1833-1882)
Никита Пустосвят: спор о вере. 1880-1881
Слайд 39“Пассионарный”
национальный типаж
В.И. Суриков (1848-1916)
Боярыня Морозова (фрагмент)
Этюд головы Морозовой. 1887
↑
Хью Уэлш Дайамонд (1808-1886)
Из серии портретов душевнобольных
Альбомная печать, 1850-60-е
гг.
Слайд 40Мотив: (народная) сцена в снегу
В.И Суриков (1848-1916)
↖ Взятие снежного
городка. 1891
Автопортрет в шубе. 1890 ↑
← Клод Моне (1840-1926)
Стога сена
в снегу (Живерни)
1891
Слайд 41Русский “великий поход на Восток”
← В.И. Суриков
(1848-1916)
Покорение
Сибири
Ермаком
1895
↑ Михай Мункачи (1844-1900)
Завоевание мадьярами Родины. 1893
“Почему опытные
в своем деле …
казаки неразумно подставляют себя
под выстрелы, стоят, да еще в кучке,
а не лежат на дне своих лодок?
… Почему они стреляют ружьями
XVIII [века] , кремневыми,
а не фитильными,
что на два столетия упреждает
изобретение кремневых курков?...”
В.В. Верещагин “Листки из
записной книжки” (1898)
М.М. Антокольский (1843-1902) ↗
Ермак Тимофеевич. Бронза, 1889-90
Слайд 42Живописный мотив: “солдаты на снегу”
В.И. Суриков (1848-1916)
Переход Суворова
через
Альпы. 1899
Фрагмент ↑ картины
Сурикова
Густав Седерстрем (1845-1933)
Последний путь короля Карла
XII
1884 (картина и фрагмент ↗)
Слайд 43“Знаменитый разбойник” в живописи и в массовой культуре
← Суриков В.И.
(1848-1916)
Степан Разин
1905-07
← Кадр и плакат фильма ↑
“Стенька Разин (Понизовая вольница)”
Режиссер
Вл. Ромашков (Россия, 1908)
Слайд 44Коррида глазами
разных авторов
← В.И. Суриков
(1848-1916)
Бой быков в Севилье
Акварель,
1910
↑ Пабло Пикассо (1881-1973)
Эпизод корриды. 1901
↑ П.П. Кончаловский (1876-1956)
Бой
быков (эскиз). 1910
↑“Матадоры приветствуют французских моряков
в Хересе”
Обложка
“Le Petit Journal”,
1890-е гг.
Слайд 45Влияние
творчества
В.И. Сурикова
в ХХ веке
Гавриил Никитич
Горелов
(1880-1966)
↑ Осмеяние ереси
жидовствующих при Иване III. 1909
↑ Поругание тела князя Ивана Милославского
Петром I. 1911
Слайд 46Современная война и политическая расправа
↑ В.В. Верещагин
(1842-1904)
Перед атакой. 1881
Эдуард
Мане (1832-1883) →
Казнь императора
Максимилиана
1868-69
↑ В.В. Верещагин
(1842-1904)
После атаки. Перевязочный
пункт под
Плевной. 1881
“… Не могу выразить тяжесть впечатления, выносимого при объезде полей сражения в Болгарии, в особенности холмы, окружающие Плевну; — это сплошные массы крестов…
Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении”
Из рукописи В.В. Верещагина (1879-80 гг.)
Слайд 47“Трогательный рассказ в картинках”
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)
↑ В госпитале
1901
↑
Письмо матери
1901
Письмо прервано ↑
1901
Письмо осталось ↑
неоконченным. 1901
Слайд 48Война как
национально-патриотический
символ
← Верещагин В.В. (1842-1904)
Наполеон на Бородинском поле.
1897
← Ж.-Б.-Э. Детайль
(1848-1912)
Да здравствует император!
1891
В.В. Верещагин
(1832-1904)
→
Наполеон в Кремле
1897
Слайд 49Женщина — опасная
“душа природы”
← К.Е. Маковский (1839-1915)
Русалки
1879
↑ Август Мальмстрем (1829-1901)
Танцующие феи. 1866
↑ “Русалки” К.Е. Маковского
на
русской эротической эткрытке 1900-е годы
Слайд 50“Артистическая маэстрия” в салонном портрете
К.Е. Маковский (1839-1915)
Портрет семьи художника
1882
Джованни
Болдини (1842-1931)
Герцогиня Мальборо с сыном
Ок. 1897
Слайд 51Историческая картина как “антикварная лавка”
К.Е. Маковский
(1839-1915)
← Боярский свадебный пир
в XVII веке. 1883
Маленький антиквар
1882 ↓
↑ Фотореконструкция
(tableau vivant) картины
Маковского
↑ Картина Маковского на крышке чайной коробки; нач. ХХ в.
Слайд 52“Национальный колорит”
↑ К.Е. Маковский (1839-1915)
Поцелуйный обряд
1895
А.Д. Литовченко (1835-1890) →
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею
1875
“Стасовское требование
от художников
работ
в «русском стиле» есть, в сущности, глубокое варварство. .. В своем
роде и это есть академизм,
и даже, быть может, горший, а по результатам, наверное, более печальный, нежели академизм, основанный на признании
классических канонов”
А.Н. Бенуа “История русской
живописи в XIX веке” (1901)
Слайд 53“Угроза” массовой культуры (продолжение)
К.Е. Маковский (1839-1915)
Угощение
1890-е гг.
Неизвестный дизайнер
Реклама пива “Калинкин”
Литография, 1900-е гг.
К.Е. Маковский (1839-1915)
Чарка меду
1890-е гг.
Слайд 54Национальный колорит и “августейший маскарад”
↑ Неизвестный автор
Император Николай II
в
костюме сокольничего
XVII века. Ок. 1903
Сигизмунд Поллак (1837-1912) ↑
Император Франц-Иосиф I
в одеянии гроссмейстера
Ордена Золотого Руна. 1868
↑ Неизвестный фотограф
Николай II и Александра Федоровна на балу
13 февраля 1903 года
Слайд 55Домашний быт “в русском стиле”
К.В. Лебедев (1852-1916)
Боярская свадьба
1883
К.Е.
Маковский (1839-1915)
Боярышня с прялкой у окна
Конец 1880-х
Кресло “Дуга” →
по проекту
резчика
В.П. Шутова
(1826-1887),
Оригинал 1872
Слайд 56Женское общество:
русское и космополитическое
М.П. Клодт (1835-1914) Терем царевен. 1878
В.И. Суриков
(1848-1916)
Посещение царевной женского монастыря. 1912
Лоренс Альма Тадема (1836-1912)
Колизей. 1896
Слайд 57Мотив одинокой женской фигуры
С.В. Бакалович (1857-1947?)
Октябрь
1884
Лоренс Альма-Тадема
(1836-1912)
Память о
герое. 1898
Фредерик Лейтон
(1830-1896)
Навзикая. 1878
Слайд 58Художники
“соблазняют” публику
↑ Ф.А. Бронников (1827-1902)
Туалет римской женщины
1870-е гг.
← Лоренс
Альма-
Тадема
(1836-1912)
Скребки
и губки.
1890-е гг.
Слайд 59Две картины
на один “жестокий” сюжет
← П.А. Сведомский
(1849-1904)
Погребение
в цветах
1886
Лоренс Альма-Тадема →
(1836-1912)
Розы Элагабала
1888
Слайд 60Художники
“пугают” публику (I)
↑ П.А. Сведомский (1849-1904)
Фульвия с головой
Цицерона
1880-е гг.
Жорж-Антуан Рошгросс
(1859-1938)
Андромаха. 1883 ↓
“… Невозможно перечислить всех убийств,
совершенных
в то время в … искусстве. Их можно было бы разделить
по рубрикам — на убийства библейские, исторические, политические, убийства из мести и ради грабежа, —
с подразделением по способу убиения: яд, кинжал,
петля, кулачная расправа, холодное оружие, сожигание
и т.п. В то время публика прозвала Салон — моргом
за пристрастие к genre féroce”
Рихард Мутер
“История живописи в XIX веке”
(рус. перевод 1899)
Слайд 61Художники
“пугают”
публику (II)
← Г.И. Семирадский
(1843-1902)
Светочи христианства
(живые факелы
Нерона)
1876
Жан Леон Жером (1824-1904) ↑
Возвращение хищников. 1904
↑ Г.И. Семирадский (1843-1902)
Христианская Дирцея в цирке Нерона
1897