Слайд 1НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
Иисус Христос учил не только Своих
учеников, но и всех, кто хотел Его слушать.
Слайд 2Однажды, увидев народ, Иисус Христос взошёл на гору и произнёс
для учеников и всего народа проповедь (поучающую речь), которая получила
название Нагорная проповедь.
Слайд 3Заповеди, данные Спасителем, указывают путь к достижению духовного совершенства, чистоты
- святости. А достигнув святости, человек достигает блаженства и спасения.
Слайд 4Заповеди, данные Христом, очень возвышенны, смысл их глубок и постигается
не сразу, и чтобы по-настоящему исполнить их, человеку недостаточно своих
собственных сил.
Христос дал людям не только новое учение - Он таинственно даёт и силу для следования Своему учению.
Евангельский нравственный закон не есть только набор заповедей и сухая религиозно- нравственная система, а живая благодатная сила, благовестие о спасении и вечном блаженстве в Царстве Небесном.
Но что такое блаженство? Это совершенное счастье, к которому стремятся все люди.
Слайд 5В чем же счастье человека? Люди по-разному понимают счастье. Одни
видят счастье в знаниях и талантах, другие в красоте, славе,
богатстве, власти над людьми, в почете и уважении к себе окружающих, в любви, в семейной жизни и так далее. Иногда люди и достигают такого счастья, но оно кратковременно и призрачно. Богатый может потерять свое богатство, здоровый неожиданно заболеть, свободный попасть в тюрьму, умный внезапно лишиться разума и так далее. Истинное счастье должно быть непреходящим, вечным.
Слайд 6Блаженство – это когда воля Божья перестает быть чем-то далеким,
но приходит в наше сердце, в нашу повседневную жизнь.
По учению Христа, счастье – это Царствие Божие. Быть счастливым, значит быть членом Царства Божия, жить с Богом. Счастью в Царстве Небесном нет конца. Его никто не может отнять у человека, и оно не зависит уже ни от каких случайностей. Оно есть блаженство, то есть, совершенное благо, добро, красота и вечная любовь.
Слайд 7ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Нищие духом
- люди, которые чувствуют и осознают свои грехи и душевные
недостатки. Те, кто знает, что всё, что у них есть, дано им Богом, и благодарят Его за это. Они не надеются на спасение и счастье без Бога, потому призывают Его для исправления их грехов.
Слайд 8Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Плач
здесь понимается как глубокая скорбь человека из-за грехов своих и
отдаление от Бога. Кающиеся и желающие избавиться от грехов будут прощены и обретут жизнь вечную и уже на земле получат утешение.
Слайд 93. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Кроткие - терпеливо, безропотно, беззлобно
и смиренно переносящие все тяготы земные. Кроткий человек ни перед
кем не превозносится. Таким Господь обещает дать во владение землю.
Слайд 104. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Алчущие и жаждущие
правды - желающие и стремящиеся к праведной жизни, они насытятся,
то есть получат то, чего ищут: праведности и оправдания своей жизни.
Слайд 11Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Милостивые - люди, имеющие доброе
сердце, милосердные, сострадательные, отзывчивые.
Слайд 12Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Чистые сердцем - люди,
старающиеся не только не поступать дурно, но беречь сердце от
дурных помыслов, желаний.
Слайд 137. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Миротворцы - люди,
живущие мирно, старающиеся не ссориться и не обижать других людей.
Они также помогают враждующим примириться друг с другом.
Слайд 148. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Изгнанные за
правду - люди, которых изгоняют и преследуют за то, что
они живут по правде, то есть по Божиему закону, по Евангельским заповедям, даже если все другие живут иначе.
Слайд 15Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески
неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша
награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Невероятно, но люди, которые действительно страдают за правду, за христианскую истину, даже физическую боль чувствуют не так остро. Они блаженны, потому что высшее счастье – когда человек понимает, что ценой страданий, ценой каких-то лишений он остался всё-таки верен своему слову, верен своему христианскому долгу – тому, что он считает истиной.
Слайд 16Следует помнить, что Господь, будучи кротким и смиренным сердцем, предложил
учение Свое не повелевая, а ублажая тех, кто его свободно
примет и будет исполнять. Поэтому в каждом изречении о блаженстве следует рассматривать: учение, или заповедь и ублажение, или обещание награды.
Слайд 17Христос – идеал совершенства. В лучшие моменты жизни, когда нас
посещает вдохновение всех любить и всем делать добро, нам не
найти более высокого примера для подражания, чем Господь Иисус Христос. Мы не только можем, но и должны подражать Христу. Человеку малодуховному и привязанному к земному, добродетели кажутся непосильно трудными. Но если вникнуть, трудность заключается не в природе добродетелей, а в нашей испорченности. Мы – главная помеха к своему спасению! Но не надо отчаиваться и опускать руки, все праведники, в большей или меньшей степени, поначалу страдали разными недостатками, подвергались внутренним и внешним искушениям, порой изнемогали и падали, потом вставали и снова каялись, подавая нам пример.
Слайд 18Вот почему главной темой Священного Писания является побуждение к подвигу.
Сама жизнь христианина уподобляется несению креста вслед Христу: «Кто не
берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38).
Однако, говоря о необходимости подвига, надо помнить, что в христианстве важно не одухотворение само по себе, а уподобление Христу. Христианство есть религия радости. Раздражительность, суровость, мрачность противоречат православному пониманию подвига. Все подлинные подвижники были строгими к себе, снисходительными и ласковыми к другим.