Слайд 1
РИСУНОК 3 КЛАСС
ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ
Натюрморт из 4-5 бытовых
предметов, простых по форме,
на
фоне однотонной драпировки
Слайд 2Выбор места для натюрморта.
Подготовьте своё рабочее место.
Для этого понадобится стул,
планшет (картон, папка для рисования), однотонная драпировка.
Слайд 3
Составьте натюрморт по образцу, или похожий из доступных предметов (чайник,
разделочная доска, тоска, яблоко, апельсин). Предпочтительно взять предметы разной материальности,
однородные по поверхности, имеющие матовые, гладкие поверхности.
Предметы должны быть светлее или темнее фона. Т.е. фон светлый, предметы – темнее, или фон тёмный, предметы – светлее. Предметы предлагается взять похожие предложенным на презентации по форме, или приближенные к ней (по наличию).
Фоном может служить кусок ткани, драпировка, палантин без рисунка.
Слайд 4Вариант натюрморта
Поставьте натюрморт на стул, табурет у стены, или край
стола.
Осветите натюрморт настольной лампой справа или слева (яркое дневное освещение
со стороны лампы тоже можно использовать).
Поставьте лампу так, чтобы тени ясно читались, были не длинными и не короткими.
Слайд 5
Эскиз, композиционная зарисовка в верхнем углу формата.
Определение пропорций и положения
каждого предмета
на формате А3
Определите формат листа (вертикаль, горизонталь, квадрат).
Разместите лист на планшете соответственно. Закрепи по возможности (зажимы, кнопки и др.).
Для работы (по возможности) используй карандаши разной твёрдости (для тёмного предмета - мягкий, для светлого предмета - твёрдый)
Выполнитете композиционный поиск натюрморта в верхнем правом углу листа.
Слайд 6Выбор формата, размещение массы натюрморта в листе
Определите основную массу
всего натюрморта. Используйте метод визирования (измеряй и сравнивай высоту и
ширину натюрморта, а, в дальнейшем, предметов натюрморта и их частей, сравнивай их друг с другом, определяйте пропорциональные отношения).
Разместите натюрморт на листе по правилам композиции. Расстояние от нижнего края листа до предметов больше, чем от верхнего края. На падающие тени места оставь больше.
Слайд 7
Определите пропорции каждого предмета, его положение, наметь на листе.
Найдите
положение плоскости стола и стены (вертикали и горизонтали), их границы.
Слайд 8Начало построения (осевые, невидимые линии,
основания предметов)
Начните построение предметов. Определите пропорции
частей предметов (деталей и их расположения). Наметьте осевые линии. Построение
начинайте с нижнего основания предмета, расположенного ниже остальных, затем дна предмета, а после – его верхнего основания. Вспомните, что эллипсы находятся на разном уровне по отношению к линии горизонта (выше, ниже) и выглядят по-разному – нижние – более раскрыты, чем верхние). Вспомните построение и тональный рисунок цилиндра, призмы (рисунок куба), шара, других геометрических тел и порядок их построения.
Слайд 9Построение. Уточнение формы деталей предметов.
Наметьте собственные тени (на предметах) и
падающие тени (от предметов).
Можно легко заштриховать их, накладывая штрих
по форме предмета. А затем работать тоном в тенях более тщательно.
Начинать лучше с самого тёмного места и сравнивать с ним другие.
Слайд 10Начало работы тоном. Падающие и собственные тени
Ведите работу поэтапно, передавая
форму предметов. Сначала усиливаем штрихом полутени, затем уточняем свет, блики
(если они видны).
Не забываем, что со стороны тени есть рефлекс (более светлое место в тени, которое может быть более или менее заметно).
Работаем с фоном, уплотняя его, на нашем примере драпировка плотная по тону, горизонтальная плоскость стола и натюрморта освещена сильнее фона и вертикальной плоскости постановки.
Слайд 11Работа тоном. Усиление падающих и собственных теней
Уточните в ходе работы
насыщенность тона (уточняем, что темнее, что светлее.)
Слайд 12Этап работы тоном. Работа над полутенями, деталями
Слайд 13Работа в тоне. Свет, блик, полутень.
Набор общего тона постановки.
Прорабатываем детали.
Если на предмете заметно отражение окружения, немного уточняем его (при
гладкой поверхности предмета).
Слайд 14Работа в тоне. Завершающий этап.
Деталировка, обобщение
Слайд 15Завершение работы над постановкой.
Подробнее проработайте предметы на первом плане,
выделяя их, более остальных.
Уточните, с какой стороны больше света
по отношению к лампе, освещения, а также какая часть фона светлей другой.
Обобщайте отношения света и тени в целом. Завершите работу.