Разделы презентаций


ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Содержание

Лекция 5. Компетенции журналиста: классика и инновации

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
1 семестр
Доц. Лукина М.М.

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестрДоц. Лукина М.М.

Слайд 2Лекция 5. Компетенции журналиста: классика и инновации

Лекция 5. Компетенции журналиста: классика и инновации

Слайд 3Какими компетенциями должен обладать журналист, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности?

Какими компетенциями должен обладать журналист, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности?

Слайд 4Требования к профессиональной личности: международные стандарты
Самостоятельность в принятии решения и

выборе средств
Умение отвечать за свои решения
Способность нести ответственность за себя

и близких
Готовность к действиям в нестандартных ситуациях
Обладание набором профессиональных компетенций
Способность работать в команде
Готовность к образованию в течение всей жизни
Информационная грамотность
Болонская декларация, 1992 г.
Требования к профессиональной личности: международные стандартыСамостоятельность в принятии решения и выборе средствУмение отвечать за свои решенияСпособность нести

Слайд 5Компетенция – знания, умения, навыки
КОМПЕТЕ́НЦИЯ (от лат. competens – способный)
Круг

вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.


Круг вопросов, в которых кто-н. хорошо осведомлён.
Круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.
Знания, опыт в той или иной области
Совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-л. деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений.

Словари Ушакова, Ожегова, Новый словарь методических терминов и понятий, БСЭ





Компетенция – знания, умения, навыкиКОМПЕТЕ́НЦИЯ (от лат. competens – способный)Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает

Слайд 6Тартусcкая декларация
Принята на ежегодной ассамблее Европейской ассоциации преподавателей журналистики (10

июня 2006 г. в г.Тарту, Эстония)

Члены Европейской ассоциации преподавателей журналистики

обучают и готовят своих студентов, опираясь на то, что журналисты должны служить обществу:
разъясняя его политические, экономические и социокультурные условия
способствуя и усиливая развитие демократии на всех уровнях
способствуя и усиливая персональную и институциональную ответственность
развивая возможности выбора для граждан в социальных и персональных контекстах.

В то же время обучаемым студентам следует понимать, что журналисты обязаны:
чувствовать ответственность за свободу слова
уважать целостность индивидов
быть критичным к источникам информации и беспристрастным в своих материалах
придерживаться общепринятых этических стандартов.

Тартусcкая декларацияПринята на ежегодной ассамблее Европейской ассоциации преподавателей журналистики (10 июня 2006 г. в г.Тарту, Эстония)Члены Европейской

Слайд 7Компетенции журналиста (по Тартусской декларации)
Понимать социальную роль журналистики и происходящие

в ней изменения.
Находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и

производственные цели определенных медиаканалов и СМИ.
Организовывать и планировать журналистскую работу.
Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования.
Выявлять главную информацию.
Структурировать информацию в журналистской манере.
Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму.
Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность.
Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе.
Работать в профессиональных медиа организациях или в качестве фрилансера.
Компетенции журналиста (по Тартусской декларации)Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения.Находить подходящие темы и аспекты,

Слайд 8Профессиональные компетенции (стандарт МГУ по «Журналистике»
Универсальные
Общенаучные
Инструментальные
Системные
Профессиональные
Базовые общепрофессиональные
Базовые практические по

видам деятельности

Профессиональные компетенции (стандарт МГУ по «Журналистике»УниверсальныеОбщенаучныеИнструментальные Системные ПрофессиональныеБазовые общепрофессиональныеБазовые практические по видам деятельности

Слайд 9Универсальные компетенции: общенаучные (1)
обладание знаниями о предмете и объектах

изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук:

физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития;
способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач;
владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества ;
Универсальные компетенции: общенаучные (1) обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и

Слайд 10Универсальные компетенции: общенаучные (2)
владение методологией научных исследований в профессиональной

области;
знание основных этапов развития цивилизации; представление о различных культурах и

религиях, о процессе формирования культурных традиций, ценностей и норм, методах эффективной межкультурной коммуникации; способность использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала и решения задач профессиональной деятельности;
понимание основных принципов функционирования современного общества и его социальных институтов, сущности социальных процессов; знание основных источников и методов получения социологической информации; умение использовать социологические знания в профессиональной деятельности;
знание характеристик различных политических систем и функций политических институтов; ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, умение применять политологические знания в профессиональной деятельности;
владение основами знаний в области психологии личности, межличностного и межгруппового общения; умение базироваться на этих знаниях в коллективной и индивидуальной профессиональной деятельности;

Универсальные компетенции: общенаучные (2) владение методологией научных исследований в профессиональной области;знание основных этапов развития цивилизации; представление о

Слайд 11Универсальные компетенции: инструментальные (1)
владение нормами русского литературного языка и функциональными

стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную

культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах;
владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке;
владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

Универсальные компетенции: инструментальные (1)владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении

Слайд 12Универсальные компетенции: инструментальные (2)
способность использовать современную вычислительную технику и специализированное

программное обеспечение в научно-исследовательской работе;
владение основными юридическими понятиями, навыками понимания

юридического текста; умение использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; способность использовать правовые знания для защиты своих гражданских интересов и прав;
способность использовать полученные экономические знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности;
владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;


Универсальные компетенции: инструментальные (2)способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в научно-исследовательской работе;владение основными юридическими

Слайд 13Универсальные компетенции: системные
способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных

гипотез;
способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации,

к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения;
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности.
Универсальные компетенции: системныеспособность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез;способность к поиску, критическому анализу, обобщению и

Слайд 14Профессиональные компетенции: базовые общепрофессиональные (1)
знание основных зарубежных и российских концепций

массовой коммуникации, понимание природы и функций СМИ как важнейшего социального

института;
понимание сущности журналистской профессии, ее роли в жизни социума, ответственности СМИ и журналистов перед обществом;
знание базовых принципов формирования медиасистемы и специфики различных видов СМИ, особенностей национальных моделей СМИ;
знание базовых понятий теории литературы, истории русской и зарубежной литературы как основы общекультурного багажа журналиста;
знание этапов и закономерностей развития российской и зарубежной журналистики, лучших ее образцов; способность использовать исторический опыт в практике;
владение основами знаний в различных сферах жизни общества и ориентация в актуальных проблемах, которые являются объектом освещения в СМИ; способность основываться на этих знаниях при подготовке журналистских материалов;
Профессиональные компетенции: базовые общепрофессиональные (1)знание основных зарубежных и российских концепций массовой коммуникации, понимание природы и функций СМИ

Слайд 15Профессиональные компетенции: базовые общепрофессиональные (2)
осведомленность в современных тенденциях развития медиаотрасли;

знание мировых и отечественных актуальных практик;
понимание сущности журналистской деятельности как

многоаспектной: индивидуальной и коллективной, текстовой и внетекстовой; связанной с подготовкой собственных публикаций и работой с другими участниками производственного процесса;
понимание природы современных медиатекстов, принципов их создания и редактирования, в том числе для разных медийных платформ, умение применять эти знания в практической работе;
понимание особенностей журналистского текста, его содержательной и структурно-композиционной специфики, знание различных жанров и стилей;
свободное владение лексическими, грамматическими и стилистическими нормами современного русского языка, понимание особенностей языка СМИ и умение применить эти знания при создании журналистских текстов;
владение иностранным языком для осуществления личностной и профессиональной коммуникации
Профессиональные компетенции: базовые общепрофессиональные (2)осведомленность в современных тенденциях развития медиаотрасли; знание мировых и отечественных актуальных практик;понимание сущности

Слайд 16Профессиональные компетенции: базовые общепрофессиональные (3)
понимание роли аудитории в потреблении и

производстве массовой информации; понимание природы общественного мнения и смысла общественного

участия в СМИ;
владение юридическими нормами, регулирующими функционирование СМИ и деятельность журналистов;
знание профессиональных этических норм журналистики, основных российских и международных документов по профессиональной этике журналиста;
ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и деятельности журналиста;
знание особенностей работы журналиста в условиях медиаконвергенции; владение современными технологиями, применяемыми разными медийными каналами;
представление об экономических регуляторах деятельности СМИ; знание основ медиаменеджмента и маркетинга;
знакомство с основами связей с общественностью и рекламной деятельности, умение пользоваться этими знаниями в редакционной работе;

Профессиональные компетенции: базовые общепрофессиональные (3)понимание роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации; понимание природы общественного мнения

Слайд 17Базовые практические по видам деятельности (1)
авторская деятельность – умение находить

актуальные темы, проблемы; владение методами сбора информации, её проверки и

анализа; способность в рамках отведенного бюджета времени готовить материалы для масс-медиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем, с возможностью их размещения на различных мультимедийных платформах;
редакторская деятельность – умение анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
проектно-аналитическая деятельность — способность участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ, умение разрабатывать локальный авторский медиапроект;
Базовые практические по видам деятельности (1)авторская деятельность – умение находить актуальные темы, проблемы; владение методами сбора информации,

Слайд 18Базовые практические по видам деятельности (2)
организационно-управленческая деятельность – способность участвовать

в соответствии с должностными обязанностями в подготовке медиапроекта, планировать и

координировать редакционную работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами;
социально-организаторская деятельность – владение навыками сотрудничества с представителями различных сегментов общества; умение работать с авторами и редакционной почтой, организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций;
производственно-технологическая деятельность – способность участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радио- программы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями;
научно-исследовательская деятельность – умение проводить актуальные медиаисследования на основе знания их видов и типов, принципов разработки методологии, методов сбора и анализа информации.

Базовые практические по видам деятельности (2)организационно-управленческая деятельность – способность участвовать в соответствии с должностными обязанностями в подготовке

Слайд 19 Виды деятельности и группы обязанностей в журналистике
Авторская: группа обязанностей

«ТЕКСТ»
 
Программно-аналитическая, продюсирование: группа обязанностей «КОНТЕНТ»

Социально-организаторская: группа обязанностей «КОНТАКТЫ»:
 
Производственно-технологическая:

группа обязанностей «ПРОДУКТ»
 

Виды деятельности и группы обязанностей в журналистикеАвторская: группа обязанностей «ТЕКСТ» Программно-аналитическая, продюсирование: группа обязанностей «КОНТЕНТ» Социально-организаторская: группа

Слайд 20 Группа обязанностей «Текст»
Авторская деятельность (творчество) - журналист, создающий

тексты
Владение технологиями создания текстов (полный цикл):
выбор актуальных тем
поиск и проверка

информации, работа с источниками
воплощение замысла
прохождение текста
владение жанрами журналистики
понимание информационных запросов аудитории


Группа обязанностей «Текст»Авторская деятельность (творчество) - журналист, создающий текстыВладение технологиями создания текстов (полный цикл):выбор актуальных

Слайд 21Группа обязанностей «Контент»:
Деятельность программно-аналитическая, продюсирование
Журналист пишет для конкретного издания

и знает его особенности
Журналист участвует в разработке

контента СМИ:
мониторинг и анализ информационной среды
информационный маркетинг
создание контента (общего содержания СМИ)
разработка проектов

Группа обязанностей «Контент»: Деятельность программно-аналитическая, продюсированиеЖурналист пишет для конкретного издания и знает его особенностиЖурналист участвует в разработке

Слайд 22Группа обязанностей «Контакты»
Деятельность социально-организаторская ,
внешний менеджмент
Журналист находит

и поддерживает контакты с авторами, институтами власти, информационными службами

и другими ньюсмейкерами
Журналист работает с аудиторией
расширение границ общения на разных платформах
работа с письмами, на форумах, в соц.сетях
организация опросов, ведение дискуссий
Продвижение контента, реализация проектов

 

Группа обязанностей «Контакты»Деятельность социально-организаторская ,  внешний менеджмент Журналист находит и поддерживает контакты с авторами, институтами

Слайд 23Группа обязанностей «Продукт»:
Деятельность редакторская, производственно-технологическая
Журналист участвует в

создании информационного продукта:
планирование выпуска
редактирование текстов
подготовка справочного материала
конструирование продукта
корректировка

оперативных действий
согласование действий с партнерами
проверка информации и т.д.

 

Группа обязанностей «Продукт»: Деятельность редакторская, производственно-технологическая  Журналист участвует в создании информационного продукта:планирование выпускаредактирование текстов подготовка справочного

Слайд 24Исследование EJTA: реконфигурация матрицы компетенций
Опрос европейских и российских журналистов и

студентов журфаков
Главный вопрос: каким компетенциям следует уделить особое внимание при

формировании программ журналистского образования в будущем
Основной итог исследования: «возвращение к истокам»
Исследование EJTA: реконфигурация матрицы компетенцийОпрос европейских и российских журналистов и студентов журфаковГлавный вопрос: каким компетенциям следует уделить

Слайд 25Инновационная компетенция-1: «Участие»
понимать роль и значение журналистики в современном

обществе
способствовать развитию диалога
знать, как привлечь аудиторию к производству контента
иметь желание

взаимодействовать со своей аудиторией
Инновационная компетенция-1: «Участие» понимать роль и значение журналистики в современном обществеспособствовать развитию диалогазнать, как привлечь аудиторию к

Слайд 26Инновационная компетенция-2: «Открытость, транспарентность»
понимать, как ваша информация может повлияет на

общество
готовность воспринимать критику
брать ответственность за свои решения
быть надёжным работником

Инновационная компетенция-2: «Открытость, транспарентность»понимать, как ваша информация может повлияет на обществоготовность воспринимать критикубрать ответственность за свои решениябыть

Слайд 27Инновационная компетенция-3: «Навигация»
уметь определить релевантную тему для определенной аудитории
находить темы,

достойные освещения
уметь отбирать проверенную информацию
уметь объяснять, интерпретировать выбранную информацию

Инновационная компетенция-3: «Навигация»уметь определить релевантную тему для определенной аудиториинаходить темы, достойные освещенияуметь отбирать проверенную информациюуметь объяснять, интерпретировать

Слайд 28Инновационная компетенция-4: «Повествование»
уметь сделать материал информационно сбалансированным
уметь использовать различные способы

изложения
быть способным работать над улучшением содержания и формы
обладать хорошей лингвистической

подготовкой
Инновационная компетенция-4: «Повествование»уметь сделать материал информационно сбалансированнымуметь использовать различные способы изложениябыть способным работать над улучшением содержания и

Слайд 29Инновационная компетенция-5: “Кроссмедиа”
знать возможности канала информации
выстраивать текст в соответствии с

технологиями новых медиа
представлять контент во всех комбинациях слов, звуков и

картинок
уметь работать с технологической инфраструктурой
Инновационная компетенция-5: “Кроссмедиа”знать возможности канала информациивыстраивать текст в соответствии с технологиями новых медиапредставлять контент во всех комбинациях

Слайд 30Инновационная компетенция-6: «Предпринимательство»
приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам
уметь работать в рамках бюджета
демонстрировать

отдачу работе и инициативу
иметь представление об условиях на медиарынке

Инновационная компетенция-6: «Предпринимательство»приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствамуметь работать в рамках бюджетадемонстрировать отдачу работе и инициативуиметь представление об условиях

Слайд 31Новые роли журналиста
«Универсальный журналист»
«Журналист-рюкзачник»
«Твиттер-репортер»
«Журналист-антрепренер»
«Модератор/DJ гражданского контента»
Фрилансер
Еще?

Новые роли журналиста«Универсальный журналист»«Журналист-рюкзачник»«Твиттер-репортер»«Журналист-антрепренер»«Модератор/DJ гражданского контента»ФрилансерЕще?

Слайд 32Задание
Какие компетенции, на ваш взгляд, являются самыми важными в работе

журналиста?

Попробуйте определить, какие компетенции вам будет труднее всего сформировать/освоить в

ходе учебы?
ЗаданиеКакие компетенции, на ваш взгляд, являются самыми важными в работе журналиста?Попробуйте определить, какие компетенции вам будет труднее

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика