Слайд 1Гигиенические основы режима дня
детей разного возраста.
Гигиена учебных занятий в школе
Слайд 2Гигиенические основы режима
для детей разного возраста
Обязательные элементы режима дня:
Режим
питания
Продолжительность и кратность сна
Время пребывания на воздухе в течение
дня
Продолжительность и место обязательных занятий в образовательных учреждениях и дома
Свободное время
Слайд 3Режим питания
Режим питания определяется кратностью и интервалами. На первом году
жизни питание осуществляется по требованию, к году и далее –
4 – кратное питание с интервалами не более 3,5 часов.
Слайд 4Режим питания для детей
дошкольного возраста
В первые
3 года жизни ребенок должен получать свой рацион приблизительно равномерными
порциями в течение дня, постепенно переходя от 6-7-кратного приема пищи к 5-, а затем к 4-кратному.
В дошкольном возрасте суточный рацион распределяется с выделением обеда как большего по объему и энергетической ценности приема пищи. Меню составляется таким образом, чтобы мясные и рыбные блюда дети получали в 1-й половине дня, так как продукты богатые белком, повышают обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Эти продукты, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке, и при этом требуется большая пищеварительная активность.
В ДОУ должны воспитываться основные гигиенические навыки, связанные с едой: тщательное мытье рук перед едой, привычка без торопливости, тщательно прожевывать пищу, правильно вести себя за столом.
Слайд 5Режим питания для учащихся школ
Для учащихся общеобразовательных учреждений режим питания
организуется с учетом занятий в 1-ю и 2-ю смены.
1-я
смена 1-й завтрак (25% рациона) перед уходом в школу
2-й завтрак (школьный, 15-20%) в 11-12 ч
обед (35-40%) по возвращении из школы в 15-16 ч
ужин (около 20% рациона)
2-я смена завтрак в 8 ч
обед перед уходом в школу–в 12-13 ч
горячий полдник в школе в 16 ч
ужин – в 19-20 ч
Слайд 6Продолжительность и кратность сна
Достаточность сна является важным компонентом режима дня.
Именно во сне осуществляются основные метаболические и клеточные перестройки,
определяющие формирование скелета ребенка.
Для детей до 3-х лет:
ночной сон – 10-11 часов дневной сон
1-3 месяца – 4-х кратный
3-6 месяцев – 3-4-х кратный
6-9 месяцев – 3-х кратный по 1,5-2 часа
9-12 месяцев – 2-х кратный по 2-2,5 часа
Слайд 7
Для детей дошкольного возраста
1-1,5 года – 12-12,5 часов,
из них 3,5 часа на дневной двухразовый сон;
1,5-3 лет – 12-12,5 часов, из них не менее 3 часов на дневной одноразовый сон;
3-5 лет – 12-12,5 часов, из них 2 часа на
дневной одноразовый сон;
5-7 лет – 11,5 часов, из которых 1,5 часа – дневной сон.
Продолжительность сна у школьников
7 – 10 лет – 10-11 часов
11 – 14 лет – 9-10 часов
15 – 17 лет – 8-9 часов.
Слайд 8Общая продолжительность
пребывания на свежем воздухе
До 1 года – 5
- 6 часов,
включая сон на свежем воздухе;
дошкольный возраст
– не менее 4-4,5 часов,
2 раза в день;
младший школьный возраст –
не менее 3-3,5 часов;
средний школьный возраст –
2,5-3 часа;
старший школьный возраст –
2-2,5 часа.
Слайд 9Продолжительность и место обязательных занятий в образовательных учреждениях и дома
Продолжительность занятий в дошкольных
образовательных учреждениях:
Младшая группа (4
года) – 11 занятий в неделю, не больше 2-х в день по 15 мин каждое;
Средняя (5 лет) – 12 занятий в неделю, не больше 2-х в день по 20 мин каждое;
Старшая (6 лет) – 15 занятий в неделю, не больше 3-х в день по 20-25 мин каждое;
Подготовительная (7 лет) - 17 занятий в неделю, не больше 3-х в день по 30 мин каждое.
Слайд 10Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки в школах
Слайд 11 Продолжительность домашних занятий
1 класс – 1 час
2 –
3 классы – 1,5 часа
4 – 5 классы – 2
часа
6 – 8 классы – 2,5 часа
9 – 11 классы – до 3,5 часов
Слайд 12Свободное время
Свободное время учащиеся используют сообразно своим
интересам, для чего предусматривается специальное время:
для детей 3-7 лет
(игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) – не менее 3 - 4 ч;
для школьников младшего возраста – 1-1,5 ч,
среднего и старшего возраста – 1,5 - 2,5 ч в день.
В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций.
Слайд 13Гигиена учебных занятий в школе
Гигиенические принципы организации учебного процесса:
принцип
соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям
принцип научной организации учебного
процесса
принцип обеспечения оптимальных условий обучения.
Слайд 14Гигиенические требования к расписанию уроков
Оптимальное время для начала занятий
для 1-ой смены – 8.00 – 9.00 часов, для
2-ой – 14.00; запрещается проведение нулевых уроков.
Недельная нагрузка
1 класс – не более 21 часа при 5-дневной неделе; 10 - 11 класс – не более 37 часов.
(смотри ниже)
Облегченный учебный день в течение недели для младших, средних классов – среда, старших – четверг, для всех классов – уменьшение нагрузки в понедельник и пятницу.
Слайд 15Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Слайд 16Распределение предметов различной трудности по дням недели
для младшего и среднего возраста – наибольшая интенсивность (сумма
баллов за день) – во вторник, четверг;
9 – 11 классы – вторник, среда.
Дневная нагрузка
начальные классы – не более 5 уроков, 5 – 11 классы – не более 6 уроков;
1 класс – 4 урока в день; один день – 5 уроков (за счет физической культуры);
2 – 4 классы – 5 уроков в день; один день – 6 уроков (за счет физической культуры);
5 – 6 классы – 6 уроков;
7 – 11 классы – 7 уроков, не более 3 уроков физкультуры в неделю.
Слайд 17Продолжительность уроков
для 1 класса – сентябрь,
октябрь – 3 урока по 35 мин;
2 четверть – 4 урока по 35 мин;
со 2-го полугодия и далее – по 45 мин.
Сдвоенные уроки
в младших классах – не допускаются. В 5-9 классах – лабораторные, контрольные, уроки труда, физкультуры, в т. ч. ходьба на лыжах, плавание. В 10-11 классах – по основным и профильным предметам при условии проведения ежедневной динамической паузы в середине школьных занятий не меньше 30 мин.
Перемены
малые – по 10 мин, большая – 20 – 30 мин.
Слайд 18
Распределение учебных предметов по урокам в зависимости от их
трудности
младшие классы – 2 –
3 урок, оптимальнее – 2 урок
старшие классы – 2,3,4 уроки.
Распределение по урокам сходных по характеру учебных действий предметов
близкие по характеру выполнения учебных действий предметы нежелательно располагать на смежных предметах: русская литература – немецкая литература, ручной труд – рисование, труд в мастерской – физкультура.
Чередование различных видов деятельности
Слайд 19Урок
Структура:
Вводная часть (организационные мероприятия и опрос)
Основная часть (новый учебный материал)
Заключительная
часть (тренировочное воспроизводство)
Слайд 20 Продолжительность
см. выше
Плотность урока
время занятий учебной работой
продолжительность занятия
должна
составлять 60 – 80%
Количество видов учебной деятельности
письмо, чтение, рассказ, ответы на вопросы – 4 – 7 видов
Длительность каждого вида деятельности
не более 10 мин
Количество видов преподавания
словесной, наглядной, аудиовизуальной – не менее 3х
Чередование видов преподавания
через 10 – 15 мин
Слайд 21Количество эмоциональных разрядок
2 – 3 в
течение занятия
Место и длительность применения технических средств обучения
(ТСО)
длительность занятий с ТСО и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. Количество уроков с ТСО I ступени – 3 – 4 раза в неделю, II – III ступени – 4 – 6 раз
Физкультминутки
на 20-ой и 35-ой минуте урока – легкие упражнения с повторением
Должна соблюдаться правильная учебная поза
Психологический климат
должны преобладать положительные эмоции
Момент наступления утомления
должен наступать не ранее 40 минут от начала занятия