Слайд 1Наблюдение
- метод сбора первичной маркетинговой информации путем пассивной регистрации
исследователем определенных процессов, событий или явлений, которые могут быть выявлены
с помощью технических средств или органов чувств
Слайд 2Основные термины
Наблюдатель – член исследовательской команды, проводящий наблюдение.
Объект наблюдения –
наблюдаемый процесс, явление, ситуация.
Предмет наблюдения – изучаемые стороны процесса, явления.
Единица
наблюдения – представленный поэлементно предмет наблюдения – некие действия или ситуации, которые могут быть выявлены и зафиксированы (например, последовательность действий, совершаемых потребителем при покупке товара).
Рамки наблюдения – набор фиксируемых единиц наблюдения (что наблюдать, а что не наблюдать).
Время наблюдения – временные рамки наблюдения (когда, как долго, с какой периодичностью).
Слайд 3Основные термины
Место наблюдения – место, где проводится наблюдение.
Среда наблюдения –
совокупность условий, в которых проходит наблюдение.
Процедура наблюдения – процесс наблюдения
за явлением и фиксации информации, описание и реализация алгоритма наблюдения (в какой последовательности что наблюдать).
Вид (форма) наблюдения – особенности организации процесса наблюдения, характера фиксируемой информации.
Бланк наблюдения – рабочий документ для фиксации информации, полученной в ходе наблюдения
Слайд 4Объекты наблюдения
Потребители (поведение, сегментная структура рынка, процессы потребления товара, предпочтения
потребителей по товарам (например, измерение предпочтений с помощью аудиметра)
Персонал (собственный,
конкурентов, партнеров)
Торговые точки – торговый процесс и система обслуживания клиентов (собственные торговые точки компании, конкурентов, партнеров и т.п.)
Ассортимент рыночных операторов, представленный в торговых точках или других сбытовых каналах, доступных для наблюдения (например, в Интернет-магазинах)
Слайд 5Объекты наблюдения
Упаковка, используемая рыночными операторами
Ценовые параметры ассортимента (уровень цен, высота
цен, средние цены, ценовые формы стимулирования)
Коммуникационная активность рыночных операторов (рекламная,
PR-деятельность, выставочная деятельность, мерчендайзинг, POS-материалы и т.д.)
Сбытовые каналы, используемые рыночными операторами
Сервисная деятельность рыночных операторов
Рыночная активность в среде Интернет (функции и структура представительских сайтов, реклама в Интернет)
Слайд 6Объекты наблюдения
Рыночная среда в локации торговых точек (пешеходные и транспортные
потоки, конкурирующие операторы рядом, притягательные для потребителей аналогичные торговые точки,
создающие концентрацию потребительских потоков)
Рабочий процесс в конкурирующей компании (например, методом включенного наблюдения)
Жизненный / потребительский контекст
Слайд 7Виды наблюдения
Основные классификационные признаки
Слайд 8Классификация по характеру окружающей обстановки
Полевое наблюдение — проводят в
естественных условиях, в реальных жизненных ситуациях
Лабораторное наблюдение — осуществляют
в искусственно созданных условиях; это позволяет сохранять стабильность обстановки, в которой проходит исследование
Слайд 9Классификация по месту исследователя в изучаемом процессе
Включенное наблюдение
Невключенное наблюдение
Самонаблюдение
Слайд 10Включенное наблюдение
— наблюдение с непосредственным участием исследователя в ситуации, одновременно
влияя на нее и подвергаясь ее влиянию. Такая форма позволяет
скорректировать объективность выводов наблюдателя за счет улучшения понимания им наблюдаемых процессов
Слайд 11Невключенное наблюдение
— наблюдение со стороны, без участия исследователя в наблюдаемом
процессе, когда он находится в некотором удалении от объекта наблюдения,
что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, влияющие на него
Слайд 12Самонаблюдение
- сам объект наблюдения фиксирует информацию в специальных дневниках (например,
о повседневных покупках)
Слайд 13Классификация по способу восприятия объекта наблюдения
Персональное наблюдение — события
фиксируются непосредственно с помощью органов чувств человека, интерпретация наблюдателем и
ручная запись
Неперсональное наблюдение — события фиксируются с помощью приборов, что позволяет снизить субъективность восприятия
Слайд 14Классификация по степени стандартизации наблюдения
Структурированное (контролируемое) наблюдение — используются
бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса
или ситуации, остальные элементы игнорируются
Полуструктурированное наблюдение – часть бланка неструктурированна, предполагается запись комментариев, дополнительной информации или просто описания процесса так, как его видит наблюдатель
Свободное (неструктурированное) наблюдение — осуществляется наблюдение всех элементов поведения без заранее заданной схемы
Слайд 15Классификация по степени открытости процесса наблюдения
Открытое наблюдение — участникам
известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом
Скрытое наблюдение — наблюдаемым неизвестно о проводимом исследовании
Слайд 16Классификация по характеру наблюдаемых событий
Прямое наблюдение проводится непосредственно за
поведением, явлением
Непрямое (косвенное) наблюдение проводится за результатами поведения (например,
фиксация информации об упаковке в мусорных баках, информации с кассовых чеков).
Слайд 17Классификация по характеру получаемой информации
Количественное наблюдение – предполагает количественную обработку
собранной информации (как правило структурированного наблюдении)
Качественное наблюдение – предполагает качественную
обработку собранной информации (м.б. структурированным и неструктурированным).
Слайд 18Классификация по масштабности рамок наблюдения
Локализованное наблюдение – фиксируется информация о
малом количестве единиц наблюдения
Полномасштабное наблюдение – фиксируется информация о множестве
единиц наблюдения
Слайд 19По регулярности проведения наблюдения
Систематическое наблюдение – проводится регулярно для замера
динамики явления и выявления тенденций
Эпизодическое наблюдение – не имеет четко
установленного регламента периодичности
Однократное наблюдение – проводится однократно по запланированной схеме, более данная схема не используется
Случайное наблюдение – незапланированное наблюдение явления
Слайд 20Возможные цели наблюдения
Анализ покупательского поведения потребителей
Анализ сегментной структуры торговой
точки
Наблюдение за способами использования / потребления товара
Наблюдение за жизненным контекстом
потребителей.
Наблюдение за проявлениями стиля жизни исследуемых потребителей
Анализ рыночной локации торговой точки для принятия решения об открытии / закрытии торговой точки / репозиционировании / диверсификации / совершенствования деятельности торговой точки, для выявления причин проблем в деятельности торговой точки.
Слайд 21Возможные цели наблюдения
Анализ пешеходных и транспортных потоков в локации торговой
точки
Розничный аудит торговых точек с целью выявления товарной структуры
рынка.
Аудит торговых точек с целью выявления фирменной структуры рынка (фиксация информации о торговых точках определенного типа, расположенных в районе).
Сравнительный анализ товарной политики компании (ассортимент, продукт, бренды).
Сравнительный анализ ценовой политики компании (уровень цен, скидки).
Слайд 22Возможные цели наблюдения
Сравнительный анализ коммуникационной политики компании (реклама, PR, выставочная
деятельность, личные продажи, стимулирование сбыта). Аудит рекламных материалов и рекламной
активности операторов рынка в городской среде, на выставке и т.п.).
Сравнительный анализ сбытовой политики компании (каналы сбыта, формы и методы сбыта, мерчандайзинг).
Сравнительный анализ сервисной политики компании (ассортимент услуг, формы оказания услуг).
Мистери шоппинг – оценка системы обслуживания клиентов.
Слайд 23Возможные цели наблюдения
Анализ торгового процесса и системы обслуживания клиентов (с
целью изучения его содержания).
Анализ конкурентов.
Бенчмаркинг.
Анализ партнеров реальных и потенциальных.
Анализ активности
контактных аудиторий.
Слайд 24Этапы наблюдения
Подготовительный
Полевой
Аналитический
Слайд 25Подготовительный этап
(постановка задач)
Определение проблемы исследования (информационная неопределенность по
поводу особенностей мотивации и поведения субъектов, невозможности принятия решения по
воздействию на этих субъектов в ситуации информационной неопределенности).
Определение цели и задач исследования (получить информацию об особенностях мотивации и поведения субъектов для принятия необходимых решений) .
Слайд 26Подготовительный этап
Определение объекта и предмета исследования.
Определение задачи исследования.
Формулирование рабочей гипотезы
исследования.
Установление, что наблюдение является методом адекватным целям, предмету и задачам
исследования.
Определение типа и объема выборки.
Выбор места и времени наблюдения.
Выбор вида наблюдения.
Слайд 27Подготовительный этап
Определение средств фиксации информации.
Разработка процедуры наблюдения (системы действий, направленных
на выявление и регистрацию выбранных единиц в конкретных рамках наблюдения)
Разработка
бланка наблюдения и его апробация.
Подготовка оборудования, тиражирование необходимых документов.
Слайд 28Подготовительный этап
(подготовка персонала)
Формулирование требований к наблюдателю (уровень квалификации,
имеющиеся знания и навыки).
Подготовка инструкции для наблюдателей.
Подбор кадров и инструктаж
наблюдателей, при необходимости их тренинг.
Слайд 29Подготовительный этап
Разработка плана-графика исследования (определить время: когда и сколько интервью
будет проведено с учетом возможностей респондентов).
Составление бюджета исследования (с учетом
оплаты труда интервьюера, стоимости поощрения респондентов, стоимости тиражирования рабочих документов и т.д.) и выделение необходимых ресурсов.
Слайд 30Полевой этап
Выбор форм контроля полевого персонала
Сбор информации и контроль
работы персонала
Слайд 31Аналитический этап
Расшифровка и обработка полученной информации (расшифровка видеозаписей, расшифровка рабочих
документов, систематизация информации).
Анализ полученной информации и формулирование выводов.
Подготовка отчета об
исследовании и/или аналитического отчета.
Слайд 32Критерии выбора вида наблюдения (связанные с наблюдаемыми событиями)
Требуется ли стабильная
обстановка для проведения наблюдения?
Достаточно ли хорошо известна структура наблюдаемого поведения?
Требуется
ли изучать тенденции изменения исследуемых процессов?
Есть ли необходимость более точного измерения изучаемых признаков с помощью технических средств?
Слайд 33Критерии выбора вида наблюдения (связанные с процессом регистрации)
Существует ли опасность
субъективного истолкования событий?
Повлияет ли информация о проводимом исследовании на естественность
поведения наблюдаемых?
Есть ли сложности с пониманием сути происходящего?
Достаточна ли квалификация персонала для выполнения наблюдения?
Есть ли ограничения по срокам проведения наблюдения?
Насколько трудоемка процедура регистрации событий?
Слайд 34Разработка процедуры наблюдения
Единицы наблюдения – это некоторые «блоки» действий или
набор простейших операций (движений), или их признаки, с помощью которых
будет описываться исследуемое поведение, по которым можно судить о произошедшем событии.
Рамки наблюдения – это степень детализации (количество уровней) наблюдаемого поведения, которые должны быть охвачены в процессе исследования.
Слайд 35Неструктурированное наблюдение
Единицы наблюдения не конкретизируются, задается система классификации элементов наблюдаемого
поведения.
Рамки наблюдения — широкие. Поведение объекта в целом, поведение объекта
в отношении разных объектах, в разных ситуациях ситуации .
Слайд 37Структурированное наблюдение
Единицы наблюдения конкретизируются по элементам, признакам этих элементов, интенсивности
проявления этих признаков в соответствии с моделью последующего анализа и
группируются в бланк .
Рамки наблюдения детализируются в соответствии с моделью последующего анализа.
Слайд 38Способы контроля полевого персонала
Проведение беседы с участниками ситуации
Выполнение анализа документов
Сравнение
результатов разных наблюдателей, одновременно исследующих одну ситуацию, но ведущих записи
независимо друг от друга
Повторное наблюдение
Слайд 39Отчет о наблюдении включает следующие сведения
время, место, обстоятельства наблюдения
способ наблюдения
и роль наблюдателя,
характеристику наблюдаемых лиц
анализ информации, собственные заметки и
интерпретации наблюдателя
оценку надежности полученных результатов
Слайд 40Надежность полученных результатов может обосновываться на основании расчета одного из
трех коэффициентов:
коэффициента согласия наблюдателей (одно и то же событие наблюдается
одновременно различными наблюдателями)
коэффициента устойчивости (один и тот же наблюдатель производит наблюдение в разное время)
коэффициента надежности (различные наблюдатели проводят наблюдение в разное время)