Слайд 1Народное искусство
как часть культуры:
теория и практика
Слайд 2«Народное искусство – прошлое в настоящем.
Живая традиция, неизменно сохраняющая
цепь преемственности поколений, народов, эпох», -
М.А. Некрасова.
Слайд 3Что такое народное искусство?
Народное искусство – это огромный мир духовного
опыта народа.
Как часть культуры народное искусство – это и
сама природа, и историческая память народа, необрывающаяся связь времен. Эстетическое единство, цельность народного искусства есть свидетельство его высоконравственных основ.
Народное искусство служит для профессионально-художественного творчества источником не только вдохновения, но и источником художественных идей, уроком непреходящей красоты и мудрости.
Мир народного искусства – мир целостного человека.
Народное искусство в наши дни – живое творчество, связанное корнями непосредственно с культурными пластами истории народа, с деревней, с природой.
Слайд 4Основные категории народного искусства
Коллективное (общее) и индивидуальное
Школа
Канон
Традиция и оригинальность
Универсальность
Слайд 5Коллективное/индивидуальное
Коллективное - структурное качество народного искусства, выраженное в его коллективном
развитии, в процессе которого каждый художественный образ оттачивается во времени,
отливается в образ-тип. Коллективно-исторический опыт, закрепленный традицией, аккумулируется в системе школ народного искусства.
Индивидуальное начало в народном искусстве определяется личностью мастера, своеобразием школы, особыми национальными чертами, что выражается в художественных системах создаваемых произведений.
В диалектике (единстве и борьбе противоположностей) коллективного и индивидуального заключается источник развития традиционного прикладного искусства, формирование его художественного языка и творческих методов.
Слайд 6Школа
Школа – одно из главных звеньев системы народного искусства; творческая
общность, деятельность которой основана на преемственности традиций.
Исторически сложившаяся художественная система,
формирующая основу конкретного вида традиционного прикладного искусства, отражающая мышление народа, связывающая прошлое и настоящее.
Школы закрепляют общность принципов, являющихся источником формирования стилистических особенностей того или иного направления народного искусства.
Слайд 7Холмогорская
Чукотская
Якутская
Тобольская
Слайд 8Канон
Каноничность, другими словами, нормативность – одна из главных особенностей народного
искусства.
Система в народном искусстве, которая закрепляет профессионализм, мастерство, видение мира
и общее переживание чувства жизни, вдохновляющие на рождение новых образов.
Канон, охватывая сюжет, мотив, проявляясь в композиции, пропорциях, в самом процессе создания вещи и даже в образной трактовке, утверждается не в отдельных элементах, а в системе школ народного творчества, многообразие которых служит залогом культурного богатства народного искусства.
Слайд 11Традиция/оригинальность
Традиция как преемственность утверждает известные нормы на почве разных культурных
и национальных традиций. Традиция требует глубинного понимания сущности, чувства внутренней
правды к самим средствам и идеалу народного искусства, несущего живое человеческое содержание. Традиции нельзя свести к отдельным мотивам, приемам, техникам
Оригинальность – в большей степени относится к профессиональному искусству; в произведениях ТПИ оригинальность может быть воспринята только через традицию.
Слайд 12Универсальность
Универсальность в народном искусстве связана с универсальностью, всеобщностью, целостностью его
художественных образов.
В народном искусстве всегда присутствует высокая точка отсчета, дающая
образу дальний масштаб и одновременно связь между вещами, ансамблевое единство
Человек чувствовал себя частью космоса, дом свой – маленькой вселенной, где все подчинено общему с природой порядку, все, как и в ней, гармонично, отчего человек ощущал себя защищенным и сильным
Слайд 13В чем заключается «особенное»
народного искусства?
Искать «особенное» надо в самом
развитии народного искусства, в отношениях его с действительностью.
Это: природность,
мотивы и темы, историчность художественного сознания.
М.А. Некрасова выделяет семь основных особенностей народного искусства, которые позволяют анализировать его как тип художественной культуры, наравне с профессиональным искусством индивидуальных художников.
Слайд 14Первая особенность
В народном искусстве индивид растворяет свое субъективное восприятие в
общем.
В профессиональном искусстве индивид, отчуждаясь от общего, ищет выражение
своего собственного чувства мира и только через него находит общее.
Слайд 15Вторая особенность
Субъективное индивидуальное в народном искусстве выражается через школы, к
которым причастно творчество индивида.
В искусстве профессиональном индивид стремится противопоставить
себя школе, стремится к индивидуальному художественному выражению. Его отношение к целому очень опосредованно.
Слайд 16Третья особенность
Для народного искусства характерна приверженность к канону.
Напротив, преодоление
канонов – в творчестве индивидуальных художников.
Слайд 17Четвертая особенность
Народное искусство ориентируется в своем развитии на традицию. Закон
традиции – главная сила, движущая творчеством. Народное искусство наследует образы,
разрабатывает их коллективно; несет единый образ мира, бесконечно варьируемый на протяжении истории.
Искусство художника стремится к оригинальности. Здесь новация – всегда определяющая сила; как бы тщательно и скрупулезно ни следовал художник традиции, ему без личного вклада в творчество не войти в искусство. Личностно переживание, личностно чувство мира, личностно восприятие культуры. Без всего этого творчество художника не поднимется на уровень целостного.
Слайд 18Пятая особенность
Народное искусство несет сгущенное выражение национального характера. В силу
закона традиций народное искусство становится носителем этнического ядра художественной культуры
народа.
Оно всегда – основа национального, и в то же время народное искусство во все эпохи остается надличным, надиндивидуальным, в этой же связи наднациональным, то есть не замкнутым национальными признаками.
В творчестве художника это качество может быть рассеянным, не выраженным.
Слайд 19Шестая особенность
В силу своей всечеловечности, восходящей к глубинным корням, народное
искусство понятно не только всем эпохам, но и всем народам.
В этом смысле язык его образов универсален. Вечное в них противопоставлялось конечному, временному.
Слайд 20Седьмая особенность
В народном искусстве преемственность связана с особым качеством устойчивости.
Устойчивость характеризует структуру творчества, оказывается принципом народного искусства как художественного
типа.
Школы его мастерства – закрепленный традицией коллективно-исторический опыт, связанный с комплексом локальных черт культуры.
Слайд 21Значение народного искусства
На современном этапе истории народное искусство приобретает особенно
важное и широкое значение.
Народное искусство отражает народное мировоззрение, народное
понимание красоты, народную мудрость и народную нравственность, выковываемые всей историей народа, шире – человечества. В этом его огромная общественная ценность, значение как исторической памяти.
Исследования М.А. Некрасовой позволяют сделать вывод о том, что народное искусство связано с проблемами социальными, экономическими, общекультурными, духовно-нравственными, эстетическими.
Это позволяет рассматривать народное искусство в системе человек – природа – культура.
Слайд 22«Народное искусство – прошлое в настоящем.
Живая традиция, неизменно сохраняющая
цепь преемственности поколений, народов, эпох».
М.А. Некрасова.
Слайд 23Библиография
Некрасова М.А. Искусство Палеха.(М.: Советский художник, 1966 г.)
Некрасова М.А.
Палехская миниатюра. (Л.: Художник РСФСР, 1978 г.)
Некрасова М.А. Народное
искусство как часть культуры. Теория и практика. (М.: Изобразительное искусство, 1983г.)
Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности.(М.: Россия, 1983г.)
Некрасова М.А. (автор-составитель, научный редактор, автор статей) Народные мастера, традиции и школы. ( М.: Изобразительное искусство, I вып. 1985г., II вып. 2006г.)
Некрасова М.А. Формирование новой парадигмы теории народного искусства. Ключевые понятия // Некрасова М.А. – автор-составитель. Народное искусство России в современной культуре XX–XXI вв. (М., 2003г.)
Некрасова М.А. Символы – образы – идеи. О духовной сущности содержания народного искусства // Некрасова М.А. – автор-составитель. Народное искусство. Русская традиционная культура и Православие XVIII–XXI вв. Традиции и современность. (М.: Союз Дизайн, 2013г.)
О ней: http://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=17431