Слайд 1Надзор за законностью судебных решений
Слайд 2 Сущность прокурорского надзора в указанной отрасли заключается в обеспечении законности
при судебном разбирательстве дел, принятии мер к своевременной отмене в
установленном порядке незаконных и необоснованных приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, устранении нарушений законодательства при исполнении судебных постановлений.
Задачи:
обеспечение законности приговоров, решений, определений, постановлений;
обеспечение в процессе судопроизводства законных прав потерпевших, подсудимых и др. участников;
обеспечение участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом;
своевременное назначение государственного обвинителя;
защита конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.
Слайд 3 При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений прокурор вправе
:
1) участвовать в распорядительном заседании суда, в судебном
разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключения по гражданским делам;
2) в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда (судьи);
3) направлять в суд представления о пересмотре решений, определений, постановлений по гражданским делам и заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
4) в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста;
5) отзывать принесенный им протест на решение, приговор, определение или постановление суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей);
6) проверять законность исполнения решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.
Слайд 4 Основными актами прокурорского надзора, способствующими устранению нарушений закона при рассмотрении
судом уголовных дел является:
1. Возражение – если нарушение
допускают судьи или иные участники процесса, то прокурор, участвуя в процессе, обязан сделать суду заявление об устранении допущенного нарушения.
2. Ходатайство – просьба, обращённая к органу, ведущему уголовный процесс. Прокурор заявляет ходатайства как по вопросу собирания и исследования доказательств, так и по любым другим процессуальным вопросам.
3. Заключение – присуще только прокурору, так как участники судебного разбирательства высказывают мнения, а прокурор обязан дать заключение, т.к. он исполняет от имени государства надзор за исполнением закона. Заключение заносится в протокол судебного заседания. Помимо заключения прокурора, которое дается в судебном заседании по существу дела, есть также заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.
Слайд 5 4. Протест – акт надзора, посредством которого прокурор
добивается устранения нарушений закона, допущенного судом при рассмотрении дела и
вынесшего незаконный приговор или решение.
- частный протест – протест прокурора на определение суда первой инстанции и постановление судьи, не вступившее в законную силу;
- кассационный протест – протест прокурора (государственного обвинителя) об отмене или изменении приговора (решения), не вступившее в законную силу; К протестам предъявляются требования конкретности и аргументации в соответствии с материалами уголовного дела.
- протест в порядке надзора – протест управомоченных лиц об отмене или изменении приговора (решения) вступившего в законную силу.
5. Представление – акт прокурорского реагирования на все выявленные нарушения закона при рассмотрении дела в суде.
Слайд 6Надзор за законностью не вступивших в законную силу решений суда
Решения,
приговоры, определения, постановления судов первой инстанции, не вступившие в законную
силу, могут быть в установленные законом сроки опротестованы прокурором и обжалованы участниками судебного разбирательства, указанными в этих нормах.
Прокурор обязан в течение кассационного срока (по хозяйственным делам - апелляционного срока) проверить все дела, рассмотренные судом, и опротестовать судебные решения, которые не соответствуют или противоречат закону.
По уголовным делам право принесения кассационных протестов принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела. (Срок - в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора).
Слайд 7 Аналогично решается вопрос в гражданском судопроизводств. ( Срок - в
течение 10 дней со дня вынесения решения)
Прокурор, принимавший участие в
рассмотрении дела, вправе принести апелляционный протест на решение не вступившее в законную силу решение суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции в целях защиты государственных и общественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, и их согласия на принесение протеста. Т.е. прокуроры, их заместители не принимавшие участие в рассмотрении экономического дела судом, не вправе приносить апелляционные протесты. (Срок - не позднее 15 дней со дня вынесения определения )
Что касается дел об административных правонарушениях, то протесты вправе приносить прокурорские работники, участвовавшие в рассмотрении дела об административном правонарушении, а также прокуроры и их заместители, независимо от того, участвовали ли они в данном деле. ( Срок – в течении 10 суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, со дня вручения или получения копии постановления, за исключением протеста на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, который может быть принесен в течение пяти суток)
Слайд 8Надзор за законностью исполнения судебных решений (
по гражданским делам)
Прокурор, как и другие лица, возбуждает исполнительное производство
путем предъявления исполнительного документа по взысканию.
Право прокурора на возбуждение исполнительного производства распространяется на все дела, в которых взыскателем является государство. В интересах взыскателей граждан и юридических лиц прокурор возбуждает исполнительное производство, если они лишены возможности самостоятельно защищать свои интересы .
Кроме того, прокурор в исполнительном производстве, осуществляя надзор, вправе принести протест на действия судебного исполнителя в интересах сторон и возбудить процесс по проверке правомерности его действий. Определение суда по вопросу о действиях судебного исполнителя тоже может быть обжаловано или опротестовано.
Слайд 9Кассационный и частный протест прокурора
Кассационный протест
- протест прокурора (государственного обвинителя) об отмене или изменении приговора
(решения), не вступившее в законную силу.
Частный протест - протест прокурора на определение суда первой инстанции и постановление судьи, не вступившее в законную силу
Кассационный протест должен удовлетворять требованиям,
предъявляемым к процессуальному документу, а также
содержать: указание на решение, которое опротестовывается,
и наименование суда, вынесшего решение; обоснование
неправильности решения, а также просьбу лица,
подающего протест; указания прилагаемых к протесту
письменных материалов.
Слайд 10Надзор за законностью судебных решений
Прокуроры осуществляют надзор за законностью судебных
решений, вынесенных общими и экономическими судами первой, кассационной и надзорной
инстанций, а также вынесенных экономическими судами апелляционной инстанции.
Объектом надзора является то, на что он направлен. Исходя из этого, объектом прокурорского надзора в этой отрасли являются:
законность и обоснованность решений, приговоров,
определений и постановлений;
2) исполнение законов участниками судебного
заседания при рассмотрении судами гражданских,
экономических и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях.
Слайд 11 Проверка прокурором решений суда, вступивших в законную силу
На
судебное постановление экономического суда первой инстанции, вступившее в законную силу,
прокурор, участвующий в деле, вправе принести кассационный протест.
В надзорном порядке могут быть пересмотрены решения, приговоры, определения, постановления как не пересматривавшиеся в кассационном порядке (по экономическим делам – в апелляционном порядке), так и проверенные кассационной (апелляционной) инстанцией.
Прокурор проверяет законность и обоснованность решений судов, вступивших в законную силу. Если прокурор устанавливает, что решение, приговор, определение, постановление суда не соответствует или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора, а по экономическим делам и в кассационном порядке.
Слайд 12Приостановление исполнения решений суда
Исполнение судебного постановления может быть приостановлено до
окончания производства по пересмотру дела в порядке надзора, которое немедленно
направляется лицу, подавшему жалобу в порядке надзора, а также по месту исполнения этого судебного постановления.
Приостановление исполнения судебного постановления может быть отменено должностными лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, до окончания пересмотра дела в порядке надзора. Об отмене приостановления исполнения судебного постановления выносится постановление.
Постановление о приостановлении исполнения судебного постановления утрачивает силу после окончания надзорного производства и оставления без изменения судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, первой, апелляционной, кассационной или нижестоящей надзорной инстанций.
Слайд 13Надзорный протест прокурора
Надзорное производство - это стадия уголовного процесса, в которой
уполномоченные на то уголовно-процессуальным законом должностные лица суда и прокуратуры
при наличии оснований опротестовывают вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, а также определения и постановления кассационной и надзорной инстанций, а надлежащие надзорные инстанции проверяют их законность и обоснованность и принимают по результатам проверки предусмотренные законом решения.
Надзорное производство является исключительной стадией уголовного процесса. Исключительность этой стадии определяется двумя признаками:
1) она возможна только по делу, по которому судебное решение вступило в законную силу.
2) надзорное производство может быть осуществлено только по протестам управомоченных на то уголовно- процессуальным законом должностных лиц суда и прокуратуры.
Слайд 14ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА О ПЕРЕСМОТРЕ (ВОЗОБНОВЛЕНИИ) ДЕЛ
ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
Согласно
ст. 452 ГПК основаниями для пересмотра судебных постановлений по вновь
открывшимся обстоятельствам являются:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложные заключение эксперта или вывод специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц или преступные деяния судей, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления;
4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного государственного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.
Слайд 15Организация работы по надзору за законностью судебных решений в различных
звеньях прокуратуры
Прокурорский надзор распространяется на все виды исправительных учреждений:
1. Исправительные
колонии:
· колонии-поселения;
· колонии общего режима, усиленного, строгого, особого режима.
2. Воспитательные колонии;
3. Тюрьмы;
4. Лечебно-исправительные учреждения.
Предмет надзора за исполнением законов в местах лишения свободы – соблюдение режима, установленного в исправительном учреждении, надзор и контроль за осужденными со стороны администрации, проверка законности и обоснованности приказов, инструкций и других правовых актов, издаваемых администрацией мест лишения свободы, соблюдение законности о порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений осужденных.
Слайд 16ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА
1. Надзор за тем, чтобы в местах лишения свободы
содержались лица только на законных основаниях;
2. Прокурорский надзор – гарантия
охраны прав лиц, лишённых свободы;
3. Задачи, предмет, полномочия имеют ярко выраженный предупредительный характер;
4. В отличие от общего надзора, тут проверки осуществляются систематически;
5. Нарушения законодательства устраняется сразу же после их обнаружения;
6. Прокурор, используя своё право на принесение протестов, сначала приостанавливает акты, противоречащие закону, а потом опротестовывает их.
Особенности полномочий прокурора по осуществлению надзора в местах заключения:
1. властно-распорядительный характер;
2. полномочия рассчитаны на применение их при личном ознакомлении с деятельностью администрации ИУ;
3. направлены на немедленное устранение нарушений закона;
4. постановления и предложения прокурора подлежат обязательному исполнению.
Слайд 17 Предмет надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных
мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера можно разделить
на 3 части:
1. законность содержания лиц в местах лишения и ограничения свободы:
- наличие вынесенного законного приговора, определения суда;
- наличие санкционированного прокурором постановления о заключении под стражу;
- наличие постановления суда о принудительном лечении;
- соблюдение сроков содержания;
- законность освобождения.
Слайд 18 2. соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания:
- законность
действий администрации исправительного учреждения и её актов; действий осужденных, заключённых
под стражу;
- соблюдение режима отбывания наказания:
· изоляция осужденных;
· постоянный надзор за ними;
· раздельное содержание определённых категорий осужденных;
· точное и неуклонное соблюдение осужденными своих обязанностей.
3. соблюдение администрацией ИУ закона об условиях содержания осужденных; соблюдение прав осужденных, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей