Слайд 1Направления искусства XX – XXI веков
Слайд 2Содержание:
Начало XX века
Середина XX века
Конец XX века
XXI век
Авторы
Слайд 4Модернизм
Модернизм (итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний»)
- направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом
с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлеченностью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Модернизм - совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого - начала двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были акмеизм, импрессионизм, символизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения - абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
Слайд 5Основные представители модернизма, пионеры современной архитектуры, которым принадлежит роль первопроходцев,
это - Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Мис
ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.
Классические примеры модернизма в архитектуре:
Здание Баухауза в Дессау, арх. В. Гропиус;
Слайд 6Вилла Саввой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
Жилые комплексы «Хай-пойнт-1»
и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин
Жилой комплекс «Хебитет»
на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.
Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон
Слайд 7Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто
Архитектура города Чандигарх, Индия.
Содержание
Слайд 8Экспрессионизм
При достаточно безобидном названии этот стиль содержит в себе такие
эмоции как боль, разочарование и страх. Экспрессионизм породило само время
в начале двадцатого века, как ответную реакцию на болезненные проявления тогдашней действительности. С помощью кисти художники совмещали свой протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Отсюда и тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, характерным для этого стиля.
Экспрессионизм стремится не столько к отображению окружающего мира, сколько к выражению художественными способами эмоционального состояния автора.
Слайд 9Алексей фон Явленский — Фермер
Франц Марк – Сказочный зверь
Содержание
Слайд 10Примитивизм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке. Включает в себя
обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество
ребёнка или рисунки первобытных времён.
Слайд 11Наиболее известные художники примитивисты
Содержание
Слайд 12Кубизм — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале
XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника
разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении.
Слайд 13Наиболее известные художники-кубисты
Содержание
Слайд 14Лучизм (районизм, от фр. rayon — «луч») — направление в живописи русского авангарда
в
искусстве 1910-х годов, одно из ранних направлений абстракционизма.
Основывался на смещении
световых спектров и светопередачи, а также на идее возникновения пространств и форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как, согласно теоретикам лучизма, человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий.
Это полотно словно смеется над нашими попытками понять, что же такое лучизм, и представляет собой как чистую абстракцию, так и заявленный в названии «Зеленый лес».
Слайд 15Современные художники – «лучисты»
Николай Петрович Ларский Заслуженный художник Российской Федерации,
Избран Почетным членом Российской Академии художеств (2016 г.), Член Творческого
союза художников России, Московского союза художников (Товарищество живописцев), Международного художественного фонда, Московского отделения Союза художников России, Включен в рейтинг "Величайшие художники мира ХVIII – ХХI веков"
Небо (бумага/акварель, гуашь 1996 г.)
Слайд 16
Дерево
(М. Ларионов 1910 - 1911г.)
Лучистые лилии
(Н. Гончарова,
1913 г.)
Содержание
Слайд 17Супрематизм
Супрематизм — направление в искусстве, метод выражения структуры мироздания в
геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. Сочетание разноцветных
и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. Стиль, положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910 гг.
Содержание
Слайд 19Дадаизм (dadaism) (франц. dada - деревянная лошадка), в переносном смысле
- бессвязный детский лепет, авангардистское литературно-художественное течение в европейском и
американском искусстве, возникшее как протест против традиционных моральных и культурных ценностей
Возникновение группы дадаистов в 1916 году было связано с открытием артистического клуба – “Кабаре Вольтера” в Цюрихе
Согласно наиболее распространённой версии, название течению было выбрано наугад - перочинным ножиком ткнули в страницу словаря, что вполне соответствовало иррациональному духу дадаизма
Слайд 20Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его
возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго
Оказал значительное
влияние на другие течения, в частности на сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство
Слайд 21Марсель Дюшан однажды сказал: «Если человек берет пятьдесят банок с
супом «Кэмпбелл» и
изображает их на холсте, нас интересует не возникшее
в результате этой акции
изображение, а оригинальность мышления человека, додумавшегося изобразить пятьдесят
банок супа «Кэмпбелл» на холсте»
Слайд 22Работы дадистов
Франсис Пакабия –
один из основоположников дадаизма
Содержание
Слайд 23 Сюрреализм
Сюрреализм — течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое
слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм — это сон — он не реальный, но и не ирреальный. Для
стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот — каменеет
Содержание
Слайд 25Реализм кухонной мойки
Движение с довольно необычным названием (Kitchen sink realism)
появилось в 1950-х годах в Великобритании. Основные его черты: фигуративность,
строгость, повседневность. Через быт рабочего класса художники погружались в экзистенциальные вопросы, рассуждали о бессмысленности и тривиальности жизни и мрачности послевоенной обстановки.
Лидеры: Джон Бретби, Деррик Гривз, Эдвард Миддлдич
Содержание
Слайд 26Кинетизм
Кинетическое искусство (от гр. kinetikos - приводящий в движение) - направление
в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и
других элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В. Татлин, К. Мельников, А. Родченко), дадаизме.
Содержание
Слайд 27Поп-арт
Поп-а́рт — направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США, возникшее
как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм.
Содержание
Слайд 28Оп-арт
Оптическое искусство -художественное течение, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях
восприятия плоских и пространственных фигур
Содержание
Слайд 30Постмодернизм
Постмодернизм (лат. post - «после», фр. moderne - «новейший», «современный»),
постмодерн - термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни
и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века. Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования.
Слайд 31Постмодернизм в американской литературе связан прежде всего с именами основателей
«школы чёрного юмора», к которым относят Джона Барта, Томаса Пинчона,
Джеймса Патрика Данливи и Дональда Бартельми. В качестве влиятельных постмодернистов выделяют таких писателей, как Умберто Эко, Дон Делилло, Джулиан Барнс, Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз, Милорад Павич, Том Стоппард и др. Русскими постомодернистами в той или иной мере являются писатели Борис Акунин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Александрович Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая.
В актуальном изобразительном искусстве постмодернизм воплотился не так ярко, как в литературе или в кинематографе. Самым известным художником постмодернизма является Иозеф Бойс, который, как и полагается постмодернисту, проявил себя в разных ипостасях: устраивал акции, создавал скульптуры из нетрадиционных материалов и т.д. Другие известные имена: Миммо Паладино, Альберт Йен, Марио Мерц. Российское постмодернистское изобразительное искусство лучше всего представлено соц-артом Виталия Комара и Александра Меламида.
Слайд 34Виталий Комар
Александр Меламид
Содержание
Слайд 35Неоэкспрессионизм
Неоэкспрессионизм (Нео-экспрессионизм, Neo-expressionism) – направление современной живописи, образовавшееся в Европе
в конце 1970-х годов, как реакция отторжения в ответ на
распространение концептуализма и минимализма в искусстве.
Сами художники-неоэкспрессионисты называли себя "Новые дикари". В своих произведениях они вернулись к узнаваемым образам (человек, дома, деревья и т.д.), но в довольно грубой и эмоциональной форме, нередко даже абстрактной. Также, художники этого направления зачастую используют для написания своих произведений чрезмерно яркие цвета, плохо сочетающиеся между собой.
Содержание
Слайд 37Авторы
Перельман Матвей:
Реализм кухонной мойки
Кинетизм
Экспрессионизм
Неоэкспрессионизм
Жилин Егор:
Супрематизм
Сюрреализм
Козлов Борис:
Кубизм
Примитивизм
Аскари Хеммат Сина:
Модернизм
Постмодернизм
Нагорнюк Роман:
Лучизм
Дадаизм
Никитин Кирилл
Поп-арт
Оп-арт
Содержание