Слайд 1Направления работы
и виды деятельности на занятиях
по развитию навыков
коммуникативного взаимодействия
у детей с РАС
Слайд 2Этапы сопровождения семей,
имеющих детей с РАС
Слайд 3Виды деятельности на занятиях по формированию и развитию навыков коммуникативного
взаимодействия
Игры с телом.
Цель – опосредованное взаимодействие с ребенком, поддержание
контакта в рамках тактильных и вибрационных ощущений.
Задачи:
Смягчать сверхчувствительность или стимулировать ощущения при сниженной чувствительности.
Знакомить с частями тела и лица.
Развивать ощущения границ собственного тела у ребенка.
Предметные игры.
Цель – опосредованное взаимодействие с ребенком, поддержание контакта в рамках предметных игр.
Задачи:
Развивать выносливость в контакте.
Развивать репертуар предметных действий.
Формировать представления о качествах и свойствах предметов.
Слайд 4Игры с глазками.
Цель – прямое/непосредственное взаимодействие с ребёнком.
Задачи:
Формировать навык
установления зрительного контакта.
Упражнять выносливость в зрительном контакте.
Упражнять навык зрительного слежения.
Игры
по подражанию (игры с предметами, игры со звукоподражанием, пальчиковые игры, имитационные игры).
Цель – взаимодействие в контакте.
Задачи:
Формировать навык произвольных элементарных действий (подражание действиям с предметами, подражание крупным движениям, подражание мелким движениям пальцев рук, подражание в играх с лицом, звукоподражание).
Формировать навык взаимодействия с другими детьми и специалистом.
Развивать выносливость в контактах.
Сенсорные игры.
Цель – тонизирование ребенка в процессе взаимодействия средствами разнообразной сенсорной стимуляции.
Задачи:
Развивать выносливость в контакте.
Удовлетворить потребность ребенка в сенсорных ощущениях.
Знакомить с различными материалами, смягчать сверхчувствительность к определенным материалам.
Слайд 5Коррекционно-развивающая программа
педагогической направленности
детско-родительских игровых коммуникативных тренингов
«Играем дома»
Слайд 6«Играем дома»
Программа «Играем дома» направлена на помощь детям раннего возраста
и их семьям, впервые столкнувшихся с проблемами аутизма.
Цель программы:
Оснастить родителей приемами и способами взаимодействия с ребенком.
Дифференциальная диагностика в процессе наблюдения за взаимодействием ребенка с близким взрослым, специалистом и другими детьми.
Основные задачи:
- Обучить родителей способам установления контакта и взаимодействия с ребенком, играм, которые стимулируют развитие коммуникативных навыков.
- Просветить родителей в области подходов и методов коррекции аутизма.
- Разработать рекомендации по итогам дифференциальной диагностики и динамического наблюдения.
На входе родителям будут предложен модифицированный скрининговый тест M-CHAT на наличие аутизма у детей раннего возраста (от 16 до 30 мес.) с целью определения уровня восприятия близкими проблем ребенка.
На выходе заключение специалиста по результатам наблюдения в соответствии с психолого-педагогической классификацией аутизма разработанной О.С.Никольской в 1985 - 1987 гг.
Слайд 7Этапы сопровождения
I ЭТАП - первая сессия групповых игровых коммуникативных тренингов
формирующих родительскую компетентность в области подходов к коррекции коммуникативных нарушений,
оснащения приемами организации ребенка, направлениями игровых занятий, обогащение игрового репертуара. 12 занятий
II ЭТАП - домашние игровые занятия – самостоятельная домашняя работа (организация игрового взаимодействия с ребенком в домашних условиях, упражнения в рекомендованных видах контакта).
III ЭТАП - вторая сессия групповых игровых коммуникативных тренингов с целью наблюдения за развитием коммуникативных навыков детей в динамике и выработке рекомендаций. III этап детско-родительских игровых тренингов «Играем с мамой».
Цель: развитие навыков группового взаимодействия с сопровождением близкого взрослого
Задачи:
наблюдение за развитием коммуникативных навыков в динамике
Слайд 8Особенности реализации программы
Структурированное проведение занятия, сначала детьми усваивается «каркас» занятия,
который является постоянным и в дальнейшем насыщается содержанием в соответствии
с видами деятельности.
Занятие включает в себя время свободного/спонтанного взаимодействия и время организованного специалистом взаимодействия, по мере адаптации детей и усвоения ими стереотипа занятия свободное взаимодействие заменяется организованным, таким образом увеличивается время занятия и упражняется «выносливость» ребенка в контакте.
Ритмическая организация взаимодействия - игровые действия накладываются на ритм песни, считалки, речевого сопровождения и организуют работу группы в заданном темпе, дают возможность детям ориентироваться во времени регламентированное музыкальным или речевым сопровождением.
Чередование организованных видов деятельности обеспечивающих эмоциональный комфорт и поддержание работоспособности, а именно опосредованное и прямое взаимодействие с ребенком, тонизирование во время дискомфорта или усталости.
Организация и контроль за поведением ребенка на занятии осуществляется близким взрослым под руководством ведущего специалиста.
Сопровождение и лечение невролога в процессе занятий, с целью выявления степени неврологической патологии.
Слайд 9Адаптационная программа
социально-педагогической направленности
для детей с расстройствами
аутистической сферы
«ШАГ НАВСТРЕЧУ»
Слайд 10Цель программы:
Формирование коммуникативных
навыков у детей с РАС в процессе группового взаимодействия.
Основные
задачи:
• Формировать навыки взаимодействия.
• Формировать начальные представления о себе.
• Развивать собственную познавательную активность ребенка.
• Формировать игровые и поведенческие стереотипы, умения действовать по образцу.
• Обучать родителей (или лиц их заменяющих) способам и приемам взаимодействия с ребенком.
• Развивать способность применять полученные навыки взаимодействия в новых средах.
Слайд 11Дополнительные задачи:
• Формировать у детей представления о свойствах предметов (величина, форма,
цвет) в разных видах предметно-практической деятельности.
• Расширять тактильный опыт и смягчать
сверхчувствительность.
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Развивать зрительно – моторную координацию и слуховое внимание.
• Формировать элементы учебного поведения.
Слайд 12Этапы программы:
I этап
– пропедевтический
– преодоление сопротивления, установление контакта, усвоение детьми группы
стереотипа занятия, взаимодействие в различных формах и видах контакта с близким взрослым, в предметной и изодеятельности с сопровождением ведущего специалиста.
II этап – взаимодействие в новых средах, с разными взрослыми
Режим занятий:
в пропедевтический период – 2 занятия/неделю
в основной – 3 занятия в неделю
Всего реализуется 72 занятия
Период реализации 7 месяцев, октябрь – апрель м.
Слайд 13Блоки программы:
I Коммуникативные практики.
Цель: Формирование и расширение навыков взаимодействия
с направляющей и контролирующей помощью близкого.
Направления:
• Упражнения в контакте (зрительный,
тактильный).
• Упражнения в общении (реакции на имя, на обращение, выполнение просьб).
• Взаимодействие в игровой деятельности.
• Знакомство с частями тела и лица.
• Активизация голосовых реакций и речи.
• Действия по подражанию.
Слайд 14II Предметная деятельность:
Цель: Расширение навыков опосредованного взаимодействия в
предметной деятельности и сенсорных играх.
Направления:
• Сенсорные игры с пластической массой,
сыпучими материалами и водой.
• Предметно-развивающие игры (сортеры, вкладыши, бусы, шнуровки, разрезные картинки, пирамидки, матрешки).
• Формирование навыков самообслуживания (застегивание-расстегивание молний, застежек на липучках, пуговиц; знакомство с сезонной одеждой, выполнение последовательной цепочки действий с опорой на операционную линейку).
• Элементы сюжетно-ролевых игр.
Слайд 15
III Изобразительная деятельность:
Цель: Расширение навыков опосредованного взаимодействия
средствами изобразительной деятельности/совместного рисования.
Направления:
• Знакомство с изобразительными материалами и способами
рисования.
• Совместное рисование с близким взрослым.
• Воспитание эмоционально-положительных реакций на собственный рисунок.
Слайд 16Особенности реализации программы:
Углубленное медицинское и педагогическое обследование для определения
доступных способов и приемов взаимодействия;
Уточнение и использование сверхценных интересов ребенка
для «тонизирования» во время занятия;
Наличие ритуала на начало и окончание занятия, для обозначения временных границ и смягчения входа и выхода детей в/из организованной дея-ти ;
Последовательное и дозированное чередование видов деятельности для формирования стереотипа занятия и поддержания активности детей;
Закрепление формирующихся коммуникативных навыков в спонтанном взаимодействии детей до и после занятия, во время чаепития, в новых средах, со стимулирующей, организующей и контролирующей помощью близкого взрослого, оснащенного способами и приемами взаимодействия с ребенком.
Слайд 17В результате коррекционной работы
1. расширится диапазон навыков взаимодействия в контакте,
2. сформируется навык в распознавании себя,
3. сформируется игровые и поведенческие стереотипы,
4. ребенок научится
выполнять деятельность, сидя за столом с организующей и регулирующей помощью близкого взрослого,
5. родители овладеют способами регуляции поведения ребенка,
повысится уровень понимания и приятия близкими собственного малыша,
смягчатся имеющиеся реакции на сенсорные раздражители (слуховые, тактильные, вкусовые и т.п.).
Слайд 18Адаптационная программа
по формированию навыков
учебного поведения
«Хочу в школу»
Слайд 19Цель программы
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Задачи:
Формирование умений действовать
по правилам:
соблюдать правила поведения на уроке и перемене;
Формирование умений работать
в группе:
ориентироваться на педагога;
воспринимать фронтальную инструкцию;
начинать и заканчивать работу вместе с группой;
осуществлять деятельность, сидя за партой;
подчинять собственные интересы правилам, установленным в группе.
Формирование навыков продуктивного взаимодействия:
включаться в различные виды деятельности,
выполнять предлагаемые задания,
отвечать у доски;
действовать по образцу
работать в тетради
Слайд 20Формирование навыков социального взаимодействия
ориентироваться в социальных ролях, удерживать приемлемую дистанцию
общения,
обращаться к взрослому на «Вы», по ИО;
называть себя, отвечать
на вопросы о себе и своей семье;
слушать, отвечать на вопросы при косвенном и прямом контакте;
взаимодействовать в контакте с разными взрослыми;
взаимодействовать с другими детьми в учебных и свободных видах деятельности соблюдая правила и очередность;
обращаться за помощью при возникновении трудностей;
применять полученные навыки взаимодействия в новых средах.
Развитие элементов самоконтроля и произвольности
выполнять фронтальную инструкцию;
ориентироваться на поставленную задачу;
выполнять задание, опираясь на инструкцию, образец, операционные линейки;
замечать и устранять отклонения от образца с различной степенью самостоятельности;
сравнивать и оценивать результат собственной деятельности, ориентируясь на образец, работы других детей группы.
Слайд 21Блоки программы
I – ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
II – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В
УЧЕБНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
III – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 22I – ГРУППОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ
Цель - Формирование навыков группового
взаимодействия.
Структура занятия:
круг приветствия – приветствие с обращением к педагогу и
друг другу, тонизирование, настрой на работу
круг общения – вовлечение в коммуникативную среду, самопрезентация детей (ответы на вопросы о себе, рассказ по опорным карточкам и альбомам, рассказ)
поочередное выполнение задания
правила поведения в разных средах и ситуациях ( в соответствии с тематическим планом, с использованием презентаций, анимированных уроков, настольных игр)
Слайд 23II – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УЧЕБНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: формирование навыков учебного
поведения
Структура занятия:
Организованный вход
Приветствие
Правила поведения на уроке (посадка, ответы на вопросы
учителя, просьбы о помощи)
основной этап
Пальчиковая гимнастика, работа с лабиринтами для развития межполушарных связей мозга
Правило
Игра по правилам
Продуктивная деятельность
прощание
организованный выход
Слайд 24III – ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель – снятие психоэмоционального напряжения.
Структура занятия:
приветствие –
создание положительного эмоционального настроя, сплочение группы.
упражнения на ориентировку в
большом и малом пространстве
творческая работа с акцентом на ощущениях, чувствах и настроении детей во время рисования
выставка работ – обсуждение, закрепление нового опыта
прощание
Слайд 25Особенности реализации программы:
Совместное ведение занятия.
На первом этапе привлекается помощь
психолога в качестве тьютора. Задачей специалиста является контролирование ситуации, реагирование
на возможное агрессивное поведение, расторможенность или пассивность и позволяет дефектологу , реализовать содержательный компонент и уделять одинаковое количество внимания всем детям во время фронтального занятия.
Такую же роль выполняет дефектолог на групповых занятиях, организованных психологом.
Основные принципы совместного ведения коррекционно-развивающего занятия педагогом-психологом и учителем-дефектологом:
· коррекционно-развивающие цели и задачи специалистов должны быть
согласованы и не противоречить друг другу;
· необходимо выделить общие цели и задачи, которые каждый специалист
решает своими методами и приемами;
· необходимо разделение между специалистами форм деятельности – кто
является в данном случае ведущим специалистом, а кто помощником.
Слайд 26Особенности реализации программы:
Правила поведения являются обязательными для всех участников образовательного
процесса – педагога, детей и их родителей. Правила должны быть
просты и понятны ребенку, и не противоречить друг другу. Одновременно предъявляются одно — два правила. Следующие после того, как усвоены уже принятые правила.
Все правила обсуждаются с детьми, подробно разъясняются, демонстрируются ситуации с правильными и неправильными образцами поведения, моделируются ситуации с детьми.
Индивидуализация темпа деятельности необходимое условие психологического комфорта ребенка.
Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно справиться с заданием, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе, начинать и заканчивать работу со всеми.
Развитие навыков коммуникации и социализации
Это направление работы заложено во все виды учебной и внеучебной деятельности. Перемены предназначены не только для того, чтобы дети могли отдохнуть или выплеснуть накопившуюся энергию, но и приобретали навыки взаимодействия, учились правильно вести себя по отношению друг к другу. Умение обратиться за помощью, оказать посильную помощь, проявить самостоятельность направляются и контролируются взрослым.