Слайд 2Тула - город мастеров
Тула знаменита своими мастерами, кузнецами да оружейниками.
У каждого на слуху поговорки: "В Тулу с своим самоваром",
"Тульский пряник". А кто не слышал про Левшу - собирательный образ тульского мастера-оружейника, который блоху подковал? Сейчас древняя Тула - современный крупный промышленный город .
Слайд 3Тула - город мастеров
Тульские самовары
Самовар в России издавна ассоциируется с
Тулой.
Имя изобретателя этого очень важного бытового прибора
осталось неизвестным.
Но
основателей промышленного самоварного производства –
оружейников братьев Назара и Ивана Лисицыных,
открывших в 1778 году в Туле первую фабрику
по изготовлению водогрейных аппаратов, - туляки помнят.
Вскоре появились в городе и другие подобные предприятия.
К концу XIX века их насчитывалось более полусотни,
наиболее известные – фабрикантов Баташевых, Тейле, Шемариных.
Слайд 5ТУЛЬСКИЕ САМОВАРЫ
Самовары делали из меди и мельхиора, а экземпляры, предназначенные
для высокопоставленных особ, покрывали позолотой или серебрили.
Самовары стали символом благополучия
русской семьи. В городских и крестьянских домах самовар был атрибутом праздника и радости.
Слайд 6Тула - город мастеров
Тульское оружие
В те времена, когда Тула являлась
центром обороны средневекового Московского государства на самом опасном южном направлении,
в городе постоянно существовала потребность в ремонте и изготовлении оружия.
Самой жизнью было востребовано появление целой прослойки ремесленников, специализировавшихся на ружейном деле. Из поколения в поколение оттачивалось мастерство кузнецов и самопальщиков.
Слайд 7Тульское оружие
В 1595 году сын Ивана Грозного царь Федор своим
указом освободил тульских оружейников от земских повинностей и податей, обязав
их изготавливать оружие для казны. Так появились знаменитые тульские слободы – улицы свободных ремесленников. Для обеспечения оружейников рудой в окрестностях Тулы возникли первые железоделательные заводы, а топливо доставлялось из огромных лесных массивов, окружавших город, - в ряде деревень было налажено производство древесного угля.
Слайд 8Тульское оружие
В 1712 году царь Петр I издал указ о
строительстве первого государственного оружейного предприятия – Тульского оружейного завода. Его
строили в течение двух лет, и уже в 1714 году началось серийное производств оружия. Продукция ТОЗа была очень важна для российской армии. С тульским оружием одержано много побед, принесших славу России.
Здесь была создана знаменитая трехлинейка образца 1891 года, автором которой стал выдающийся конструктор Сергей Мосин. Эта винтовка использовалась еще в начале Великой Отечественной войны.
Слайд 9Тула - город мастеров
Тульская гармонь
Тульская земля является колыбелью гармонного и
баянного производства в России. Здесь появилась на свет первая гармонь
отечественного производства, была основана первая в России гармонная фабрика.
В 1870 году тульский энтузиаст Н.И. Белобородов изобрел совершенно новую разновидность гармони – хроматическую.
Новинку изготовил по его заказу талантливый мастер Л. Чулков, представитель знаменитой династии Чулковых, которые славились огромными достижениями в области конструирования язычковых инструментов. Новая гармошка получила удивительное звучание и была изысканно оформленной. Спектр из 12 звуков в сочетании с отделкой из древесины кипариса и слоновой кости делали гармонь произведением искусства. Впоследствии инструмент был еще более усовершенствован, и превратился в трехрядную хроматическую гармонику, которая сейчас имеет название баян.
Слайд 10Тула - город мастеров
Белевская пастила
Белевская пастила является старинным деликатесом. Технология
ее приготовления весьма трудоемка. Это абсолютнонатуральный продукт, в ее состав входят только
натуральные яблоки сорта антоновка и деревенские куриные яйца. Пастила очень богата пектином, который содержится в печеных яблоках, поэтому ее можно с уверенностью назвать полезной сладостью.
Прохоровская пастила – это главное детище известного русского купца Амвросия Павловича Прохорова. Это старинный деликатес, поставляемый на экспорт с 1888 года к царскому двору, к столу высоких особ Франции, Испании, Италии, Болгарии, Грузии и многих других стран. В Москве продавалась только в фирменных магазинах.
В России Белёвская пастила отрезается как хлеб, подается с теплым или холодным молоком, чаем с молоком, медом и чаем, по праздникам с медовухой, настойками, любым десертным вином, сметаной и брусникой. Детям можно добавить пломбир.
Слайд 11Тула - город мастеров
Тульские пряники
Печатный тульский пряник - удивительный русский
деликатес. По сути это лакомство, по форме - сувенир, открытка,
лубок, плакат, поздравление, оформленные в лучших национальных традициях.
Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники были обязательны на многих праздничных застольях. Ими было принято одаривать близких людей. Их подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому.
Слайд 12Тульские пряники
Пекли пряники обычно к Рождеству Христову, к Пасхе, другим
православным праздникам, а также к поминальным дням. Постными пряниками "утешались"
православные в дни Великого и Рождественского поста. Пряники дарили на именины и тогда, когда давали имя ребенку.
Пряник дарили невесте на свадьбе, в а конце пиршества распределяли его кусочки среди гостей, это означало: пора расходиться по домам. На следующий день после свадьбы молодожены брали другой пряник, специально выпеченный на этот случай и шли на дом к родителям молодой, чтобы там положили деньги и подарки.
Пряникам приписывались целебные свойства, ими лечились, в этих случаях на них изображали магические знаки или начальные буквы имен святых.
Слайд 13Тульские пряники
Самой излюбленной утехой и лакомством были пряники для детей.
Легко представить, какую радость вызывали у них душистые сладости в
виде игрушек, а пряники с изображением отдельных букв служили своего рода азбукой.
Тульский печатный пряник и в наши дни остается замечательным душистым оригинальным подарком, поздравлением, игрушкой, сувениром.
Слайд 14Тула - город мастеров
Филимоновская игрушка
Название игрушки происходит от названия деревни
Филимоново Одоевского района Тульской области, где добывается особая глина «синика»
для ее изготовления.
Отличает филимоновскую игрушку своеобразный колорит росписи. При раскрашивании игрушки используется всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивают желтой краской, а сверху накладывают малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становятся красным или зеленым.
Слайд 15Филимоновская игрушка
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками поперек туловища и шеи.
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их
шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце, и т.д.
Слайд 16Тула - город мастеров
Тульская городская игрушка
Традиционным ремеслом для города Тулы
является Тульская глиняная игрушка. В «Памятной книжке Тульской губернии на
1895 г.» есть сведения о том, что практически с момента основания города в той его части, которая находилась за рекой Упой, была сформирована гончарная слобода «Большие гончары».
Тульская глиняная игрушка конца 19 века совершенно уникальна. Игрушки-скульптурки, называемые в народе «князьками» представляют собой усложненный тип городской игрушки. Сюжеты этой игрушки отображают диковинный и элегантный мир просвещенного класса. Старые мастера с истинно народной наблюдательностью передавали внешний облик князьков, их манеру держаться, красоту дамских туалетов. Они служили для украшения домов.
Слайд 17Тульская городская игрушка
Особенность тульской глиняной игрушки заключается в подходе к
лепке. Здесь чувствуется очень осторожное отношение к форме, продумывание в
процессе работы элементов украшений. В росписи игрушек присутствует несколько цветов, однако, один из них является доминирующим. Используемые тона – как пастельные, так и чистые, открытые, иногда яркие. Палитра красок – строгая, несколько сжатая. В росписи присутствуют такие элементы как линии, черточки и елочки.
Слайд 18Тула - город мастеров
Белевская глиняная игрушка
Белёвская глиняная игрушка – промысел
доселе малоизвестный, малоизученный и потому уникальный.
Возникновение гончарного промысла на территории
города Белева и его окрестностей может относиться примерно к XVII-XVIII в.в. Именно в этом культурном слое были найдены первые игрушки, теперь уже известные далеко за пределами города – коньки, утицы, погремушки. Район отличается большим количеством глин, имеющих гончарные свойства. В литературном источнике XIX в. читаем: «В своё время огромную известность получили и иные изделия белёвских ремесленников. Неподалёку от города добывали в небольших количествах белёвскую глину. Она была удивительно хороша и жаростойка. Из неё, рассказывают, делали различные виды местных народных глиняных игрушек, популярных в Тульском крае.
Слайд 19Тула - город мастеров
Богородицкая глиняная игрушка
Богородицкая игрушка не получила такого
развития, как известные дымковская, филимоновская, тульская городская. Но, как и
всюду, имела место быть, как были игрушки, каждая с индивидуальностью присущей только ей, в каждом населенном пункте, в каждой семье.
Почти 20 лет в г. Богородицке по старым записям стараются восстановить, возродить утраченный промысел.
Богородицкая игрушка имеет свои особенности. Это игрушка-свистулька; натуральный общий вид; ей присуща пластика движения; обжиг, воронение, покрытие воском. Если два персонажа, то и два свистка. Свист мог быть простым или мелодичным. Была ли игрушка расписной изначально, сложно сказать. Скорее всего, нет. Для маленьких детей игрушка покрывалась воском, становилась от этого приятной, мягкой, тёплой на ощупь. Но с годами мастера внесли роспись: ёлочки, кружочки, волнистые линии.
Слайд 20Тула - город мастеров
Белевское кружево
Особым явлением народной культуры Тульской
губернии является Белевское кружево. Им занимались монахини Крестовоздвиженского Монастыря. Расцвет
белевского кружевоплетения приходится на 1840-е годы.
Белевское кружево сильно отличается от других чрезвычайной простотой геометрических мотивов, замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек», которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания. Насновки в белевском кружеве не овальные, а прямоугольные. Редкие промежутки заполняют диагональными решётками из плетешков, так что тонкий орнаментальный узор и фон становятся неразъединимы и воспринимаются единым целым. Эти кружева плетут из шелковых, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток. Больших вещей кружевницы не выплетали, ограничивались в основном шарфами, каймами для носовых платков, отделками для платьев, покрывалами для столов.
Слайд 21Тула - город мастеров
Тульская всечка
Тульская всечка - своеобразный промысел, развившийся
в начале XVIII века, со своими особенностями, определившими самобытность художественных
работ по дереву.
Истоки этого промысла берут своё начало на оружейном заводе, где тульские работники украшали именное оружие для особ приближённых к царю. Процесс выполнения всечки состоит из двух основных этапов: выполнения углублений и заполнения их вставками из другого металла.
Углубления можно получить с помощью металлографических резцов (штихилей), чеканов, а также зубильцев или сечек. С правой стороны на верстаке мастер постоянно держит два молотка: одним молотком он работает с зубильцами и чеканами; другой используется при вбивании металла в углубления и проковке элементов инкрустации.