Слайд 1Формы организации труда детей: дежурства
Преподаватель АПК: Донченко Е.А.
Слайд 2Формы организации труда детей в детском саду
Поручения (индивидуальные и совместные)
Дежурства
(индивидуальные и совместные)
Коллективный труд
Длительные
Отсроченные по времени
Эпизодические (краткосрочные)
Младший и средний возраст
(по столовой и занятиям)
Старший возраст (по столовой, занятиям, уголку природы)
Старший возраст (6 – 25 детей)
Младший возраст (4 – 6 детей)
Слайд 3
Дежурство как форма организации детского труда.
Дежурство - труд одного
или нескольких детей в интересах всей группы.
В дежурстве в
большей мере, чем в поручении, выделяется общественная значимость труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других.
Дежурства:
по столовой (со второй младшей или средней группы);
по подготовке к непосредственно образовательной деятельности (со средней группы);
по уголку природы (со старшей группы).
Слайд 4Дежурства — более сложная, по сравнению с поручениями, форма организации
труда детей. Она требует от ребенка большей самостоятельности, предполагает обязательное
выполнение работы, направленной на обслуживание коллектива.
Слайд 5Младшая группа
Младшая группа - в конце года дежурства по столовой.
Перед ребенком-дежурным ставят только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть
на стол.
Детей учат последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела;
Детям трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия.
Форма организации дежурства — за каждым столом свой дежурный.
Слайд 6Готовят детей к дежурству постепенно, при помощи поручений:
сначала его учат
ставить на стол салфетницы и хлебницы,
за тем — раскладывать ложки,
учат
расставлять тарелки.
На первоначальных этапах - дети накрывают на стол с помощью воспитателя,
за тем —с его незначительной помощью.
Слайд 7Методы и приемы обучения детей дежурству
дидактические игры «Накроем стол для
кукол», «День рождения Мишки и др.,
оценка работы каждого дежурного,
игровой прием
(Например, зайчик говорит: «Не очень мне понравилось, как дежурили сегодня Саша и Оля. Они работали медленно, отнимали друг у друга ложки, поставили салфетницу не на место, получилось некрасиво. Сейчас они все поправят, и я сяду за их столы, а пока посижу за столом, который накрыли Света и Таня»).
Слайд 8Средняя группа
Если дежурства организуются впервые - воспитатель использует в начале
года те же приемы, что и во второй младшей группе
с тем, чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе.
Необходимо учить дежурных правильным приемам работы:
напоминать, что чашки следует брать за ручку,
хлебницу нести двумя руками.
Форма организации дежурства — за каждым столом свой дежурный, так как детям пока трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Слайд 9Дежурство по подготовке к занятиям
Если же приемы накрывания на стол
у детей были сформированы в младшей группе – вводиться дежурство
по занятиям.
Этапы:
1.Знакомство с порядком хранения пособий,
2.Пособия расставляет воспитатель вместе с дежурным,
3. Детей приучают делать это самостоятельно.
Слайд 10Методы и приемы обучения детей дежурству
показ,
объяснение
контроль за выполнением
ребенком действий,
объективная оценка труда детей,
личный пример взрослых,
художественная литература,
видео,
показ
инсценировок кукольного театра и др,
Слайд 11Старшая группа
Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются:
по содержанию труда,
по формам объединения
детей,
требованию самостоятельности и самоорганизации в работе.
Слайд 12Содержание труда дежурных по столовой
В содержание труда дежурных по столовой
входит :
полная сервировка стола,
уборка после еды.
В старшем возрасте
увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.
Слайд 13Содержание труда дежурных по подготовке к занятиям
В старшем возрасте
содержание работы дежурных по подготовке к занятиям усложняется:
раздвигать столы,
подбирать раздаточный
материал,
раскладывать его по конвертам,
наливать в розетки гуашь,
подготовить цветные карандаши,
подобрать с помощью воспитателя раздаточный материал для счета и т.д.
Слайд 14Дежурство по уголку природы
В старшей группе вводится — дежурство по
уголку природы:
выращивание,
наблюдение и уход за растениями,
работа в календаре природы
В
подготовительной к школе группе - объем работы дежурного в уголке природы увеличивается.
Слайд 15Методы и приемы обучения детей дежурству
Объективная оценка труда детей:
учет
индивидуальных возможностей и особенности каждого воспитанника,
оценка не только результатов, но
и отношения детей к труду
умения договариваться, работать дружно, помогать друг другу
если в работе наблюдались недостатки, о них нужно обязательно сказать
положительная оценка деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы
оценка деятельности ребенком или всеми детьми
Беседа о проделанной работе, о ее результатах и качестве, о том, как распределялись обязанности,
Задания дежурным ( «Сегодня после занятий мы все пойдем на прогулку в парк. Там мы будем играть в мяч, прыгать через веревочку, делать карандашные зарисовки. Надя, подготовь все необходимое. Я на тебя надеюсь!»),
Слайд 17Графическая модель трудового процесса "Сервировка стола к обеду"