Слайд 1НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ
Нарушение
операциональной
стороны
мышления
Нарушение
динамики
мышления
Нарушение
мотивационной
стороны
мышления
Слайд 2Нарушение операциональной стороны
Снижение
уровня обобщения
Искажение
процесса обобщения
Слайд 3 Снижение уровня обобщения
При снижении уровня обобщения в суждениях больных
доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками
заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами (так, например, в опыте по методу классификации один из больных отказывается объединить в одну группу кошку с собакой, «потому что они враждуют»).
Слайд 4 При ярко выраженном снижении уровня обобщения больным вообще не доступна
задача на классификацию («на стуле сидят, а на столе работают
и кушают»). Иногда испытуемые объединяют предметы как элементы какого-нибудь сюжета, но классификацию не производят.
Слайд 5 Например, одну группу составляют яйцо, ложка, нож; другую – тетрадь,
перо, карандаш. При этом испытуемый объясняет: «Он пришел с работы,
закусил яйцом из ложечки, отрезал себе хлеба, потом немного позанимался, взял тетрадь, перо и карандаш» - это конкретно-ситуационные сочетания.
Слайд 6 В основном такие решения были у олигофренов (у 95% этих
больных), а также у больных с рано начавшимися эпилептическими процессами
(86%), у больных, перенесших тяжелые формы энцефалита (70%). У таких больных не отмечаются бред, галлюцинации, они могут выполнять правильно какую-нибудь несложную работу, если её условия ограничены.
Слайд 8 Когда экспериментатор предлагает исключить ногу, так как она является частью
тела, а остальные три предмета представляют собой обувь, больная смеется:
«Что это вы шутите, не понимаю? Разве можно ногу удалить? Если бы не было у человека ноги, то зачем ему нужна обувь?»
Слайд 9 Больные подходят к изображенным предметам с точки зрения их жизненной
пригодности и не могут выполнить того теоретического действия, которого требует
от них задача. Невозможность выполнения задания в обобщенном плане, неумение отвлечься от отдельных конкретных свойств предметов связаны с тем, что больные не могут усвоить условности, скрытой в задании.
Слайд 10 Особенно четко выступает такое непонимание условности при толковании испытуемыми пословиц
и метафор.
Истинный смысл пословицы только тогда становится понятным, когда человек
отвлекается от тех конкретных фактов, о которых говориться в пословице, когда конкретные единичные явления приобретают характер обобщения.
Слайд 11 Например, при предложении объяснить метафору «Золотая голова», больной говорит: «Золотой
головы не бывает, это только на памятнике может быть позолоченная
голова». С пословицей «Шила в мешке не утаишь», больной не соглашается, заявляя: «Это не всегда так. Бывает же, что жулики скрываются, их не поймаешь. Я знаю такой случай».
Слайд 12Искажение процесса обобщения
При данном нарушении наблюдается «отлет» от конкретных
связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Больные в своих суждениях
отражают лишь случайную сторону явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей и явлений часто не учитываются.
Слайд 13 Выполняя задание на классификацию предметов, руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными
реальными отношениями – например, больной М. объединяет гриб, лошадь и
карандаш в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим».
Слайд 14 Такие бессодержательные ответы чаще всего встречаются у больных шизофренией, у
психопатов. Подобные больные живут в мире своих бредовых переживаний, мало
интересуются реальной обстановкой, к обыденным явлениям подходят с «теоретических позиций». Речь больных носит вычурный характер.
Слайд 16 Особенно отчетливо бессодержательный характер суждений больных выступает при выполнении
задания на составление пиктограммы. Так, один из больных рисует для
запоминания слов «теплый ветер» два треугольника, объясняя тем, что экспериментатор произнес два слова.
Слайд 17 Другой больной для слова «сомнение» рисует сома. Задания выполняют с
легкостью. Уход от содержательной стороны задания создают основу для бесплодного
мудрствования, которое называется «резонерство».
Слайд 18 При описании сюжетных картинок, больные не вникают в содержание, а
воспринимают их с точки зрения общих положений. Так, картинку, где
изображена женщина, колющая дрова, один из больных описывает следующим образом: «маленькая теорийка о назначении жизненных условий».
Слайд 19 При объяснении пословиц – «Не все то золото, что
блестит», больной Э. говорит следующим образом – «Все же надо
сказать, что блестит. Это пословица отдельная, вернее сказать, она скоро изживет себя. Здесь происходит обесценивание золота как металла, это с точки зрения философской. Сущность не в золоте. Возможно, что другой материал, не столь презренный, как золото, блестит и приносит больше пользы человеку. Луч света, падая на стекло, блестит, это тоже может принести пользу…»
Слайд 21Нарушение динамики мышления
Лабильность
мышления
Инертность
мышления
откликаемость
Слайд 22ЛАБИЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
Проявляется в неустойчивости способа выполнения заданий. Уровень обобщения больных
в основном не был снижен, больные правильно обобщали материал, операции
сравнения, переноса не были нарушены. Однако адекватный характер суждений больных не был устойчив.
Слайд 23 При классификации предметов, больные легко усваивают инструкцию, применяют способ, адекватный
условиям решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному признаку, но, спустя
некоторое время, оставляют правильный путь решения. Достигая в отдельных случаях высокий уровень обобщения, больные эпизодически сбиваются на путь неправильных, случайных сочетаний.
Слайд 24 Нарушение динамики мышления выражается в чередовании адекватных и неадекватных решений
и лишь на какой-то отрезок времени искажает правильный ход суждений
больных и является нарушением умственной работоспособности больных.
Лабильность мышления наблюдается у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе.
Слайд 25Откликаемость
Такие больные не только не в состоянии удерживать ход своих
суждений, но и начинают реагировать на любой раздражитель, к ним
не адресованный. Так, услышав, как другой больной говорит, что сегодня ему на завтрак дали колбасу, больной, передававший рассказ о том, как галка, перекрасившись, полетела в голубятню, говорит: «И голуби ее угостили колбасой».
Слайд 26 Однако бывает достаточно указания экспериментатора, чтобы больные начинали правильно выполнять
инструкцию. Правда, спустя небольшой промежуток времени, больные опять называли предметы,
попадавшие в поле их зрения.
Слайд 27Инертность мышления
Больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять
ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Подобные нарушения встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.
Слайд 28 Такие больные в состоянии работать, но делают это с частыми
срывами, теряют прежнюю квалификацию и выполняют работу, не требующую использования
новых знаний. Замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов.
Слайд 29Нарушение мотивационной стороны мышления
разноплановость
резонерство
Слайд 30Разноплановость мышления
Мышление – сложная саморегулирующаяся форма деятельности. Оно
определяется целью, поставленной задачей. Утеря целенаправленности мышления приводит не только
к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека. Для того, чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностномотивированным.
Слайд 31 Не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений, чувств человека,
т.е от личности в целом.
При разноплановости мышления суждения больных о
каком-нибудь явлении протекает в разных плоскостях. Больные могут правильно усваивать инструкцию. Они могут обобщить предлагаемый материал, актуализированные ими знания о предметах могут быть адекватными, они сравнивают объекты на основании существенных свойств предметов.
Слайд 32 Вместе с тем больные не выполняют задания в требуемом направлении
- их суждения протекают в разных руслах. При классификации предметов
- сама основа классификации не носит единого характера. Больные объединяют объекты в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании личных вкусов, установок. Процесс классификации протекает у больных в разных руслах. Встречается при шизофрении.
Слайд 34 Некоторые больные руководствуются при выполнении задания личными вкусами. Так, больная
(шизофрения), выполняя «классификацию», пытается образовать группы животных, растений, но тут
же добавляет: «Но если подходить с точки зрения моего личного вкуса, то я не люблю грибы, я выброшу эту карточку. Когда-то отравилась грибами. А вот платье мне тоже не нравится, оно не изящное, я их положу в сторону. А вот моряк мне нравиться, и спорт я признаю» (объединяет моряка и лыжника).
Слайд 35 Больной теряет цель задания не потому, что он истощился, а
потому, что выполняет классификацию исходя от из «личного» вкуса, то
кладя в основу воспоминание о том, что «отравилась грибами».
Слайд 37 Больная способна выполнить задание на обобщенном уровне, она
исключает солнце как естественное светило, но тут же выделяет очки
на основании личного вкуса. В результате переплетаются разные аспекты. Суждения не представляют планомерного, целенаправленного выполнения задания. Такие больные имели неадекватные жизненные установки, парадоксальные мотивы: больной мог не заботиться о своих близких, но он проявлял повышенную озабоченность по поводу «пищевого рациона» своей кошки.
Слайд 38Резонерство
Это тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям, сопровождающиеся повышенной
аффективностью, стремлением подвести любое, даже незначительное явление под какую-то «концепцию».
Так, объединяя в группу предметы: «пилу, стакан, бутылку, куртку», больная объясняет: «Предметы домашнего обихода и инструменты»; «петуха, моряка, женщину» - «Петух гордый, моряк стройный, а женщина красивая».
Слайд 39 «Птичка и собачка к животным: они дышат. Можно сюда и
моряка и женщину, потому что они произошли от обезьян».
При сравнении
понятий «часы и термометр», больная отвечает: «Это жизнь! Градусник – это жизнь! И часы - это жизнь! Ибо градусник нужен, чтобы измерять температуру у людей, а время измеряют часы. Не было бы жизни, если бы не было бы часов и не было бы градусника, а не было бы градусника, больным бы не мерили температуру и не мерили бы температуру воздуха;
Слайд 40 и не мерили бы температуру воздуха – не
могли бы предсказать погоду, прогноза не могло быть, а если
не было бы часов, то люди были бы как стадо: они не всегда выходили бы на работу, только по солнцу, а солнце не всегда видно - зимой его нет»; «птица и самолет» - «Сходство – крылья. Потому, что рожденный ползать, летать не может. Человек тоже летает, у него есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает. Он дышит».
В речи многозначительность, пафосность.
Слайд 41Расстройство мышления
(психиатрический аспект)
дезинтеграция
Вторично-возникающая
продукция
Слайд 42Дезинтеграция
Возбужденное – ускорение темпа течения мыслей, образы быстро сменяют друг
друга, умозаключения становятся поверхностными, трудно сосредоточиваются на каком-либо предмете, хотя
зрение обострено, не доводят начатое дело до конца (при МДП маниакальная фаза, алкоголизме)
Слайд 43Мантизм – насильственное мышление, наплыв мыслей (при шизофрении, травматическом поражении
г.м., энцефалите)
Аутостическое – в форме психического отчуждения, оторванности от внешнего
мира и замыкание в собственном мире (при шизофрении)
Шперрунги – замедленное мышление, потеря способности на размышление, временами остановка мысли (депрессии)
Слайд 44Символическое – определенные понятия заменяются другими понятиями, доступными и понятными
только самому себе
Паралогическое - искажение логики, неадекватные, необоснованные выводы, лишенные
доказательств, приводящие к нелепым действиям
Слайд 45Вторично-возникающая продукция
Сверхценные идеи
Бредовые идеи
Навязчивые идеи
Слайд 46Расстройство сознания
Помраченное сознание – общие признаки:
Отрешенность от реального мира. Выражающееся
в неотчетливом восприятии окружающего, затрудненной фиксации или полной невозможности восприятия
Дезориентировка
во времени, месте
Нарушение процесса мышления, в виде бессвязности с ослаблением или полной невозможностью суждений
Затруднение запоминания происходящих событий
Слайд 47ВИДЫ помраченного сознания
Сужение поля сознания (ограниченный круг представлений – при
аффектах, истерии)
Оглушение – выражается резким порогом для всех раздражителей, вопросы
воспринимаются не сразу, смысл понимается с усилием, ответы с трудом произносятся. При ухудшении оглушение в сопор кома
Сопор – глубокое угнетение сознания с утратой произвольной и сохранной рефлекторной деятельностью
Слайд 48 Легкая степень оглушения – обнубиляция, когда сознание как-бы
заволакивается облаком. Характерны колебания ясности сознания. Больные переживают чувство полноты
переживания (при отравлениях, алкогольном опьянении).
Делирий – наплыв ярких, образно-чувственных представлений, обилие воспоминаний. Зрительные галлюцинации. Различают два вида делирия:
Слайд 49 Мусситирующий (бормочущий)- отсутствует реакция на внешние раздражители. Больной
в лежачем положении совершает хватательные движения, что то отрывает от
тела, при этом что-то бормочет, нередко переходит в кому (при белой горячке).
Профессиональный - возбужденное проявление привычных профессиональных действий, произношение отдельных слов, связанных с профессиональной деятельностью
Слайд 50Сумеречное расстройство сознания
Резкое сужение круга сознания. Внезапно наступает,
внезапно обрывается. Глубокая дезориентация в окружающем, с развитием галлюциноза и
острого бреда. Извращенно оценивают некоторые явления. Характерно проявление тоски, страха. Под влиянием бреда больные совершают опасные поступки, убийства.
Слайд 51 Сумеречное расстройство сознания без бреда, галлюцинаций, без изменений
эмоций носят название АМБУЛАТОРНОГО АВТОМАТИЗМА – больные механически переходят через
улицу, отвечают на несложные вопросы, производят впечатления рассеянных, погруженных в свои мысли людей (эпилепсии).
Разновидности А.А.:
ФУГИ – кратковременное состояние – больные внезапно бросаются бежать или начинают снимать с себя одежду. Длиться 1-2 минуту, внезапно исчезает.
Слайд 52 Абсанс – выключение сознания на мгновение – больной
внезапно умолкает, затем, придя в сознание оглядывается и не сразу
собирается с мыслями (малые эпилептические припадки).
Деперсонализация личности – нарушение сознания собственной личности (МДП, депрес.фаза)
Слайд 53Нарушение памяти
нарушение
динамики
Нарушение
мотивационного
компонента
Слайд 54Психологические законы нормальной памяти:
запоминание и забывание;
законы Г. Эббингауза и Ф.
Бартлетта;
феномены реминисценции.
Патопсихологические симптомы нарушений памяти:
гипомнезия – пониж.способность к запоминанию и
воспроизведению, характерно простая забывчивость, выпадение отдельных фактов, событий;
гипермнезия – состояние повышенного запоминания и воспроизведения (при биполярных нарушениях в маниак.фазе)
Слайд 55Амнезия – выпадение из памяти более значител.кол-ва воспоминаний. М.б. полной
или частичной
- антероградная и ретроградная (встречается при старческих психозах, черепно-мозг.тр.,
после инсультов.);
- функциональная и органическая (опухоли мозга, кисты мозга, травмы мозга);
- психогенная - в рез-те сильных аффект.переживаний (перенесших катастрофу);
- системная - выпадения системы (цвет, форма, числа)
- алкогольная, синдром Корсакова.
.
Слайд 56Парамнезия
криптомнезия – между нормой и патологией, о каком-то явлении, вычитав
или узнав, чел.выдает как мал.открытие, а через некоторое время вспоминает
о событии, как о своем личном изобретении;
- псевдореминисценция – рас-во памяти – ошибки памяти, когда чел. сообщает о событиях, которые имели место в действительности, но не в тот момент, на который указывает больной
- конфабуляция – сообщается о событиях, которые не имели место в действительности, зависят от интел.возможностей. М.б. в норме.
Слайд 57Патопсихология эмоциональных состояний
Эмоции вкл.
во все познават. процессы. На хар-р их протекания оказывают различные
события. Эти события могут создавать определ. настроение, которое передает общее состояние человека. Общий тонус вегетативных процессов имеет существенное значение для хар-ра настроения. Соматич. нормальный чел, физ.крепкий отлич.хорошим настроением. Астенич. – сниженным, депрессивным настроением. Для эмоц.жизни чел. особое значение имеет взаимосвязь коры и подкорки.
Слайд 58 Наиболее резкими сдвигами в эмоциональной жизни являются
АФФЕКТЫ – это эмоц.взрывы, бурно на короткое время овладевающие чел.
Различают физиологический и патологический А.
ФИЗИОЛ. А. – это эмоц.реакции, которые сопровождают различные волнующие переживания, но не выводят человека настолько из равновесия, чтобы он потерял всякую власть над собой.
Слайд 59 ПАТОЛОГИЧ. А. - чел. не в состоянии управлять
своими действиями, отдавать отчет в своих поступках, в силу того,
что сознание расстроено, сознанием овладела какая-то одна эмоц.окрашенная идея, идея невыносимой обиды, мести, с последующей сильной двиг.реакцией. Акты жестокости, насилия, нанесения тяжких телесных повреждений и убийств.
Гл.отлич.признак патол.А. – помрачение сознания с последующей амнезией.
Слайд 60 При патол.А. в силу большой интенсивности эмоц.расстройств, бурной
двиг.реакцией не обладает, поэтому продолжительность неск.мин., часов, редко дольше. Приравнивается
к психич.расстройствам. В случае совершения преступления делается вывод о невменяемости. Необходимо принятие медиц.мер, а не судебных.
Слайд 61
Эйфория - состояние повышенного самочувствия, состояние полного блаженства, характерно опережение
мыслей, настроение резко повышенное, движение быстрые, внимание отвлекаемое, неустойчивое (алког.болезни,
легочном туберкулезе при органич. пораж.г.м.).
Дисфория
Слайд 62Мория – состояние нелепой веселости, неряшливости (травм.поражение г.м.). М.б. функциональным
– эмоц.фон спустя время восстанавливается, органич. – не восстанавливается.
Эмоциональная тупость.
Слайд 63Нарушение двигательной сферы
К двигательным расстройствам относятся: Кататонические симптомы:
СТУПОР – торможение
двигательного анализатора, который принимт форму полного прекращеия движения, ка бы
двигательное оцепенение. М.добавляться мутизм, когда больной не говорит, не отвечает на вопросы, в следствии торможения речедвигательной деятельностик
Слайд 64Различают ПСИХОГЕННЫЙ СТУПОР, который возникает в связи с тяжелым психическим
потрясением, но этот ступор не обнаруживает такой неподатливости, как при
шизофрении, хотя больной кажется почти неподвижным, сохраняет полное молчание, но при настойчивых вопросах у больного можно добиться еле слышных ответов или выполнения заданий.
Слайд 65КАТАТОНИЧЕСКИЙ СТУПОР для которого хар-но явление КАТАЛЕПСИИ – явление восковой
гипкости, при которой больной счохраняет позу, которую ему придадут, даже
не удобную для него
ДЕПРЕССИВНЫЙ СТУПОР (оцепенения) для которого хар-но суицидальность в мыслях, но выполнить их не может, прерывистость мыслей, больной находится в положении либо сидя, либо лежа.
Слайд 66НЕГАТИВИЗМ – это сопротивление всякому действию. Бывает активным и пассивным.
При активном негативизме больной совершает действия, противоположные требуемому. При пассивном
– больной вообще не выполняет действия.
ПАССИВНАЯ ПОДЧИНЯЕМОСТЬ – больной выполняет действия, приказы, даже не приятные для него.
Слайд 67К расстройствам движения и поведения следует отнести: манерность, дурашливость (при
шизофрении), котрые проявляются и в речи (вербигерация – нанизывание одного
слова на другое; стериофония/эхолалия – повторение одних и тех же слов, эхопраксия)