Слайд 2– взаимосвязанная совокупность существующих условий налогообложения, действующая в данный момент
в определенном государстве
Налоговая система
Слайд 3Условия налогообложения
Системы и принципы налогового законодательства;
Принципы налоговой политики;
Порядок установления и
ввода в действие налога;
Виды налога и общие элементы налогообложения;
Слайд 4Условия налогообложения
Порядок распределения налогов по бюджету;
Система налоговых органов;
Формы и методы
налогового контроля;
Права и ответственность участников налоговых отношений;
Порядок и условия налогового
производства.
Слайд 5Элементы налоговой системы
Налоговые органы;
Налоговое законодательство;
Налоги;
Пошлины;
Сборы;
Другие платежи.
Слайд 6Система налогового законодательства
Налоговый кодекс РФ;
Федеральные законы о налогах и сборах;
Законы
и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах (Областные законы)
субъектов РФ;
Нормативно-правовые акты о налогах и сборах местного самоуправления, т. е. принятые Решением городского Совета.
Слайд 7Классификация налогов
- научно обоснованная систематизация налогов по их соответствию друг
к другу на основании какого-либо родственного признака.
Перечень налогов и сборов
закреплен в статьях 13, 14, 15 в НКРФ
Слайд 8I. По уровням власти
1. Федеральные налоги:
устанавливаются НКРФ;
взимаются на территории РФ
в целом
Слайд 9Федеральные налоги:
налог на прибыль организации,
налог на доходы физических лиц (НДФЛ),
акцизы,
налог
на добавленную стоимость (НДС),
налог на добычу полезных ископаемых,
государственные таможенные пошлины,
сбор
на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,
водный налог.
Слайд 102. Региональные налоги
вводятся законодательством субъектов РФ;
обязательны к уплате на территории
соответствующего субъекта.
Слайд 11Региональные налоги
транспортный налог;
налог на имущество организации;
налог на игорный бизнес.
Слайд 123. Местные налоги
вводятся местными представителями органами власти;
поступают в местные бюджеты.
К
таким налогам относят:
налог на имущество физических лиц,
земельный налог.
Слайд 134. Специальные налоговые режимы
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН),
Упрощенная система налогообложения (УСН),
Единый
налог на вмененный доход (ЕНВД),
Патентная система налогообложения,
Система налогообложения при выполнении
соглашения при разделе продукции.
Слайд 14II. По способу взимания
Прямые налоги
– это налоги, которые взимаются непосредственно
с доходов, имущества и ресурсов в процессе их накопления и
использования
Слайд 15Виды прямых налогов
Личные – размер определяется полученными доходами;
Реальные –
исчисляются от предполагаемого дохода
Слайд 162. Косвенные налоги
– это налоги, которые включаются налогоплательщиком - продавцом
в продажные и рыночные цены товаров, перекладываются на покупателей своих
товаров и оплачиваются за счет их доходов, значит возвращаются налогоплательщику в составе выручки от реализации, т. е. уплачиваются косвенным путем
Слайд 17Виды косвенных налогов
Универсальные – облагается реализация практически любого товара (НДС);
Специальные
– подлежит налогообложению узкий, ограниченный перечень товаров (акциз).
Слайд 18III. По порядку исчисления
Окладные – исчисляются налоговым органом;
Неокладные – исчисляются
частными лицами.
Слайд 19IV. По целевому назначению
Целевые налоги - форма мобилизации государством средств
на проведение определенных мероприятий, на определенные цели, например дорожный налог
- платежи в бюджет для содержания шоссейных дорог;
Нецелевые налоги .
Слайд 20V. По объекту налогообложения
Налоги на имущество;
Налоги на доходы (прибыль);
Налоги на
определенные виды деятельности.
Слайд 21VI. По признаку плательщика
Налоги юридических лиц (налог на прибыль);
Налоги физических
лиц (НДФЛ);
Смешанные налоги (налог на имущество).
Слайд 22VII. Классификация без признака
Ординарные налоги;
Чрезвычайные налоги – вводятся в связи
с войной или другими чрезвычайными событиями через взимание новых налоговых
платежей или повышение ставок действующих.
Слайд 23Налоговый контроль
- это контроль, который осуществляют налоговые органы с целью
проверки исполнения налогового законодательства. Налоговый контроль представляет собой контроль со
стороны государства за правильностью начисления и перечисления в бюджеты всех уровней налогов и сборов.
Слайд 24Виды налогового контроля
Камеральные проверки – это проверки, проводимые по месту
нахождения налогового органа.
Выездные проверки – это проверки с выездом к
месту нахождения налогоплательщика.
Слайд 25Камеральная проверка
Целью камеральной проверки:
является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о
налогах и сборах
Слайд 26Этапы проведения камеральной проверки
Слайд 27Выездная проверка
Является наиболее эффективной, т.к. позволяет налоговому органу использовать разнообразные
методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о
финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Основная доля доначисленных налогов, штрафных санкций в ходе контрольной работы приходится именно на выездные проверки.
Слайд 28Этапы проведения выездной проверки
Первый этап: начало проверки.
Проверяющие обязаны предъявить руководителю
проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю служебные удостоверения, а также решение руководителя
(заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
В случае отказа руководителя организации или индивидуального предпринимателя от подписи на экземпляре решения (постановления) о проведении проверки должностным лицом налогового органа, возглавляющим проверяющую группу, в конце документа производится соответствующая запись, заверенная подписью должностного лица налогового органа.
Слайд 29Этапы проведения выездной проверки
Второй этап.
Инспектор обязан предъявить требование о представлении
необходимых документов. Такое требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается
руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю под расписку с указанием даты вручения данного требования. Копия требования остается у проверяющих инспекторов.
Слайд 30Этапы проведения выездной проверки
Третий этап – непосредственно сама проверка.
Этот этап занимает
самый большой промежуток времени и является самым напряженным.
Четвертый этап
– это
когда результаты проверки примерно уже известны сторонам и инспектор удалился к себе в инспекцию для написания акта по результатам проверки.
Слайд 31Этапы проведения выездной проверки
Пятый этап
– рассмотрение материалов проверки. Получение справки
об окончании проверки. Если есть замечания, то бухгалтер пишет свои
возражения и его с руководителем вызывают на комиссию.
Слайд 32Этапы проведения выездной проверки
Шестой этап
– этот последний этап хочется выделить
специально отдельно для тех случаев, когда проверка закончилась неспокойно и
впереди стороны ждет общение в арбитражном суде. На этом этапе уже идет подготовка претензий, оспаривание решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Слайд 33Этапы проведения выездной проверки
Шестой этап
– этот последний этап хочется выделить
специально отдельно для тех случаев, когда проверка закончилась неспокойно и
впереди стороны ждет общение в арбитражном суде. На этом этапе уже идет подготовка претензий, оспаривание решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Слайд 34Этапы проведения выездной проверки
Шестой этап
– этот последний этап хочется выделить
специально отдельно для тех случаев, когда проверка закончилась неспокойно и
впереди стороны ждет общение в арбитражном суде. На этом этапе уже идет подготовка претензий, оспаривание решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Слайд 35Права и обязанности налоговых органов
Слайд 36Права налоговых органов
Проводить налоговые проверки — это и право и обязанность налогового органа;
Требовать
от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты, а также документы, подтверждающие
правильность исчисления налогов, сборов;
Приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
Слайд 37Права налоговых органов
Вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для
дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо
в связи с налоговой проверкой;
Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
Слайд 38 Обязанности налоговых органов
Соблюдать законодательство о налогах и сборах;
Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах
и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (налоговый контроль
проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом).
Вести в установленном порядке учет налогоплательщиков.
Слайд 39 Обязанности налоговых органов
Налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной
форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актах, т. е. от налоговых органов налогоплательщики вправе получать информацию (в том числе в письменном виде):
о действующих налогах и сборах;
о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.
Слайд 40 Обязанности налоговых органов
Осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НКРФ. Это значит,
что возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного (уплаченного) налога (пени или штрафа) при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида (или задолженности по соответствующим пеням, штрафам), производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).
Слайд 41 Обязанности налоговых органов
Налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну. На основании п.1
ст.102 Кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения
о налогоплательщике, за исключением сведений:
разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
об идентификационном номере налогоплательщика;
о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Слайд 42 Обязанности налоговых органов
В обязанности налоговых органов входит представлять налогоплательщику по его
заявлению справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (в течение пяти
дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса) и осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов. Справки, например, нужны для представления в банк в связи с получением кредита, для участия в тендерах и ряде других случаев.