Слайд 1Политическая культура
Введение. Проблема политической культуры в политологии и политической социологии
Слайд 2Политика - многоаспектное и многофакторное явление. Попытки одномерного рассмотрения в
истории политической мысли были, есть и будут. Это вполне естественно,
так как каждое теоретическое рассмотрение волей неволей стремится к некоторому монизму. Но сама многомерная природа политики и политического ведет к возможности (и, подчас, необходимости) разноаспектного объяснения этой сферы общественной жизни. При этом вполне возможно сохранить и методологический монизм. Но возможен вариант, когда аспект рассмотрения полагается исследователями (или правительственными, образовательными органами) как единственно верный.
Слайд 3Институциональная модель
(классический институционализм)
В институционализме политика рассматривается как институциональный результат.
Все
исследования и теоретические конструкции центрировались вокруг государственных институтов и структур,
влияющих на государственные институты (например, партии).
Слайд 4Институциональная модель
(классический институционализм)
При изучении правительственной политики в различных общественных сферах
этот подход естественным образом доминирует.
Кроме того, с деятельностью государственных
институтов связана и легитимность, и легальность политической активности. Они придаются или формально утверждаются официальными институтами.
Сфера компетенции (по большей части правомочная) у государственных органов всегда заведомо больше, чем у любого иного политического субъекта. Часть полномочий вообще является эксклюзивной - государство их монополизирует.
Отсюда универсальность, всеобщность государства.
Важный аспект монополия на принуждение в масштабах всего общества.
Слайд 5Процессная модель
Большое влияние бихевиоризма повлияло на рассмотрении политики как процесса.
Политическая активность избирателей, официальных политических деятелей (президентов, министров, парламентариев, судей,
бюрократов и т.п.), групп интересов и иных участников политической жизни составило на длительное время основу научного интереса политологов.
Слайд 6Процессная модель
Совокупность политической деятельности этих субъектов и составило содержание понятия
политического процесса.
Слайд 7Процессная модель
Поскольку сам процесс может быть разложен на некие составляющие,
которые могут представить целое политического процесса как набор “субпроцессов”, и
для субъектов политической активности они могут выступать как некоторые завершенности, то исследователи выделяют как самостоятельные следующие политические процессы (стадии принятия решения):
Слайд 8Политический процесс
как совокупность политических субпроцессов (1)
Слайд 9Политический процесс
как совокупность политических субпроцессов (2)
Слайд 10Групповая модель
Bentley, Arthur F. The Process of Government: A Study
of Social Pressures. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1908.
Truman, David
B. The Governmental Process. N.Y.: Knopf, 1951.
Основа теории групп связана с утверждением, что взаимодействие групп - центральный факт политики.
Индивиды с общими интересами объединяются вместе с целью оказывать давление на правительство. Равновесие групп, их борьба, коалиции - составляют основу политики.
Слайд 11Групповая модель
1) установления правил игры в групповой борьбе;
2) создание
компромиссов и балансирование интересов;
3) предписывание компромиссов в форме публичной
политики;
4) введение этих компромиссов.
Задача политической системы -управление групповыми конфликтами посредством:
Слайд 12Групповая модель
Теория арены.
Теория государства - третейского судьи.
Государство - игрок.
Государство и
группы интересов
Слайд 13Рациональная модель
1957 г. Энтони Даунс. Экономическая теория демократии.
Политика как получение
максимальной социальной выгоды.
Ни одна политика не может быть одобрена,
если ее цена будет превосходить ее результаты.
Из политических альтернатив субъект принятия решений должен выбрать то, которое в максимальной степени эффективно, то есть результаты в наибольшей степени превосходят затраты.
Слайд 14Определение рациональности
“Субъект никогда не выберет альтернативу X, если в то
же самое время доступна альтернатива Y, которая, с его точки
зрения, предпочтительнее X.”
Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм // Вопросы экономики. 1997. №7. С.37.
Слайд 15Рациональность
1. Индивидуальный характер:
Решения принимают не группы, не сообщества, а индивиды.
Три главные понятия рациональности
Слайд 16Рациональность
2. Ограничения:
а) ограничения материальные финансовые, информационные, материальные ресурсы;
б) временные ограничения;
в) формальные ограничения правила, нормы, законы, санкции;
г) неформальные ограничения семья, друзья, сообщество и т.п.
Три главные понятия рациональности
Слайд 17Рациональность
3. Субъективность:
Индивид сам осуществляет выбор между альтернативами, рациональность не
объективна, действия сознательны.
Три главные понятия рациональности
Слайд 18Рациональная модель системы принятия решений
Слайд 19Рациональная модель системы принятия решений
ВХОД: а) все ресурсы, необходимые для
чистого рационального процесса; б) все данные, необходимые для чистого рационального
процесса.
1. Определение полного набора операциональных целей с их значением (весом).
2. Определение полного списка других ценностей и ресурсов с их значимостью.
3. Подготовка полного набора альтернативных политических действий.
Слайд 20Рациональная модель системы принятия решений
4. Подготовка полного набора прогнозов результата
и цены каждой альтернативы.
5. Подсчет чистого ожидаемого результата по каждой
альтернативе.
6. Сравнение всех чистых ожидаемых результатов и идентификация альтернатив с наибольшим ожидаемым результатом.
ВЫХОД: Чистая рациональная политика/политики.
Слайд 21Рациональность
Проблема знания всей полноты условий, факторов, альтернатив, ресурсов.
Проблема
Слайд 22Модель теории игры
Приложение рациональной модели к индивидам, группам, конкурирующим в
политическом пространстве.
Каждая группа исходит из рациональных посылок.
Основа анализа
- столкновение разных стратегий.
В большей степени абстрактно-теоретический, чем содержательно-реальный подход.
Наибольший смысл имеет при моделировании международных конфликтов.
Слайд 24Модель теории игры
Отрицательный эквилибриум (равновесие) связан с совместно предпочтительной стратегией.
Положительный
эквилибриум (равновесие) связан с индивидуально предпочтительной стратегией.
Слайд 25Накопительная модель
Рассмотрение политики как продолжения прошлой правительственной активности только
с дополнительными модификациями.
Возник подход как критическая реакция на рациональную
модель (Charles E.Lindblom, 1959).
Слайд 26Системная модель
Идеи системности в естественных науках:
Биология: «общая теория систем»
(1945
г.) – Карл Людвиг фон Берталанфи [Ludwig von Bertalanffy].
Кибернетика
(1948 г.) - Норберт Винер [Norbert Wiener].
Социология:
1951 г. Толкотт Парсонс [Talcott Parsons]. «Социальная система».
Политология:
1957 г. Дэвид Истон [David Easton]. «Подход к анализу политических систем».
Слайд 27Системная модель
Политическая система = “взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно
распределяются ценности”.
Политическая система находится в окружающей среде, из которой исходят
входящие импульсы: требования и поддержка. На выходе - решения и действия.
Важный аспект - характеристики окружающей среды и возможности системы.
Конкурирующие требования.
Слайд 28Элитная модель
Политика осуществляется элитой, занимающей важнейшие позиции в социальных иерархиях,
что позволяет ей принимать важнейшие решения, касающиеся развития общества, и
распределять основные общественные ресурсы. Все остальные группы населения мало влияют на общественные дела.
Слайд 30Классовая модель
Класс полагается как основной элемент политического процесса, как синхронно
рассматриваемого, так и диахронно.
Наиболее известна марксистская концепция.
Слайд 31Детерминация политики (марксизм)
Слайд 32Культурная модель
Политика является частью сферы культуры, поскольку именно культурное наследие
и основанные на нем культурные образцы формируют политических субъектов и
способы их политической деятельности. Изменение культуры (различной природы детерминации) непосредственно связано с политическими трансформациями.